Мусульманская правовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цели данной курсовой работы:
анализ различных правовых систем
выявление общих и отличных признаков
раскрыть право собственности в различных правовых системах, найти общее и индивидуальное
Задачи данной курсовой работы:
провести исследование по данной проблеме, проанализировать ее и
сделать вывод, выявить причины различий в правовых системах.

Содержание

Введение 3
I. Право собственности
1.1 Понятие права собственности 5
1.2 Приобретение, ограничение и прекращение права собственности 7
II. Континентальная система права
2.1 Общая характеристика континентальной системы 11
2.2 Право собственности в Романо-германской системе права 12
III. Англо-американская правовая система
3.1 Общая характеристика системы общего права 15
3.2 Право собственности в англо-американской системе права 16
IV. Мусульманская правовая система
4.1 Общая характеристика правовой системы 19
4.2 Право собственности в мусульманской правовой системе 20
Заключение 27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик по гражданке 5.5.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

   Наконец, согласно шариату, отдельные виды имущества  не могут находиться в индивидуальной (частной) собственности. Наряду с такими объектами, которые служат публичным интересам (например, крупные дороги или кладбища), к таковым относятся и характерные только для ислама ценности. По словам пророка, "люди - сотоварищи в пользовании тремя вещами: пастбищами, водой и огнем". Иначе говоря, эти три "вещи" должны принадлежать коллективной или государственной собственности, поскольку призваны обеспечивать первейшие жизненные потребности всех людей.

   Другая  группа установленных мусульманским  правоведением ограничений относится  к обращению с имуществом. Прежде всего, речь идет о запрете причинять вред другим при пользовании своей собственностью. Стремление исключить нанесение ущерба или по возможности уменьшить его прослеживается в ряде принципов мусульманского права: "не допускается ни причинения вреда, ни нанесения ущерба в ответ на причиненный вред", "ущерб должен быть компенсирован", "причинение вреда подлежит предотвращению по мере возможности". В этой связи обратим внимание на любопытную особенность шариата, который устанавливает ответственность за ущерб независимо от степени вины лица, этот ущерб причинившего.

   Вместе  с тем мусульманское право  допускает причинение вреда собственнику, если неприкосновенность его прав грозит более тяжким ущербом. Об этом свидетельствуют  такие принципы, как "надлежит переносить причинение частного вреда ради предотвращения вреда общего", "из двух зол выбирается менее тяжкое". Эти максимы лежат в основе тщательно разработанного мусульманской юриспруденцией института принудительного изъятия частной собственности в интересах общей пользы при условии предварительной справедливой компенсации. К ограничениям в сфере пользования имуществом можно отнести и установленный в шариате запрет на монополию.

   Установленные в шариате ограничения права  собственности касаются и передачи имущества другим лицам. Например, в своем завещании наследодатель может распорядиться не более чем одной третью принадлежащего ему имущества, две трети которого распределяются между наследниками в установленных шариатом последовательности и доле. В социальном смысле особое значение имеют предусмотренные мусульманским правом обременения собственности. При этом важно понимать, что шариат осуждает не богатство само по себе, а пустое накопительство, сосредоточение в одних руках имущества, которое не используется, не находится в обороте и не дает дохода, не расходуется в полезных целях. По этому поводу в Коране сказано: "А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на дело Аллаха, возвести, что ждет их мучительное наказание" , "Расходуйте то, что даровано вам в наследство". Именно из этих положений возник такой специфический институт мусульманского налогового права, как закят - обязательное пожертвование, которое состоятельные мусульмане должны предоставлять нуждающимся - неимущим, беднякам, путникам. [№8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что задачи и цели, которые были поставлены в данной курсовой работе, были достигнуты. Я попыталась понять,  что  же  такое  система  права  вообще,  определить сущность каждой из рассмотренных мною систем права, выявить ее основные черты и особенности, проследить  историю возникновения и   этапы   развития системы права, выявить ее закономерности.

   Понятие правовой системы заключается в  том, чтобы отразить право как систему норм, правовую деятельность, правовую идеологию и др. С учетом этого содержанием правовой системы охватываются следующие аспекты:

1. институциональный – право, выраженное в нормах, институтах и отраслях;

2. организационно-структурый – правовые учреждения, обеспечивающие действие права;

3. поведенческий – право, выраженное в правовой деятельности, юридической практике;

4. духовно-культурный – право, представленное правовой идеологией, правовой культурой в целом.

   Следовательно, правовая система притягивает к себе все те явления правовой действительности, которые, так или иначе, характеризуют право: правовую доктрину, господствующие правосознание, тип правовой системы, правовой менталитет нации, нормы права, основные институты права, характер правовой деятельности, юридической практики.

   Системное построение права означает, что оно  представляет собой некое целостное  образование, состоящее из множества  элементов, находящихся между собой  в определенной взаимосвязи. Поскольку  содержание права составляют его нормы, то и система права представлена определенным образом структурированными и взаимосвязанными нормами права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами или группами норм связь придает им определенное структурное единство. Таким образом, несколько норм объединяются в более однородные нормативно – юридические образования – институты права, а те, в свою очередь, - в отрасли и подотрасли права. В своем единстве они составляют систему права. Система права - это объективно существующее внутренне строение права, его подразделение на  отрасли, подотрасли, институты.

   Современная правовая карта мира представлена примерно 200 правовым системами. Каждая из них в чем-то уникальна, особенна и неповторима. Однако есть что-то общее, типичное, что дает основание объединить их в единые, родственные классификационные группы – так называемые правовые семьи. Правовые семьи представляют собой группы национальных правовых систем, объединенных общностью исторического пути формирования права, т. е. происхождением и эволюцией правовых систем, своеобразием его источников, структуры, а так же особенностью правового мышления, правовой культуры в целом государственно-организованной нации.

   Главной причиной является различие источников, под  влиянием которых формировалась та или иная правовая система. Особенности также  формировались под влиянием национальных обычаев и традиций. Так, например, формирование правовой доктрины в мусульманских странах развивалось на основе норм Корана и Сунны, а  в странах континентальной Европы  на основе римского права, в странах общего права становление правовой доктрины основывалось на судебной практике и законах, издаваемых парламентом.

     Для всех стран независимо, к какой  правовой системе они принадлежат  характерно то, что право собственности является основным двигателем экономики и одним из самых широких и хорошо разработанных правовых институтов.

       Изучая  труды современных ученых по данной проблеме, я прослеживала процесс  сближения правовых систем различных государств, их взаимопроникновение и взаимовлияние. Приоритетными среди норм права цивилизованных стран становятся, прежде всего, нормы, направленные на защиту прав и свобод человека. Правда, наиболее сложно процессы унификации правовых норм и законодательства в целом протекают в тех государствах, правовые системы которых находятся под сильным воздействием религиозных и национальных традиций.   
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в редакции ФЗ от 18 декабря 2006 года)

2. Ахмеджанов У. Институт собственности в мусульманском праве. - М.: 

    Юрайт  - Издат, 2002.

3. Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. – М.: Проспект,

    2000

4. Давид Р.  Основные правовые системы современности. – М.: Норма, 2002.

5. Европейское  право. Учебник для вузов.- М.:Норма, 2005.

6. Загряжский Г.В. Правовые системы современности. - М.: Юрист, 2004

7. Иоффе О.С. «Избранные труды по гражданскому праву». – М.: Статут,2004

8. Лукьянов Мусульманское право: структура и основные институты.

    М.: Юрайт - Издат, 2001.

9. Право:  Учебник для вузов. – М.: Закон  и право, 2001

10. Червонюк В.И. Теория государства и права. – М.: Инфра-М, 2003

11. Шершневич Р.Ф. «Учебник по гражданскому праву». – М.: Статут, 2003. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  2 

 
 

 
 

1066   XIV             1616          1873-1875           XX-XXI     

               право справедливости

              общее право

              современное английское право 
 

1.1 Динамика развития  системы общего  права 
 
 
 
 
 

 
 

 

 

 

  XIII                XVII                             XX-XXI              
 

1.2 Динамика развития Романо-германской правовой системы

Информация о работе Мусульманская правовая система