Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:40, курсовая работа
Цели данной курсовой работы:
анализ различных правовых систем
выявление общих и отличных признаков
раскрыть право собственности в различных правовых системах, найти общее и индивидуальное
Задачи данной курсовой работы:
провести исследование по данной проблеме, проанализировать ее и
сделать вывод, выявить причины различий в правовых системах.
Введение 3
I. Право собственности
1.1 Понятие права собственности 5
1.2 Приобретение, ограничение и прекращение права собственности 7
II. Континентальная система права
2.1 Общая характеристика континентальной системы 11
2.2 Право собственности в Романо-германской системе права 12
III. Англо-американская правовая система
3.1 Общая характеристика системы общего права 15
3.2 Право собственности в англо-американской системе права 16
IV. Мусульманская правовая система
4.1 Общая характеристика правовой системы 19
4.2 Право собственности в мусульманской правовой системе 20
Заключение 27
Список литературы
Следует
отметить, что английское общее
право не является правом Великобритании,
оно применяется на территории
Англии и Уэльса, а Шотландия,
Северная Ирландия, острова
Ла-Манша и остров Меэ не
относятся к англосаксонской системе
права.
3.2 Право собственности в системе общего права.
Собственность (property, ownership) – одно из ключевых понятий в англо-американском праве. Вещное право как система норм, рассчитанных на урегулирование отношений лица к вещи, отсутствует. Место категории «вещное право» занимает «собственность». Отсутствует четкое деление прав на свои и на чужие вещи. В строгом континентальном смысле даже собственность на недвижимость в англо-американском праве не является правом на свою вещь, ибо верховным собственником земель признается государство («корона»).
Главная
черта англо-американской трактовки
собственности состоит в
Разделение
права собственности
Собственность трактуется предельно широко. Помимо традиционных прав к ней подчас относят даже некоторые права требования (например, на получение пенсий, пособий, алиментов и др.), исключительные права (на интеллектуальную собственность), особенно если они отчуждаемы. Логика рассуждений при этом такова – раз право может быть отчуждено, оно является вещью, пусть и особого рода, а значит, может выступать как объект права собственности.
Наиболее ярко все перечисленные особенности понимания права собственности выражены в доверительной собственности (trust). Сущность заключается в том, что и доверительный собственник и выгодоприобретатель считаются собственниками, но с разным объемом прав - первый имеет право осуществлять управление переданным ему имуществом, а второй – сохраняет право на доход и на получение вещи обратно. Объем прав может меняться в зависимости от того, на каких условиях учрежден траст.
Владение в рамках англо-американского права также трактуется как фактическое состояние связанности лица с вещью, однако для защиты владения используются не специальные владельческие иски, а иски из причинения вреда (trespass u nuisance). А это означает, что защита владения поставлена в зависимость от наличия или отсутствия вины в его нарушении.
Что
касается прав на чужие вещи, то они
как категория отсутствуют. Впрочем,
это не означает, что они неизвестны практике.
Например, к числу вещных могут быть отнесены
залоговые права и сервитуты. [см. Приложение
2 ]
МУСУЛЬМАНСКАЯ
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
4.1 Общая характеристика мусульманской системы права
Под мусульманским правом вообще понимается комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы.
Правовые системы мусульманских стран, хотя они и имеют определенные различия, сформировались и функционируют на религиозной основе ислама. В связи с этим основным источником - стержнем - мусульманского права является Коран, наряду с которым действует также Сунна - жизнеописание Магомета - его поступков, поведения, высказываний. Большую роль в обоих этих источниках, обладающих юридической силой, играет понятие справедливости.
Третий источник мусульманского права - иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросам обязанностей правоверных, которое формируется на основе единого мнения знатоков ислама. Наконец, источником мусульманского права является кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии.
Следует
отметить, однако, что нормы мусульманского
права обладают относительной
Правовые
системы различных
4.2 Право собственности в мусульманской правовой системе
Среди основных ценностей, которые защищаются законом мусульман - шариатом, наряду с религией, жизнью, разумом и достоинством значится и собственность. Так, согласно мусульманскому праву, собственностью может быть только то, что обладает полезными качествами и разрешено шариатом, а индивидуальное право на нее действует только до тех пор, пока человек использует ее для общего блага.
Вопросы собственности, как правило, не занимали самостоятельного места в традиционных трактатах по шариату, а рассматривались мусульманскими юристами попутно в связи с разработкой иных вопросов - таких, например, как ганима (военная добыча), закят (обязательное пожертвование), раздел наследства, некоторые виды договоров. Вместе с тем важной вехой в развитии средневековой исламской мысли стали труды, в которых основное внимание уделялось государственным финансам, налогам, казне, имущественному статусу различных категорий населения, а значит - собственности.
Современная
мусульманская юриспруденция
С учетом приведенных критериев к "маль" относят, прежде всего, материальные ценности в их натуральной форме. Вместе с тем, по преобладающему среди мусульманских правоведов мнению, "маль" подразумевает не только физические предметы, но и полезные свойства вещей в качестве особой разновидности имущества. Учет этих свойств крайне важен для определения правового статуса имущества. Дело в том, что шариат считает ценным только то имущество, которое разрешено для пользования мусульманам, т. е. обладает дозволенными полезными качествами. Но некоторые его виды (например, алкоголь, свинина или оборудование для азартных игр) имеют такие свойства, которыми шариат запрещает пользоваться, и поэтому они лишены ценности. Нетрудно заметить, что правовая оценка имущества в исламе поставлена в зависимость от религиозных критериев. Ведь запрет свинины, алкоголя и азартных игр сформулирован именно в Коране. Его предписания вместе с Cунной (под ней понимается нормативная практика пророка Мухаммеда, зафиксированная преданиями-хадисами) лежат в основе религиозной трактовки имущества как изначально и в конечном счете принадлежащего Аллаху.
В глазах мусульманских правоведов Аллах - не собственник всего сотворенного им в юридическом смысле, а верховный хозяин мирских благ, которые он предоставляет, подчиняет и дает в удел людям ради удовлетворения их нужд
В обращении с имуществом люди
выступают наместниками Аллаха
в этом мире, действуя как бы
по его поручению, по
Исламские религиозные представления об Аллахе, наделяющем своих рабов материальными благами, юридически выражаются в понимании права собственности как особого закрепленного шариатом отношения между человеком и указанными благами. Такая связь означает, что лицо, наделенное свыше тем или иным имуществом, т.е. законно им завладевшее, тем самым становится его собственником, и в частности получает право препятствовать другим претендовать на него. Конечно, в религиозно-философском смысле право собственности отдельного лица, коллектива или государства можно считать производным от власти Аллаха. Но, с юридической точки зрения, указанное право вполне самостоятельно и возникает лишь тогда, когда субъект реально овладевает определенным имуществом, пользование которым (или полезные качества которого) шариат допускает.
Власть
Аллаха в отношении права
Содержащиеся в Коране положения о том, что Аллах дарует, передает в удел людям материальные блага, означают не автоматическое наделение их правом собственности на определенное имущество, а предоставление им возможности приобрести такое право. Неслучайно исходным началом шариата в этой области является дозволение: любое лицо, которое завладело имуществом, не имеющим собственника и разрешенным нормами шариата, приобретает на него первичное право собственности. Данный принцип ярко проявляется в таком характерном для мусульманского права институте, как "оживление мертвой земли", о чем пророк Мухаммед говорил: "Тот, кто возделал никому не принадлежащую землю, обладает наибольшими правами на приобретение ее в собственность". Шариат признает различные способы возникновения права собственности, включая такие, которые прямо не связаны с приложением усилий или являются безвозмездными (например, передача по наследству или дарение имущества, получение женой брачного выкупа от мужа, предоставление содержания родственникам). Однако приоритетными путями приобретения имущества в собственность являются два - собственный труд и коммерческая деятельность. Отвечая на вопрос о том, какое из приобретений является наилучшим, пророк сказал: "То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля".
Обладание имуществом не для богатства самого по себе, а "ради права" - в этом шариат видит предназначение материальных благ. Приобретение права собственности имеет целью не накопление имущества, а его потребление для собственных нужд и расходование на помощь другим. Имущество и собственность - не цель, а средство удовлетворения интересов людей в установленных исламом границах. Одним из ориентиров является избежание крайностей - как расточительства, так и скупости. Ислам отнюдь не идеализирует аскетизм и считает богоугодным такой уровень достатка, который избавляет человека от тягот мирской жизни, а еще лучше - позволяет ему раскрыть все свои способности и реализовать свои благие желания.
Вместе
с тем религиозно-этические