Мусульманская правовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Цели данной курсовой работы:
анализ различных правовых систем
выявление общих и отличных признаков
раскрыть право собственности в различных правовых системах, найти общее и индивидуальное
Задачи данной курсовой работы:
провести исследование по данной проблеме, проанализировать ее и
сделать вывод, выявить причины различий в правовых системах.

Содержание

Введение 3
I. Право собственности
1.1 Понятие права собственности 5
1.2 Приобретение, ограничение и прекращение права собственности 7
II. Континентальная система права
2.1 Общая характеристика континентальной системы 11
2.2 Право собственности в Романо-германской системе права 12
III. Англо-американская правовая система
3.1 Общая характеристика системы общего права 15
3.2 Право собственности в англо-американской системе права 16
IV. Мусульманская правовая система
4.1 Общая характеристика правовой системы 19
4.2 Право собственности в мусульманской правовой системе 20
Заключение 27
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик по гражданке 5.5.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

   Следует отметить,  что английское общее  право не является  правом Великобритании,  оно  применяется  на  территории  Англии и Уэльса,  а Шотландия,  Северная  Ирландия,  острова  Ла-Манша  и  остров  Меэ  не относятся к англосаксонской системе права. 

   3.2 Право собственности  в системе общего  права.

     Собственность (property, ownership) – одно из ключевых понятий в англо-американском праве. Вещное право как система норм, рассчитанных на урегулирование отношений лица к вещи, отсутствует. Место категории «вещное право» занимает «собственность». Отсутствует четкое деление прав на свои и на чужие вещи. В строгом континентальном смысле даже собственность на недвижимость в англо-американском праве не является правом на свою вещь, ибо верховным собственником земель признается государство («корона»).

   Главная черта англо-американской трактовки  собственности состоит в допущении  существования разделенной (двойственной) собственности. Принцип «одна вещь – одно право собственности» не действует. Вместо него установлен принцип, согласно которому количество, а значит, и содержание прав собственности, принадлежащих нескольким лицам в отношении одной вещи, может быть определено соглашением (волей) участников. В этом еще одна особенность англо-американского права в отличие от континентального, где виды и содержание вещных прав зафиксированы объективным правом.

   Разделение  права собственности допускается  как в пространстве – по горизонтали  и по вертикале, - так и во времени.

   Собственность трактуется предельно широко. Помимо традиционных прав к ней подчас относят даже некоторые права требования (например, на получение пенсий, пособий, алиментов и др.), исключительные права (на интеллектуальную собственность), особенно если они отчуждаемы. Логика рассуждений при этом такова – раз право может быть отчуждено, оно является вещью, пусть и особого рода, а значит, может выступать как объект права собственности.

   Наиболее  ярко все перечисленные особенности  понимания права собственности  выражены в доверительной собственности (trust). Сущность заключается в том, что и доверительный собственник и выгодоприобретатель считаются собственниками, но с разным объемом прав - первый имеет право осуществлять управление переданным ему имуществом, а второй – сохраняет право на доход и на получение вещи обратно. Объем прав может меняться в зависимости от того, на каких условиях учрежден траст.

   Владение  в рамках англо-американского права  также трактуется как фактическое  состояние связанности лица с  вещью, однако для защиты владения используются не специальные владельческие иски, а иски из причинения вреда (trespass u nuisance). А это означает, что защита владения поставлена в зависимость от наличия или отсутствия вины в его нарушении.

   Что касается прав на чужие вещи, то они  как категория отсутствуют. Впрочем, это не означает, что они неизвестны практике. Например, к числу вещных могут быть отнесены залоговые права и сервитуты. [см. Приложение 2 ] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА 

4.1 Общая характеристика  мусульманской системы права

   Под мусульманским правом вообще понимается комплекс социальных норм, фундаментом  и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также  органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы.

   Правовые  системы мусульманских стран, хотя они и имеют определенные различия, сформировались и функционируют  на религиозной основе ислама. В  связи с этим основным источником - стержнем - мусульманского права является Коран, наряду с которым действует также Сунна - жизнеописание Магомета - его поступков, поведения, высказываний. Большую роль в обоих этих источниках, обладающих юридической силой,  играет понятие справедливости.

   Третий  источник мусульманского права - иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросам обязанностей правоверных, которое формируется на основе единого мнения знатоков ислама. Наконец, источником мусульманского права является кияс, т.е. умозаключения, сделанные по аналогии. 

   Следует отметить, однако, что нормы мусульманского права обладают относительной самостоятельностью по отношению к постулатам ислама. Так, наряду с писаным правом - шариатом (“путь следования”) в мусульманских странах действует и обычное право - адаты.

   Правовые  системы различных мусульманских  государств, несмотря на их общность в  главном, имеют и существенные различия в структуре права, правовых учреждениях  правовой культуре, эффективности правового  регулирования. Большое влияние  на развитие правовых систем мусульманских государств в новое время оказывают также правовые системы Запада - романо-германского и общего права. Так, наряду с комплексом мусульманских норм “личного статуса” (правосубъектность, брак, наследование, завещание), в них сформировались такие отрасли права, как гражданское и торговое, судебно-процессуальное, уголовное. Проводится систематизация законодательства, совершенствуется организация и деятельность судов. В то же время в ряде стран сохраняются и действуют мусульманские суды, в юрисдикцию которых входит, прежде всего, рассмотрение дел личного статуса, а иногда и гражданских или уголовных. 

       4.2 Право собственности  в мусульманской  правовой системе

   Среди основных ценностей, которые защищаются законом мусульман - шариатом, наряду с религией, жизнью, разумом и достоинством значится и собственность. Так, согласно мусульманскому праву, собственностью может быть только то, что обладает полезными качествами и разрешено шариатом, а индивидуальное право на нее действует только до тех пор, пока человек использует ее для общего блага.

   Вопросы собственности, как правило, не занимали самостоятельного места в традиционных трактатах по шариату, а рассматривались  мусульманскими юристами попутно в  связи с разработкой иных вопросов - таких, например, как ганима (военная добыча), закят (обязательное пожертвование), раздел наследства, некоторые виды договоров. Вместе с тем важной вехой в развитии средневековой исламской мысли стали труды, в которых основное внимание уделялось государственным финансам, налогам, казне, имущественному статусу различных категорий населения, а значит - собственности.

   Современная мусульманская юриспруденция уделяет  проблемам собственности значительное внимание. Опираясь на выводы средневековых  авторитетов, она стремится обобщить и переосмыслить их в русле тенденций современной мировой правовой мысли. Это касается всех основных относящихся к праву собственности понятий и категорий, среди которых центральными являются понятия "маль" (имущество) и "мильк" (собственность). Термин "маль" встречается более чем в 90 стихах Корана, но в этом основном источнике шариата нет точного его определения. Поэтому различные толки мусульманско-правовой доктрины понимают "маль" неодинаково. В частности, ханафитская школа (преобладающая среди мусульман Поволжья) относит к понятию "маль" все, к чему испытывает тягу природа человека и что может сохраняться до возникновения в этом потребности. Развивая такой подход, современные мусульманские юристы рассматривают "маль" как нечто, что можно сохранять и чем допустимо владеть и пользоваться обычным естественным образом. Иногда к этим признакам "маль" добавляют способность имущества циркулировать в человеческом обществе, наличие у него стоимости и необходимость компенсации в случае неправомерного повреждения или уничтожения.

   С учетом приведенных критериев к "маль" относят, прежде всего, материальные ценности в их натуральной форме. Вместе с тем, по преобладающему среди мусульманских правоведов мнению, "маль" подразумевает не только физические предметы, но и полезные свойства вещей в качестве особой разновидности имущества. Учет этих свойств крайне важен для определения правового статуса имущества. Дело в том, что шариат считает ценным только то имущество, которое разрешено для пользования мусульманам, т. е. обладает дозволенными полезными качествами. Но некоторые его виды (например, алкоголь, свинина или оборудование для азартных игр) имеют такие свойства, которыми шариат запрещает пользоваться, и поэтому они лишены ценности. Нетрудно заметить, что правовая оценка имущества в исламе поставлена в зависимость от религиозных критериев. Ведь запрет свинины, алкоголя и азартных игр сформулирован именно в Коране. Его предписания вместе с Cунной (под ней понимается нормативная практика пророка Мухаммеда, зафиксированная преданиями-хадисами) лежат в основе религиозной трактовки имущества как изначально и в конечном счете принадлежащего Аллаху.

   В глазах мусульманских правоведов Аллах - не собственник всего сотворенного им в юридическом смысле, а верховный  хозяин мирских благ, которые он предоставляет, подчиняет и дает в удел людям ради удовлетворения их нужд

     В обращении с имуществом люди  выступают наместниками Аллаха  в этом мире, действуя как бы  по его поручению, по доверенности  от него

   Исламские религиозные представления об Аллахе, наделяющем своих рабов материальными благами, юридически выражаются в понимании права собственности как особого закрепленного шариатом отношения между человеком и указанными благами. Такая связь означает, что лицо, наделенное свыше тем или иным имуществом, т.е. законно им завладевшее, тем самым становится его собственником, и в частности получает право препятствовать другим претендовать на него. Конечно, в религиозно-философском смысле право собственности отдельного лица, коллектива или государства можно считать производным от власти Аллаха. Но, с юридической точки зрения, указанное право вполне самостоятельно и возникает лишь тогда, когда субъект реально овладевает определенным имуществом, пользование которым (или полезные качества которого) шариат допускает.

   Власть  Аллаха в отношении права собственности  сводится к тому, что он выступает  одновременно верховным распорядителем имущества, предоставляемого людям, законодателем, устанавливающим границы и условия  приобретения и реализации права  собственности на него, и верховным судьей, следящим за соблюдением этих правил. Иными словами, если Аллаху принадлежит верховная власть над имуществом, то люди могут осуществлять по отношению к этому имуществу право собственности. Связь между этими полномочиями (показательно, что в арабском языке слова "власть" и "собственность" происходят из одного корня) не означает ущербности или неполноценности права собственности как юридической категории. Другое дело, что его особенности отражают правовое осмысление религиозно-этических постулатов ислама. Например, основанное на коранических предписаниях разделение имущества на обладающее ценностью и лишенное таковой имеет вполне определенный юридический смысл. Прежде всего, речь идет о последствиях распоряжения имуществом: если оно обладает ценностью (разрешенными шариатом полезными качествами), то сделки в отношении его являются действительными, в противном случае они признаются ничтожными, поскольку имущество с запрещенными свойствами не может находиться в обращении между мусульманами и не пользуется правовой защитой.

   Содержащиеся  в Коране положения о том, что  Аллах дарует, передает в удел людям  материальные блага, означают не автоматическое наделение их правом собственности  на определенное имущество, а предоставление им возможности приобрести такое право. Неслучайно исходным началом шариата в этой области является дозволение: любое лицо, которое завладело имуществом, не имеющим собственника и разрешенным нормами шариата, приобретает на него первичное право собственности. Данный принцип ярко проявляется в таком характерном для мусульманского права институте, как "оживление мертвой земли", о чем пророк Мухаммед говорил: "Тот, кто возделал никому не принадлежащую землю, обладает наибольшими правами на приобретение ее в собственность". Шариат признает различные способы возникновения права собственности, включая такие, которые прямо не связаны с приложением усилий или являются безвозмездными (например, передача по наследству или дарение имущества, получение женой брачного выкупа от мужа, предоставление содержания родственникам). Однако приоритетными путями приобретения имущества в собственность являются два - собственный труд и коммерческая деятельность. Отвечая на вопрос о том, какое из приобретений является наилучшим, пророк сказал: "То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля".

   Обладание имуществом не для богатства самого по себе, а "ради права" - в этом шариат видит предназначение материальных благ. Приобретение права собственности имеет целью не накопление имущества, а его потребление для собственных нужд и расходование на помощь другим. Имущество и собственность - не цель, а средство удовлетворения интересов людей в установленных исламом границах. Одним из ориентиров является избежание крайностей - как расточительства, так и скупости. Ислам отнюдь не идеализирует аскетизм и считает богоугодным такой уровень достатка, который избавляет человека от тягот мирской жизни, а еще лучше - позволяет ему раскрыть все свои способности и реализовать свои благие желания.

   Вместе  с тем религиозно-этические начала юридически выражаются в ограничениях права собственности. В основе этого  лежит представление о том, что  Аллах в качестве верховного обладателя имущества, которое он вручает людям, устанавливает определенные рамки права собственности на него точно так же, как доверитель оговаривает обязательные для доверенного лица условия. Установленные исламом ограничения регулируют в первую очередь приобретение прав собственности. Как уже говорилось, некоторые объекты в силу обладания запрещенными свойствами изъяты из обращения между мусульманами и не могут находиться в их собственности.

Информация о работе Мусульманская правовая система