Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:37, курсовая работа
Целью работы можно назвать изучение видов и форм коммуникации в информационном обществе.
Задачи работы – рассмотреть изменение роли коммуникации в информационном обществе, проанализировать вербальную, невербальную и паравербальную коммуникации.
Введение 3
1. Изменение роли коммуникации в информационном обществе 5
1.1. Информационное общество 5
1.2. Классификация видов коммуникации 11
2. Виды и формы коммуникации 18
2.1. Вербальная коммуникация 18
2.2. Невербальная коммуникация 21
2.3. Паравербальная коммуникация 24
Заключение 28
Список литературы 30
Россия не может и не должна изолироваться от мировых тенденций развития. Задача перехода к информационному обществу стоит и перед ней. Как отметил Президент РФ, выступая перед Федеральным Собранием с посланием 16 мая 2003 г., «ни одна страна, каких бы размеров и какой бы богатой она ни была, не может развиваться успешно, если она изолирована от остального мира». Россия участвовала в принятии Окинавской хартии глобального информационного общества (июль 2000 г.), разделяет изложенные в ней идеи и готова внести свой вклад в достижение поставленных Хартией целей. Но, как и у любой страны, путь России в информационном обществе должен отвечать ее национальным интересам и исходить из ее особенностей. Универсальных рецептов тут нет, есть лишь общие принципиальные ориентиры, определяющиеся изложенными выше характеристиками. Суть концепции развития информационного общества в нашей стране должна состоять в том, чтобы адаптировать эти ориентиры к конкретным российским социоэкономическим, социокультурным и государственно-политическим условиям.
Коммуникацию можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от языка сообщения коммуникацию делят на вербальную и невербальную.
В вербальной коммуникации используют в качестве передатчика человеческую речь, т.е. звуковой язык — систему фонетических знаков, включающую два элемента: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством общения, наиболее адекватно передающим смысл сообщения.
Невербальная коммуникация связана с использованием не только жестов и движений, но и предметов и рисунков, скажем, дорожных знаков и светофоров, религиозных символов, национальной и государственной символики. Примерно 30% населения Земли старше 15 лет неграмотны, т.е. люди не умеют ни читать, ни писать. Для общения они используют не письменную, а устную речь, а также невербальные символы и знаки.
На протяжении истории человечество пользовалось письменным языком только 4-5 тыс. лет. До сих пор существуют общества, знающие только разговорный и жестовый язык. Из трех тысяч языков мира меньше половины облечено в письменную форму. Культурное наследие передается следующим поколениям путем устной коммуникации.
Если взять за основание классификации цели, намерения и мотивы, то мы получим следующие виды коммуникации.
Информативная коммуникация — это процесс передачи информации о мире, в котором живут коммуникатор и реципиент. Ожидается, что информационные сообщения являются правдивыми, непротиворечивыми и беспристрастными относительно обсуждаемой проблемы. Например, предполагается, что спортивные сводки или прогноз погоды в разных газетах будут одинаковыми. Точно так же правдивыми и объективными должны быть сведения в учебниках и научных монографиях, передающих важную информацию следующим поколениям. Существуют определенные санкции к нарушителям и способы контроля достоверности информации: в частности, за лживую информацию автора публикации могут привлечь к суду, а в редакциях журналов или газет часто хранятся подлинные документы, фигурировавшие в публикации. Точно так же аппарат ссылок в научной статье позволяет любому читателю перепроверить изложенные факты.
Информативной стороне коммуникации сегодня придается огромное значение. Каждый год информация в мире удваивается и утраивается, появляются новые информационные каналы, среди которых особое место занимает Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитями весь земной шар. Сегодня по Интернету люди разных стран и континентов общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и показательные операции. Благодаря Интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости.
Энциклопедии, словари, географические атласы, персоналии, библиотечные указатели, нормативные и юридические документы, статистические показатели и таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации и т.д. несут фактологическую информацию об объективном положении дел, и потому они все больше ценятся людьми. Научно-справочная литература постепенно вытесняет фантастическую, сказочную, приключенческую, развлекательную и т.д. литературу.[5]
Информация становится все более и более доступной из-за развития технологии. Персональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие видеоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы. Использование компьютеров разительным образом изменило способ хранения, анализа и получения информации в коммерческих и правительственных агентствах.
Информация может объективно излагать факты, даже если она носит аффективно-оценочный характер. Но иногда, если перепроверить такого рода сведения, они могут оказаться ложными или во всяком случае неподтвержденными. Однако пристрастность необходима во многих сферах жизни. И по форме она гораздо вариативнее, чем мы привыкли думать.
Аффективно-оценочная информация может быть направлена вовне, как в случае публичной критики оппонента или распускания слухов, либо на самого себя, когда критика направлена на самого себя за совершенную ошибку, упущенный шанс, неверный поступок.
Выражение положительных чувств в отношении другого человека помогает установить с ним близкие отношения: коммуникатор и реципиент дают знать, что высоко ценят друг друга. Напротив, выражение отрицательных чувств позволяет избавиться от надоедливого человека, пригрозить противнику, заставить его отступить и т.д. При этом словесный текст перемежается с жестовым: нахмуренные брови, сжатые кулаки, агрессивная жестикуляция.
У человека как социального существа глубоко укоренена потребность в живом общении, особенно это заметно в современном урбанизированном обществе, где главную роль стали играть технические средства общения, а зона личных контактов постоянно сокращается.
Исследования показали, что 75% опрошенных стали реже встречаться с друзьями, чем это было 5—7 лет назад. Причины, по которым люди предпочитают (или вынуждены) проводить свободное время без близких друзей и родных, заключаются в следующем: для 87% опрошенных это чрезмерная занятость, нехватка свободного времени, 56%, кроме того, указывают на усталость и переутомление; для 40% респондентов серьезной помехой для организации встреч является материальная стесненность и отсутствие соответствующих средств.[6]
В сравнительном исследовании стилей жизни населения восточноевропейских стран и России, проведенном институтом Fessel-GfK в 1996 г. (опрошено более 2 тыс. человек), выяснилось, что часто встречаются с друзьями 53% респондентов, редко — 47% (чаще те, кому до 30 лет). При этом телепередачи часто смотрят 77%, редко — 23%. Помимо указанных причин, надо учитывать и другие факторы, связанные с коммуникацией. Прежде всего это возможность быстро связаться по телефону, а не ехать на другой конец города, чтобы узнать у близкого человека, что с ним случилось. Это позволяет более оперативно решить возникшую проблему, скажем, вызвать «скорую помощь» или попросить зайти к нему соседку в виде одолжения. Подобный способ коммуникации к тому же соответствует стремлению горожан к комфорту и удобству, что сыграло в сокращении живых контактов не меньшую роль, чем экономические причины.[7]
Как показывают эмпирические исследования, чаще других вне служебных и деловых отношений общаются сегодня молодежь и домохозяйки. Из всех опрошенных (представители среднего класса) ежедневно встречаются с друзьями без специального на то повода 31% респондентов; раз в неделю— 34% опрошенных; 16% — один-два раза в месяц, а 19% — еще реже. Представители среднего класса в силу своей занятости не испытывают потребности видеться чаще со своими друзьями и родственниками. Половина опрошенных считают, что общение без определенной цели и дела им просто не нужно; ¼ вполне удовлетворены и редкими (раз в месяц) контактами. Потребность в общении больше наблюдается у женщин, тогда как мужчины относятся к проблеме общения более индифферентно.[8]
Дефицит живых контактов восполняется разговорами по телефону. Хотя телефонная связь снижает степень эмоциональной вовлеченности в разговор, но она служит одновременно самым быстрым и удобным средством общения, порой единственным при пространственной отдаленности абонентов: около 70% опрошенных ведут личные телефонные разговоры ежедневно; ¼ — 2-3 раза в неделю.
Замечено, что чем старше человек, тем сильнее его тяготение к объективной информации. И наоборот. Поэтому можно сказать, что детство — это по преимуществу мир аффективно-оценочной информации. Объясняется это тем, что дети очень зависимы и менее защищены, они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке, дружеской и материнской опеке. Маленьких детей хвалят гораздо чаще и за более мелкие достижения, чем подростков или взрослых. Современная педагогика вообще полагает, что в школе следует пользоваться по преимуществу позитивными санкциями. Чем больше хвалить ребенка, тем лучше он усваивает учебный материал.
Правда, в отличие от первого, информативного, вида коммуникации, аффективно-оценочная информация весьма неоднозначна. Факт нельзя сделать более или менее объективным или правдивым. Факт остается фактом. Но оценку или выражение чувства можно сделать менее и более сильными.
Рекреативная коммуникация включает творческую, развлекательную, волшебную, отвлекающую, юмористическую и другую информацию, которая помогает расслабиться, отдохнуть, унестись куда-то воображением и мечтами, пофантазировать.
При этом типе коммуникации люди создают воображаемые ситуации и передают друг другу информацию о них — рассказывают истории и анекдоты, размышляют, мечтают, заставляют других поверить в сообщаемое. Они читают художественную литературу, смотрят фильмы, телевизионные и театральные спектакли.
Убеждающая коммуникация выражается в приказе, совете, просьбе и рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.
В процессе убеждающей коммуникации люди пытаются повлиять на убеждения или действия других людей. Он подразумевает участие людей, которые значимы друг для друга: родители влияют на детей, дети влияют на родителей, друзья влияют друг на друга, агитатор влияет на мнения агитируемых, соискатель ученого звания пытается убедить членов Ученого совета в научных достоинствах своей диссертации, начальник в разговоре с подчиненным старается воздействовать на его отношение к труду и т.д.
Убеждающее общение часто выходит за рамки делового офиса и правительственного кабинета. Оно подразумевает участие людей, значимых друг для друга: родители влияют на детей, дети влияют на родителей, друзья влияют друг на друга, соискатель влияет на мнение членов Ученого совета, начальник влияет на подчиненного и т.д.
Убеждающим может быть не только общение, но и коммуникативный процесс. Реклама на городских стендах, в газетах, на телевидении также является разновидностью убеждающей коммуникации. Хотя газеты считаются средством информативной коммуникации, однако около 65% их объема занимает явная и скрытая реклама. Когда люди добираются на работу или возвращаются домой, повсюду — в метро, автобусе, на специальных щитах и вывесках в магазинах — их сопровождает реклама. К убеждающему воздействию человек прибегает с самого раннего возраста. Дети плачут, улыбаются, хнычут, жалуются, стремясь повлиять на родителей, убедить их в чем-то, привлечь внимание и вызвать ответные действия. Убеждающее общение превращается в способ манипуляции поведением других людей. Даже лексика культурного диалога подчиняется той же цели. Когда мы улыбаемся, говорим «пожалуйста» или «спасибо», то неявно предполагаем вызвать расположение собеседника. Внешний вид также выполняет функцию убеждения: неопрятный вид может оттолкнуть, опрятный вид вызывает расположение. Тем же целям служат знаки внимания, например поднесенный букет цветов или другой незначительный подарок. Для таких профессий, как юрист, коммивояжер, политик или бизнесмен, использование приемов убеждающего общения является обязательным.
Ритуальная коммуникация — это процесс соблюдения или выполнения социально предписанного поведения. Когда в класс входит учитель, школьники дружно встают. Каждый отдельно участвует в коллективном ритуальном действии. Когда незнакомые военные встречаются на улице, они отдают честь, прикладывая руку к козырьку. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием, приподниманием шляпы, устной речью. Понравившееся выступление приветствуют аплодисментами. У нарушающих нормы ритуальной коммуникации возникают трудности при общении. Такие люди вызывают недоумение или неодобрение.
Частью ритуальной коммуникации выступает умение представлять своих спутников, приглашать вызываемого к телефону, правильно вести себя за столом, говорить по очереди в коллективной беседе, не перебивать других, показывать интерес к тому, что высказывает собеседник, соглашаться с мнением других людей, обмениваться ролями ведущего и ведомого в диалоге, следовать договоренностям и т.д.
В письменной коммуникации люди стремятся соответствовать нормам ритуальной коммуникации: личные и деловые письма начинаются с вежливого обращения, нормы которого разнятся в разных странах, обращаясь к определенным людям и по определенному поводу, не следует допускать двусмысленных текстов; что касается приглашений и ответов на них, то их составляют по общепринятой форме.
Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха.
Как считают специалисты, коммуникативное взаимодействие людей на три четверти состоит из речевого (вербального) общения. В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д. Для этого каждая культура создала свою языковую систему, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться и взаимодействовать. В науке различные формы языкового общения получили название вербальных средств коммуникации. Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников.
Значение языка в жизни и культуре любого народа трудно переоценить. В процессе социализации и инкультурации человек усваивает определенные особенности видения окружающего мира. Язык играет большую роль в развитии и закреплении этих особенностей видения: посредством языка окружающий мир оценивается и интерпретируется. Различные интерпретации действительности отражаются в языке и передаются при помощи языка. Поэтому в межкультурной коммуникации язык следует понимать как средство общения, которое предназначено для взаимопонимания участников коммуникации.
Информация о работе Многообразие видов и форм коммуникации в информационном обществе