Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:37, курсовая работа
Целью работы можно назвать изучение видов и форм коммуникации в информационном обществе.
Задачи работы – рассмотреть изменение роли коммуникации в информационном обществе, проанализировать вербальную, невербальную и паравербальную коммуникации.
Введение 3
1. Изменение роли коммуникации в информационном обществе 5
1.1. Информационное общество 5
1.2. Классификация видов коммуникации 11
2. Виды и формы коммуникации 18
2.1. Вербальная коммуникация 18
2.2. Невербальная коммуникация 21
2.3. Паравербальная коммуникация 24
Заключение 28
Список литературы 30
2
Многообразие видов и форм коммуникации в информационном обществе
Содержание
Введение
1. Изменение роли коммуникации в информационном обществе
1.1. Информационное общество
1.2. Классификация видов коммуникации
2. Виды и формы коммуникации
2.1. Вербальная коммуникация
2.2. Невербальная коммуникация
2.3. Паравербальная коммуникация
Заключение
Список литературы
В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, лингвистики и др.
Наиболее активно процессы общения начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950—1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики и информатики. Общение в них рассматривалось как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилась к идее передачи информации от автора к адресату.
В 1960—1970-е годы различные аспекты процесса общения заинтересовали психологов и лингвистов, которые основной акцент сделали на психологические и социальные характеристики общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правилах и особенностях речевого поведения. Общение теперь определяется как деловые или дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при помощи языковых знаков. Свое внимание исследователи при этом сосредоточили на психологических характеристиках участников общения, особенностях речевой деятельности, правилах речевого поведения, но почти не обращались к анализу механизма общения.
В 1980-е годы различные способы общения стали изучаться социологами, занимавшимися анализом социальной сущности общения, которое понималось как следствие закономерностей функционирования общества, взаимодействия его членов, становления и развития личности, организаций, общественных институтов. Тогда же появился логико-семиотический и культурологический интерес к общению, который удовлетворялся в рамках социо- и психолингвистики. В рамках этих научных направлений стало возможным связать коммуникативный акт с личностью участника общения, понять общение как феномен того или иного типа культуры.
Вступив в информационный век, мы по-иному смотрим теперь на такую науку, как теория коммуникации. Падчерица советского периода сегодня становится принцессой. Это связано с возросшей ролью получателя информации. Теория коммуникации и позволяет наладить связи между населением и властью, между фирмой и клиентом, между заводом и потребителем. В добавление к прямой связи, где мы уже достаточно преуспели, приходит обратная, резко повышающая роль получателя информации.
Теория коммуникации несомненно получит свое дальнейшее развитие. Сейчас разработкой проблем коммуникации занимаются многие ученые, среди них назовем таких как Г.Г.Почепцов, О.Г.Филатова, Т.В.Науменко, В.Н.Квинн, А.П.Садохин.
Коммуникация — это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так ив массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.
Оптимальным способом развития любой формации является информационное общество. Целью работы в связи с этим можно назвать изучение видов и форм коммуникации в информационном обществе.
Задачи работы – рассмотреть изменение роли коммуникации в информационном обществе, проанализировать вербальную, невербальную и паравербальную коммуникации.
Когда работа с информацией/знаниями стала одной из производительных сил общества, появились страны, которые строят свое экономическое благополучие в значительной степени используя эту сферу.
Все это в значительной степени связано с тем, что современное общество вышло на более сложный этап своей организации, требующий для успешного функционирования более совершенных процессов координации, в более серьезной степени опирающийся на информационные процессы.
Конец двадцатого века вывел процессы коммуникации на новый уровень, когда в них в значительной степени оказались заинтересованными государства и в военной области. Речь идет о феномене информационных войн (операций). Впервые на эту тему заговорил Э. Тоффлер в своей теории типологии войн. Войны аграрного периода велись за территории, войны индустриального периода — за средства производства. Войны информационного века будут вестись за средства обработки и порождения информации/знаний.[1]
Американский военный аналитик Тимоти Томас суммировал набор угроз, вытекающих из данного развития информационных технологий. Анализ угроз очень важен для такой науки, как национальная безопасность, которая часто трактуется как менеджмент угроз. Таким образом существует набор из следующих угроз:
- информационные технологии представляют опасность для всех стран;
- при этом отсутствуют легальные механизмы противодействия им, одобренные всем международным сообществом;
- возникновение новых методов манипуляции восприятием, эмоциями, интересами и выбором;
- доступность больших массивов информации для всех (включая террористов).
Возникает новый аспект роли коммуникации в обществе. Самой главной особенностью этого направления стал «отрыв» от конкретики требований момента с акцентом на более модельных представлениях, что надо и что должно быть. В конечном счете возникает вариант психологического воздействия на разум противника.
В развитие этого направления О.Йенсен призывает к переходу от теории сдерживания, базирующейся на устрашении, к теории стимулирования, убеждения, которое должно применяться до, во время и после конфликта. Он призывал отказаться от стратегий войн Второй волны как неэффективных в наше время.
Информационное пространство возникло как реальность после того, как человечество научилось создавать и эксплуатировать его. Новой задачей стал контроль этого информационного пространства для достижения соответствующего информационного доминирования.
Информационной войной считается любая атака против информационной функции.
К информационной войне современный мир подталкивает и глобализация современных СМИ, которые постепенно становятся равноправными участниками принятия решений. Возник так называемый «эффект СКН», который образуется, когда приоритеты коммуникативного канала начинают диктовать условия политикам и людям, принимающим решения.
Современные страны сталкиваются и с разными видами информационного воздействия, с которыми они не готовы оперировать. При этом они не носят военного характера и по этой причине государство не имеет адекватной системы реагирования на них. Это могут быть разного рода информационные атаки с помощью масс-медиа, это может быть психологическое воздействие на все население с целью подорвать доверие к лидерам и их действиям. Общая схема всех этих рассуждений такова: чем сильнее становится страна в информационном отношении, тем более уязвимой может становиться ее информационная инфраструктура. Точнее можно сказать, что у страны появляются новые точки уязвимости, которых не было на предыдущем этапе ее развития.
Все эти параметры демонстрируют новый статус информации в современном обществе, требуя к себе другого отношения общества и государственной машины. К сожалению, страны СНГ еще в недостаточной степени понимают неизбежность подобного развития мира.
Новый информационный мир по-иному выстраивает свои приоритеты, опирается на новые типы возможностей. И статус наук коммуникативного цикла непрерывно возрастает.
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:
- медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
- компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
- интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных социальных структур и процессов. Информатизация должна быть «слита» с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.
По мнению А.И.Ракитова общество считается информационным, если:
- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.[2]
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-
— информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
— организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
— средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.
Коммуникационный прорыв конца 80-х — начала 90-х годов создал в России новую информационную ситуацию: ее буквально захлестнули новые средства сообщения, включая факсы и сотовые телефоны, многоканальные передатчики, спутниковое телевидение, персональные компьютеры и Интернет. В РФ возникло новое информационное сообщество, под которым специалисты подразумевают прежде всего коммуникационную среду крупнейших городов, в которых уровень телефонизации (включая сотовую связь), число телевизионных каналов и персональных компьютеров обеспечивают устойчивые регулярные информационные потоки, обслуживающие большую часть населения. В Москве, С.-Петербурге и в других 16 городах с населением более 1 млн. человек, по данным ГФК-ВЦИОМ, уровень телефонизации составляет более 70%, а в 26 городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек — около 45% (в среднем по городам России приблизительно 42,9%). Среднее число принимаемых телеканалов составляет по России 4,4 на одно домохозяйство. В Москве и остальных крупных городах — 6,1 канала, в остальных — 1—2. В целом по России персональные компьютеры имеют только 1,5% всего населения, тогда как в США — около 40%.[3]
В 1996 г. появилась Концепция формирования единого информационного пространства Содружества Независимых Государств, указывающая на интересы, обеспечивающиеся в его рамках, а именно: развитие контактов граждан; распространение информации; развитие образования, науки, техники и культуры; обеспечение доступа граждан, предприятий, организаций к национальным информационным ресурсам и т.д.
В Концепции формирования информационного общества в России, одобренной решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете РФ по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32 к характерным чертам и признакам информационного общества относится формирование единого информационно-
В том же году Комитетом Государственной думы по информационной политике и связи и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ была одобрена Концепция государственной информационной политики, в которой указывалась одна из областей применения Концепции — определение направлений деятельности по «формированию единого информационного пространства России» и отмечалось, что «особого внимания требует координация деятельности в области формирования и развития информационного пространства, в том числе выделение организационных структур для этого во всех ветвях власти для выполнения этой функции».[4]
Информация о работе Многообразие видов и форм коммуникации в информационном обществе