Международные договоры

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

Международный договор - это соглашение между двумя и более государствами или другими субъектами международного права, которое устанавливает, изменяет или прекращает их взаимные права и обязанности.
Международный договор - основной и главный источник международного права (это отражено в Уставе ООН и в Статуте Международного Суда ООН).

Работа содержит 1 файл

Гражданское право,контрольная.docx

— 36.15 Кб (Скачать)

Классификация международных договоров. Договоры могут классифицироваться по кругу  участников. По этому основанию они  подразделяются на двусторонние и многосторонние. В свою очередь, многосторонние договоры подразделяются на договоры универсальные (общие) и договоры с ограниченным числом участников. К универсальным  договорам относятся договоры, в  которых участвуют или могут  участвовать все субъекты международного права. Иными словами, объект таких  договоров представляет интерес  для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников, которые называются региональными  или партикулярными, это такие  договоры, число участников которых  ограничено.

Договоры  могут классифицироваться и по объекту  регулирования. С этой точки зрения договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта, связи  и т.д 

Договоры  могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах  для третьих государств предполагает согласие их участников. В открытых договорах может участвовать  любое государство, и такое участие  не зависит от согласия сторон договора. Открытым договором является, например, Венская конвенция о праве  договоров между государствами и международными организациями 1986 год.

Федеральный закон «О международных договорах  РФ» предусматривает классифи­кацию договоров на межгосударственные договоры, заключаемые от имени России, межправительственные, заключаемые от имени Правительства  РФ, и межведомственные, заключаемые  ведомствами России в пределах своих  полномочий. Несмотря на такую классификацию, все эти договоры являются договорами России и, независимо от того, какой  государственный орган заключил договор, он создает права и налагает обязанности на Россию в целом.

Форма  международных  договоров  бывает   письменной   и   устной.   Из определения  понятия  международного  договора  следует,  что  под  действие Венских конвенций 1969 и 1986 годов подпадают договоры в  письменной  форме. Однако, государства могут  заключать договоры и в устной  форме.  Договоры  в устной форме  получили наименование “джентльменских  соглашений”.  Они  имеюттакую же юридическую силу, что и договоры в письменной форме.  Также следует  отметить, что в современной договорной практике нет  серьезных препятствий  к  тому,  чтобы  международный  договор   мог   содержаться   в телеграмме, телексе, факсе, электронном  сообщении либо мог быть  заключен  с помощью  обмена  такими  сообщениями.   Приведем   лишь   один   пример   из относительно  недавней  практики  межгосударственных   отношений.   Так,   в сентябре  1998  года  состоялось   подписание   совместного   коммюнике   об электронной  коммерции  президентом  США  и   ирландским   премьер-министром  посредством  электронной  цифровой  подписи.  И  хотя  данное  коммюнике  не являлось международным договором,  тем  не  менее  в  будущем  вполне  можно предвидеть появление  «электронных» международных договоров. 

    Под структурой договора понимаются  составные  части  договора.  К  ним относятся название  договора, преамбула,  основная  и   заключительная  части, подписи  сторон.

     Преамбула является важной частью  договора, в  ней  обычно  указываются стороны (участники)  договора, лица, уполномоченные на  заключение  договора, полномочия  этих  лиц.  Зачастую  в  преамбуле   излагаются  цели  и  причины,  побудившие стороны к заключению  договора.

      Основная часть письменной формы  договора делится на статьи,  некоторые могут быть сгруппированы  в разделы, главы или части.  В  некоторых  договорах  статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.

      В заключительной части  письменной  формы  договора  излагаются  такие положения, как условия  вступления в силу и прекращения   договора,  язык,  на котором  составлен текст договора, и т.д.

      К договору могут быть приложены  различного рода приложения: протоколы,  письма, ноты сторон, содержащие  соответствующие уточнения,  пояснения   и  т. д.  По  соглашению  сторон,  предусмотренному  в   самом   тексте   договора, приложения  могут составлять нераздельную  часть основного  договора  и  иметь одинаковую юридическую  силу.

      Текст договора содержится, как  правило, в одном  документе.  Однако в том случае, когда  договор заключается путем обмена  нотами или  письмами,  то  его текст содержится в двух  или более связанных между   собой  документах  (в данном  случае в нотах  или  письмах,  которыми  обменялись  договаривающиеся  стороны).

      Договоры  могут  иметь   самые   различные   наименования   (например,конвенция, коммюнике,  соглашение, собственно договор,  хартия,  устав,  пакт, декларация, протокол, акт и т.д.) либо быть без названия .

     Договаривающиеся стороны сами  определяют, на каких языках составляется  текст договора. Двусторонний договор  составляется, как  правило,  на  языках обеих договаривающихся  сторон, но они могут выбрать  какой-либо  другой  язык или  другие языки. Так, Портсмутский  мирный договор 1905 года  между   Россией и Японией был исполнен  на английском и  французском   языках.  Иногда  помимо двух  языков  договаривающихся  сторон  текст  договора  составляется  и  на третьем (нейтральном)  языке. Как правило,  этот  текст   берется  в  качестве основы  толкования  договора.  Обязательного   “языка  договора”  современное  международное право не знает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Международный   договоры как источник гражданского  права России .

Особо в качестве источников гражданского права ГК РФ выделяет нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Российская Федерация  является частью мирового сообщества, поэтому гражданское законодательство Российской Федерации не может не считаться с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. В силу этого п. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что  «общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конституция Российской Федерации, принята всенародным  голосованием 12.12.1993г.// "Российская газета", N 237, 25.12.1993г.

Эти нормы  и принципы содержатся в документах международных организаций, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда, например, Конвенция ООН о  договорах международной купли-продажи  товаров 1980 года "Конвенция Организации  объединённых наций о договорах  международной купли-продажи товаров" (заключена в Вене 11.04.1980) (вместе со "Статусом Конвенции ООН о  договорах международной купли-продажи  товаров" // "Вестник ВАС РФ", N 1, 1994.

Нормы международных документов обычно применяются  к гражданско-правовым отношениям с  участием иностранных физических и  юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок  совершения внешнеэкономических сделок и т.д. При этом они подлежат применению и в отношениях между российскими  физическими и юридическими лицами, например, при международных перевозках пассажиров и багажа.

Международные договоры Российской Федерации применяются  к отношениям, входящим в предмет  гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его  применения требуется издание внутригосударственного акта. В качестве примера можно  привести Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 года, которая установила, что страны Союза обязуются «…отклонять  или признавать недействительной регистрацию  и запрещать применение товарного  знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого  знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению  компетентного органа страны регистрации  или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в  качестве знака лица, пользующегося  преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или  подобных продуктов…». "Конвенция  по охране промышленной собственности" (Заключена в Париже 20.03.1883) // "Закон", N 7, 1999 (извлечение)

В соответствии с данной конвенцией в России был  принят закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который  регулирует «…отношения, возникающие  в связи с правовой охраной  и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров».5

Вопросы соотношения и взаимодействия международногоправа  и правовой системы России  приобретают  особое  значение  в контексте  процессов интеграции и глобализации.

Впервые положение о приоритете  правил  международного  договора  было включено  в  Основы  гражданского  законодательства  Союза  ССР  и   союзных республик. Статья 7 Гражданского  кодекса  РФ  восприняла  положение  Основ, установив, что международные договоры  Российской  Федерации  применяются  к отношениям,    которые    регулируются    гражданским     законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда  из  международного  договора  следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного  акта.  Если международным договором  РФ установлены правила, отличные от  предусмотренных гражданским  законодательством,  то  применяются  положения   международного

договора.

     Конституция  Российской  Федерации  1993   г.   в   ст.15   утверждает общепризнанные  принципы  и  нормы  международного  права  и   международные  договоры Российской Федерации  в качестве составной  части   правовой  системы Российской  Федерации. Они действуют на  основе  принципа  непосредственности  действия международно-правовых  норм. Однако  речь  идет  не  о  любой  норме международного  права,   а   лишь   об   императивных   нормах,   обладающих  общеобязательным характером.

    На  основе  анализа  положения   Конституции  РФ   о   том,   что,   если международным договором  РФ установлены  иные  правила,  чем  предусмотренные законом,  то применяются правила международного  договора, нельзя  утверждать, будто  приоритет над национальным законодательством   имеют  любые  договорные

нормы   международного   права.   Подобным   договором    является  только международный    договор    Российской    Федерации     межгосударственного, межправительственного  или межведомственного  характера,  ратифицированный  и официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует,  что  речь идет лишь о ратифицированном международном  договоре,  именно  такой  договор  выступает  в  качестве  источника  российского  права.   Именно   в   момент ратификации  международного  договора   Россия   принимает   на   себя   все обязательства  по нему. Это нашло отражение в  формулировке Верховного  Суда РФ,  отметившего,  что  речь  идет  о  международном  договоре,  «решение  о согласии  на  обязательность  которого  для  РФ   было   принято   в   форме федерального закона».

    Соотношение норм международного  права и международных  договоров   России наряду с ч.4 ст.15 Конституции  закрепляется в  п.»б»  ст.86,  п.»г»  ст.106, ч.6  ст.125  Конституции   Российской  Федерации  и   Федеральном  законе   «О  международных договорах Российской  Федерации».

    Российское законодательство в  ст.6 Федерального закона «О  международных  договорах Российской Федерации»  закрепляет  следующие  процедуры   включения положений международно-правовых  актов,  международных  соглашений  России  в российскую правовую  систему:

    а)   согласие   Российской   Федерации   на   обязательность   для   нее

международного  договора;

    б) подписание международного  договора;

    в) обмен документами, образующими  договор;

    г) ратификация;

    д) утверждение;

    е) принятие;

    ж) присоединение;

    з) иные способы выражения согласия  по договоренности сторон.

    Федеральным законом «О  международных   договорах  Российской  Федерации»устанавливаются  процедуры ратификации и требования, предъявляемые  к  данной  процедуре. Так, правом внесения  в Государственную Думу ФС  РФ на  ратификацию международных  договоров обладают только  Президент   Российской  Федерации  и Правительство   Российской  Федерации  (единственное  исключение   из   этого положения  установлено ст.16 Закона). Закон выдвигает  следующие требования  к содержанию  предложения  о   ратификации:   оно   должно   содержать   копию официального текста международного  договора,  обоснование  целесообразности  его   ратификации,   определение   соответствия   международного    договора законодательству Российской  Федерации и в первую очередь  Конституции  РФ,  а также   оценку   возможных   финансово-экономических   и   иных   последствий ратификации  международного договора.

Часть 6 ст.125  Конституции  РФ  закрепляет  положение  о  том,  что  не соответствующие  Конституции РФ международные договоры  Российской  Федерации не подлежат введению в  действие  и  применению.  Таким  образом,  приоритет международных  договоров не распространяется на Конституцию  РФ.  Более  того, Конституционный  Суд  Российской  Федерации  согласно  п.  «а»,  «з»  ст.125 Конституции  РФ вправе разрешать дела о соответствии  не  вступивших  в  силу международных  договоров Конституции РФ. 
 

Информация о работе Международные договоры