Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа
Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых демократических обществах, права и свободы человека остаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либеральная демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже более трех столетий.
Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность - ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА- Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.-Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека. «Отказаться от своей свободы -это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей... Такой отказ несовместим с человеческой природой».
Достоинство человека - это источник его прав и свобод. В теории естественного права, в философии права действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что все люди - члены одной человеческой семьи, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, уважения прав и свобод другого человека.
Права человека являются универсальными моральными правами фундаментального характера, которые принадлежат каждому липу в его взаимоотношениях с государством.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.
1.1 Основные понятия и классификация прав человека. 6
1.2 Международные документы по правам человека. 15
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИjavascript:void(0)ТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Нормы права, содержащиеся в этих документах,
составляют ядро международных стандартов
ООН в области прав человека.
В число основных международных документов
по правам человека документов входят:
1. Документы, принятые Организацией Объединенных
Наций и ее учреждениями. Эти документы
разделены на несколько ряд групп:
а) Международный билль о правах человека
(Всеобщая декларация прав человека, пакты
и протоколы к ним).
б) Право на самоопределение (декларация и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН).
в) Предупреждение дискриминации (декларации, конвенции и протоколы).
г) Права женщин (декларации и конвенции).
д) Права ребенка (декларации и конвенция).
е) Защита
от рабства, подневольного состояния,
принудительного труда и
ж) Права человека в области отправления правосудия: защита лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению (декларации, конвенции, принципы, правила, кодексы поведения, меры, гарантирующие защиту прав).
з) Свобода информации (конвенции).
и) Право на труд (конвенции).
к) Право на брак и создание семьи (конвенции).
л) Право на социальное благосостояние, прогресс и развитие (декларации, конвенции, принципы и правила).
м) Право на культурное развитие (декларации и рекомендации).
н) Право на гражданство, убежище и защита беженцев (декларации, конвенции и протоколы).
о) Право на защиту от геноцида (конвенции и протоколы).
п) Гуманитарные права (конвенции и протоколы).
2. Региональные документы, принятые в рамках Совета Европы, региональных межгосударственных организаций Азии, Африки, Америки, а также в результате деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ранее - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) и проводимых ею конференций по правам человека и человеческому измерению (Рим, 1950 г.; Турин, 1961 г.; Хельсинки, 1975 г.;
Мадрид, 1983 г.; Вена, 1989 г.; Копенгаген, 1990
г.; Париж, 1990 г.; Москва, 1991 г.; Хельсинки,
1992 г.; Вена, 1993 г.; Страсбург, 1995 г. и т.д.).
Кроме того, для стран СНГ имеют значение
принятые документы в области прав человека
в рамках деятельности Содружества Независимых
Государств (декларации, конвенции, соглашения,
двусторонние и многосторонние договоры).
Со времени объявления независимости
Республика Казахстан ратифицировала
лишь малую часть международных документов
в области прав человека (по состоянию
на начало 2000 года): Женевские конвенции
о защите жертв войны от 1949 года и дополнительные
протоколы к ним I и П от 1977 года (ратифицированы
31 марта 1993 года); Конвенцию о правах, ребенка
от 1989 года (ратифицирована 8 июня 1994 года);
Конвенцию против пыток и других жестоких,
бесчеловечных и унижающих достоинство
видов обращения и наказания от 1984 года
(ратифицирована 29 июня 1998 года); Конвенцию
о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин от 1979 года (ратифицирована
29 июня 1998 года); Международную конвенцию
о всех формах расовой дискриминации от
1966 года (ратифицирована 29 июня 1998 года);
Конвенцию о статусе беженцев 1951 года
и Протокол, касающийся статуса беженцев
от 1967 года (ратифицированы 15 декабря 1998
года); Конвенцию о передаче осужденных
к лишению свободы для дальнейшего отбывания
наказания (ратифицирована 16 июля 1999 года);
Конвенцию 1958 года о дискриминации в области
труда и занятий (ратифицирована 20 июля
1999 года); Конвенцию о политических правах
женщин от 1953 года (ратифицирована 30 декабря
1999 года); Конвенцию 1948 года о свободе ассоциаций
и защите права на организацию (ратифицирована
30 декабря 1999 года); Конвенцию о гражданстве
замужней женщины (ратифицирована 30 декабря
1999 года); Конвенцию о взыскании за границей
алиментов (ратифицирована 30 декабря 1999
года).
Кроме того. Республика Казахстан присоединилась
или ратифицировала ряд документов по
правам человека, принятым в рамках СНГ,
в том числе Соглашение о создании Содружества
Независимых Государств от 1991 года (ратифицировано
23 декабря 1991 года); Устав Содружества
Независимых Государств от 1993 года (ратифицирован
20 апреля 1994 года); Договор между Российской
Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой
Казахстан и Киргизской Республикой об
углублении интеграции в экономической
и гуманитарной областях от 29 марта 1996
года.
Основные международные договоры, которые
ратифицирует страна, накладывают на нее
целый ряд юридических обязательств.
Во-первых, ратифицировав пакт, конвенцию,
соглашение, страна берет на себя обязательства
привести национальное законодательство
в соответствие с этими международными
документами.
То есть, ратифицированные пакты, конвенции,
соглашения или применяются непосредственно,
а в соответствии с казахстанским законодательством,
международные документы, ратифицированные
Республикой Казахстан, имеют приоритет
по сравнению с национальным законодательством
и могут непосредственно применяться
судами Республики Казахстан, в случае,
когда усматриваются нарушения прав и
свобод человека, закрепленных в ратифицированном
документе, или их нормы должны быть имплементированы
(введены) в казахстанское законодательство.
Во-вторых, страна обязана,
в соответствии с международными правилами
и процедурами ежегодно отчитываться
перед специальными структурами ООН (например,
по Конвенции против пыток - перед Комитетом
ООН против пыток). Таким образом, ратифицированные
международные договоры по правам человека
имеют как моральное, так и правовое значение
для граждан той или иной страны, поскольку
создают основу для применения норм и
принципов международного права в практике
реализации прав и свобод человека в данной
стране.
Крайне важно, что практически каждый международный договор по правам человека сопровождается рядом дополнительных документов, как юридически обязательных (дополнительные протоколы), так и рекомендательных (рекомендации, принципы, правила и т.д.). При помощи этих дополнительных документов придается международное толкование правовым нормам международных документов, имплементированным в национальное законодательство. Таким образом, помимо технического переноса международных правовых норм в законодательные акты Республики Казахстан, существует возможность, и даже необходимость, использования их международного толкования и снабжения необходимыми правовыми механизмами и процедурами.
Международные организации, принявшие
нормы о защите прав человека, предусмотрели
определенные механизмы анализа ситуаций
и предотвращения их нарушений. С точки
зрения международного права каждый вправе
в соответствии с международными договорами
своей страны обращаться в межгосударственные
органы по защите прав и свобод человека,
если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные
средства правовой защиты.
Проблемы, касающиеся соблюдения
прав человека, рассматриваются в принципе
во всех структурах Организации Объединенных
Наций, но с точки зрения защиты прав человека
главную роль играет Генеральная Ассамблея
ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический
и Социальный Совет, Международный Секретариат,
а также конвенционные (договорные) органы,
т.е. различные комитеты, созданные в соответствии
с пактами, конвенциями, протоколами.
Генеральная Ассамблея ООН -
основной орган этой организации. Согласно
Уставу ООН она «организует исследования
и дает рекомендации» в целях «содействия
осуществлению прав человека и основных
свобод для всех без различия расы, пола,
языка и религии». С юридической точки
зрения ее рекомендации не являются обязательными,
однако, их моральный авторитет достаточно
высок.
Совет Безопасности ООН - орган, на который Уставом ООН возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Совет безопасности, в частности, создает Международные трибуналы для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права (например, по Югославии и Руанде).
Экономический в Социальный Совет (ЭКОСОС)
— важнейший орган по координации работ
в области прав человека, проводит исследования
и выносит рекомендации. В 1946 году ЭКОСОС
учредил Комиссию по правам человека,
которая разработала Международный билль
о правах человека.
Международный суд состоит
из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей
и Советом Безопасности, и является судебным
органом ООН.
Вместе с тем необходимо четко представлять,
что за защитой своих нарушенных прав
отдельный человек (вопреки широко распространенному
среди населения ошибочному мнению) обратиться
в Международный Суд ООН не может. Статут
(устав, положение) -Международного Суда
ООН однозначно устанавливает, что по
делам, разбираемым этим судом, сторонами
могут быть только государства.
Комиссия по правам человека ООН - центральный специализированный орган ООН по правам человека. Комиссия проводит исследования, готовит доклады для ЭКОСОС, разрабатывает проекты конвенций и деклараций, а также осуществляет другую деятельность, связанную с правами человека.
Верховный комиссар ООН по правам человека, пост, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН в целях поощрения, защиты и эффективного осуществления всеми людьми гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Центр по правам человека ООН осуществляет конкретные проекты, направленные на оказание помощи в создании национальных и региональных институтов и инфраструктур по защите прав человека и соблюдению законности.
В системе ООН также действуют и другие,
узко специализированные органы по защите
прав и свобод человека.
Комиссия по положению женщин создана
в 1946 году для подготовки докладов и рекомендаций
ЭКОСОС об осуществлении и защите прав
женщин во всех областях общественной
жизни. Комиссия занимается рядом вопросов:
гражданство замужней женщины,
политические права женщин, согласие на
вступление в брак и т.д. Существует конфиденциальная
процедура рассмотрения индивидуальных
жалоб. Комиссия принимает собственные
резолюции или готовит резолюции и решения
для ЭКОСОС. Под ее эгидой также разрабатываются
конвенции и декларации, касающиеся прав
женщин.
Подкомиссия по предупреждению
дискриминации и защите меньшинств создана
в 1946 году. Она осуществляет исследования
и дает Комиссии по правам человека рекомендации,
касающиеся предупреждению дискриминации
любого рода, связанные с правами человека
и защитой расовых, национальных, религиозных
и языковых меньшинств.
Комитет по правам человека создан
в соответствии с Международным пактом
о гражданских и политических правах.
Комитет состоит из независимых экспертов,
избираемых государствами-участниками
пакта. Он полномочен рассматривать периодические
доклады о ситуации с правами человека,
которые обязаны представлять все государства
участники. После рассмотрения этих дел
Комитет вырабатывает общие замечания
и рекомендации, а в некоторых случаях
может предложить услуги по урегулированию
спора. Пакт не предусматривает процедуры
индивидуального обращения в Комитет
по правам человека, однако, в соответствии
с Первым Факультативным протоколом к
Международному пакту о гражданских и
политических и гражданских правах Комитет
имеет право рассматривать жалобы отдельных
лиц на действия государств-участников
данного протокола. При этом его полномочия
ограничиваются установлением фактов
и выработкой замечаний и рекомендаций.
Комитет по ликвидации расовой
дискриминации создан в соответствии с
Международной конвенцией о ликвидации
всех форм расовой дискриминации и наделен
полномочиями рассматривать доклады государств-участников
о выполнении этой конвенции, выработки
замечаний и рекомендаций.
Комитет против пыток создан
в соответствии с Конвенцией против пыток
и других жестоких, бесчеловечных и унижающих
достоинство видов обращения и наказания.
Комитет против пыток рассматривает периодические
доклады государств-участников Конвенции
о ходе ее выполнения. Он может также проводить
конфиденциальные расследования с согласия
соответствующего государства.
На примере структуры доклада в Комитет против пыток можно представить, какие доклада представляют государства-участники той или иной Конвенции или Протокола.
Согласно Общим директивам, изданным Комитетом в 1991 году, любая страна, ратифицировавшая Конвенцию, должна представить подробный доклад в двух частях. Первая часть должна содержать информацию общего характера. В ней должно быть:
А) Кратко описано общее законодательство, в рамках которого пытка, как она определяется в статье 1, параграфе 1 Конвенции, так же, как и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство виды обращения и наказания запрещаются в данном государстве;
Б) Указано, является ли данное государство участником международных договоров или имеет национальное законодательство, которое содержит или может содержать положения более широкого применения, чем положения Конвенции;
С) Указано какие судебные, административные и другие компетентные органы обладают полномочиями в данной области и предоставить информацию о вопросах, решенных этими органами в период, который указан в докладе;
Д) Кратко описана сложившаяся ситуация, касающаяся практической имплементации Конвенции в законодательство государства-докладчика и указать любые факторы и трудности, оказывающие влияние на уровень выполнения обязательств, взятых на себя государством согласно Конвенции.
Вторая часть содержит детальное изложение выполнения каждой из статей части первой Конвенции. В этой части должна быть предоставлена подробная информация, касающаяся имплементации государством-докладчиком статей 2 -16 Конвенции, в их последовательности и согласно всем их положениям. Относительно положений каждой статьи необходимо изложить:
А) Законодательные, судебные, административные и другие действующие меры, которые сделают эти положения эффективно исполняемыми;
Б) Любые факторы или трудности, оказывающие влияние на имплементацию этих положений на практике;
С) Любую информацию, включая статистическую, о конкретных случаях и ситуациях, в которых использовались меры, обеспечивающие эффективное выполнение этих положений.
Хотя в законодательстве, например, Казахстана есть много законов, направленных на запрет пыток. Комитет будет интересовать не это, а то, как это законодательство соблюдается ва практике, а также подробная статистическая информация и информация о делах, в которых пострадавшим был возмещен ущерб и они получили компенсацию.