Механизм защиты прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых демократических обществах, права и свободы человека остаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либеральная демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже более трех столетий.
Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность - ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА- Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.-Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека. «Отказаться от своей свободы -это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей... Такой отказ несовместим с человеческой природой».
Достоинство человека - это источник его прав и свобод. В теории естественного права, в философии права действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что все люди - члены одной человеческой семьи, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, уважения прав и свобод другого человека.
Права человека являются универсальными моральными правами фундаментального характера, которые принадлежат каждому липу в его взаимоотношениях с государством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.
1.1 Основные понятия и классификация прав человека. 6
1.2 Международные документы по правам человека. 15
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИjavascript:void(0)ТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

механизм защиты прав человека.docx

— 56.13 Кб (Скачать)

     Нормы права, содержащиеся в этих документах, составляют ядро международных стандартов ООН в области прав человека. 
В число основных международных документов по правам человека документов входят:

     1. Документы, принятые Организацией Объединенных Наций и ее учреждениями. Эти документы разделены на несколько ряд групп: 
а) Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, пакты и протоколы к ним).

б) Право  на самоопределение (декларация и резолюция  Генеральной Ассамблеи ООН).

в) Предупреждение  дискриминации  (декларации,  конвенции  и протоколы).

г) Права  женщин (декларации и конвенции).

д) Права ребенка (декларации и конвенция).

е) Защита от рабства, подневольного состояния, принудительного труда и сходных  с рабством обычаев и институтов (конвенции и протоколы).

ж) Права  человека в области отправления  правосудия: защита лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению (декларации, конвенции, принципы, правила, кодексы поведения, меры, гарантирующие  защиту прав).

з) Свобода информации (конвенции).

и) Право  на труд (конвенции).

к) Право  на брак и создание семьи (конвенции).

л) Право   на социальное благосостояние,   прогресс и развитие (декларации, конвенции, принципы и правила).

м) Право  на культурное развитие (декларации и  рекомендации).

н) Право на гражданство, убежище и защита беженцев (декларации, конвенции и протоколы).

о) Право  на защиту от геноцида (конвенции и  протоколы).

п) Гуманитарные права (конвенции и протоколы).

     2. Региональные документы, принятые в рамках Совета Европы, региональных межгосударственных организаций Азии, Африки, Америки, а также в результате деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ранее - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) и проводимых ею конференций по правам человека и человеческому измерению (Рим, 1950 г.; Турин, 1961 г.; Хельсинки, 1975 г.;

     Мадрид, 1983 г.; Вена, 1989 г.; Копенгаген, 1990 г.; Париж, 1990 г.; Москва, 1991 г.; Хельсинки, 1992 г.; Вена, 1993 г.; Страсбург, 1995 г. и т.д.). 
Кроме того, для стран СНГ имеют значение принятые документы в области прав человека в рамках деятельности Содружества Независимых Государств  (декларации,   конвенции,   соглашения,   двусторонние  и многосторонние договоры). 
     Со времени объявления  независимости Республика Казахстан ратифицировала лишь малую часть международных документов в области прав человека (по состоянию на начало 2000 года): Женевские конвенции о защите жертв войны от 1949 года и дополнительные протоколы к ним I и П от 1977 года (ратифицированы 31 марта 1993 года); Конвенцию о правах, ребенка от 1989 года (ратифицирована 8 июня 1994 года); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания от 1984 года (ратифицирована 29 июня 1998 года); Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 1979 года (ратифицирована 29 июня 1998 года); Международную конвенцию о всех формах расовой дискриминации от 1966 года (ратифицирована 29 июня 1998 года); Конвенцию о статусе беженцев 1951 года и Протокол, касающийся статуса беженцев от 1967 года (ратифицированы 15 декабря 1998 года); Конвенцию о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (ратифицирована 16 июля 1999 года); Конвенцию 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (ратифицирована 20 июля 1999 года); Конвенцию о политических правах женщин от 1953 года (ратифицирована 30 декабря 1999 года); Конвенцию 1948 года о свободе ассоциаций и защите права на организацию (ратифицирована 30 декабря   1999 года); Конвенцию о гражданстве замужней женщины (ратифицирована 30 декабря 1999 года); Конвенцию о взыскании за границей алиментов (ратифицирована 30 декабря 1999 года).

     Кроме того. Республика Казахстан присоединилась или ратифицировала ряд документов по правам человека, принятым в рамках СНГ, в том числе Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 1991 года (ратифицировано 23 декабря 1991 года); Устав Содружества Независимых Государств от 1993 года (ратифицирован 20 апреля 1994 года); Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года. 
Основные международные договоры, которые ратифицирует страна, накладывают на нее целый ряд юридических обязательств. 
Во-первых, ратифицировав пакт, конвенцию, соглашение, страна берет на себя обязательства привести национальное законодательство в соответствие с этими международными документами.

     То есть, ратифицированные пакты, конвенции, соглашения или применяются  непосредственно,  а в  соответствии с  казахстанским законодательством,    международные   документы,   ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет по сравнению с национальным законодательством и могут непосредственно применяться судами Республики Казахстан, в случае, когда усматриваются нарушения прав и свобод человека, закрепленных в ратифицированном документе, или их нормы должны быть имплементированы (введены) в казахстанское законодательство. 
     Во-вторых, страна обязана, в соответствии с международными правилами и процедурами ежегодно отчитываться перед специальными структурами ООН (например, по Конвенции против пыток - перед Комитетом ООН против пыток). Таким образом, ратифицированные международные договоры по правам человека имеют как моральное, так и правовое значение для граждан той или иной страны, поскольку создают основу для применения норм и принципов международного права в практике реализации прав и свобод человека в данной стране.

     Крайне важно, что практически каждый международный договор по правам человека сопровождается рядом дополнительных документов, как юридически   обязательных   (дополнительные   протоколы),   так   и рекомендательных (рекомендации, принципы, правила и т.д.). При помощи этих дополнительных документов придается международное толкование правовым нормам международных документов, имплементированным в национальное законодательство.   Таким  образом,  помимо  технического  переноса международных правовых норм   в законодательные акты Республики Казахстан, существует возможность, и даже необходимость, использования их международного толкования и снабжения необходимыми правовыми механизмами и процедурами.

 

    1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

     Международные организации, принявшие нормы о защите прав человека, предусмотрели    определенные   механизмы    анализа    ситуаций и предотвращения их нарушений. С точки зрения международного права каждый вправе в соответствии с международными договорами своей страны обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. 
     Проблемы, касающиеся соблюдения прав человека, рассматриваются в принципе во всех структурах Организации Объединенных Наций, но с точки зрения защиты прав человека главную роль играет Генеральная Ассамблея ООН,  Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный Совет, Международный Секретариат, а также конвенционные (договорные) органы, т.е. различные комитеты, созданные в соответствии с пактами, конвенциями, протоколами. 
     Генеральная Ассамблея ООН - основной орган этой организации. Согласно Уставу ООН она «организует исследования и дает рекомендации» в целях «содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии». С юридической точки зрения ее рекомендации не являются обязательными, однако, их моральный авторитет достаточно высок.

     Совет Безопасности ООН - орган, на который Уставом ООН возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Совет безопасности, в частности, создает Международные трибуналы для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права (например, по Югославии и Руанде).

     Экономический в Социальный Совет (ЭКОСОС) — важнейший орган по координации работ в области прав человека, проводит исследования и выносит рекомендации. В 1946 году ЭКОСОС учредил Комиссию по правам человека, которая разработала Международный билль о правах человека. 
     Международный суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, и является судебным органом ООН. 
Вместе с тем необходимо четко представлять, что за защитой своих нарушенных прав отдельный человек (вопреки широко распространенному среди населения ошибочному мнению) обратиться в Международный Суд ООН не может. Статут (устав, положение) -Международного Суда ООН однозначно устанавливает, что по делам, разбираемым этим судом, сторонами могут быть только государства.

     Комиссия   по   правам   человека   ООН   -   центральный специализированный орган ООН по правам человека. Комиссия проводит исследования, готовит доклады для ЭКОСОС, разрабатывает проекты конвенций и деклараций, а также осуществляет другую деятельность, связанную с правами человека.

     Верховный комиссар ООН по правам человека, пост, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН в целях поощрения, защиты и эффективного осуществления всеми людьми гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

     Центр по правам человека ООН осуществляет конкретные проекты, направленные на оказание помощи в создании национальных и региональных институтов и инфраструктур по защите прав человека и соблюдению законности.

     В системе ООН также действуют и другие, узко специализированные органы по защите прав и свобод человека. 
     Комиссия по положению женщин создана в 1946 году для подготовки докладов и рекомендаций ЭКОСОС об осуществлении и защите прав женщин во всех областях общественной жизни. Комиссия занимается рядом вопросов: 
     гражданство замужней женщины, политические права женщин, согласие на вступление в брак и т.д. Существует конфиденциальная процедура рассмотрения индивидуальных жалоб. Комиссия принимает собственные резолюции или готовит резолюции и решения для ЭКОСОС. Под ее эгидой также разрабатываются конвенции и декларации, касающиеся прав женщин. 
     Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств создана в 1946 году. Она осуществляет исследования и дает Комиссии по правам человека рекомендации, касающиеся предупреждению дискриминации любого рода, связанные с правами человека и защитой расовых, национальных, религиозных и языковых меньшинств. 
     Комитет по правам человека создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Комитет состоит из независимых экспертов, избираемых государствами-участниками пакта. Он полномочен рассматривать периодические доклады о ситуации с правами человека, которые обязаны представлять все государства участники. После рассмотрения этих дел Комитет вырабатывает общие замечания и рекомендации, а в некоторых случаях может предложить услуги по урегулированию спора. Пакт не предусматривает процедуры индивидуального обращения в Комитет по правам человека, однако, в соответствии с Первым Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических и гражданских правах Комитет имеет право рассматривать жалобы отдельных лиц на действия государств-участников данного протокола. При этом его полномочия ограничиваются установлением фактов и выработкой замечаний и рекомендаций. 
     Комитет по ликвидации расовой дискриминации создан в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и наделен полномочиями рассматривать доклады государств-участников о выполнении этой конвенции, выработки замечаний и рекомендаций. 
     Комитет против пыток создан в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания. Комитет против пыток рассматривает периодические доклады государств-участников Конвенции о ходе ее выполнения. Он может также   проводить   конфиденциальные   расследования   с   согласия соответствующего государства.

     На примере структуры доклада в Комитет против пыток можно представить, какие доклада представляют государства-участники той или иной Конвенции или Протокола.

     Согласно Общим директивам, изданным Комитетом в 1991 году, любая страна, ратифицировавшая Конвенцию, должна представить подробный доклад в двух частях. Первая часть должна содержать информацию общего характера. В ней должно быть:

     А) Кратко описано общее законодательство, в рамках которого пытка, как она определяется в статье 1, параграфе 1 Конвенции, так же, как и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство виды обращения и наказания запрещаются в данном государстве;

     Б) Указано, является ли данное государство участником международных договоров или имеет национальное законодательство, которое содержит или может содержать положения более широкого применения, чем положения Конвенции;

     С) Указано какие судебные, административные и другие компетентные органы обладают полномочиями в данной области и предоставить информацию о вопросах, решенных этими органами в период, который указан в докладе;

     Д) Кратко описана сложившаяся ситуация, касающаяся практической имплементации Конвенции в законодательство государства-докладчика и указать любые факторы и трудности, оказывающие влияние на уровень выполнения обязательств, взятых на себя государством согласно Конвенции.

     Вторая часть содержит детальное изложение выполнения каждой из статей части первой Конвенции. В этой части должна быть предоставлена подробная информация, касающаяся имплементации государством-докладчиком статей 2 -16 Конвенции, в их последовательности и согласно всем их положениям. Относительно положений каждой статьи необходимо изложить:

     А) Законодательные, судебные, административные и другие действующие меры, которые сделают эти положения эффективно исполняемыми;

     Б) Любые факторы или трудности, оказывающие влияние на имплементацию этих положений на практике;

     С) Любую информацию, включая статистическую, о конкретных случаях и ситуациях, в которых использовались меры, обеспечивающие эффективное выполнение этих положений.

     Хотя в законодательстве, например, Казахстана есть много законов, направленных на запрет пыток. Комитет будет интересовать не это, а то, как это законодательство соблюдается ва практике, а также подробная статистическая информация и информация о делах, в которых пострадавшим был возмещен ущерб и они получили компенсацию.

Информация о работе Механизм защиты прав человека