Ликвидация юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Целями написания курсовой работы является не только традиционное описание понятия, форм и характеристик реорганизации, но также изучение и систематизация всего массива информации по прекращению деятельности юридических лиц, в форме их реорганизации.
Задачей курсовой работы является изучение и систематизация существующей информации по ликвидации и реорганизации юридических лиц.

Содержание

Введение 3-4
Глава 1. Прекращение деятельности юридических лиц 5-11
1.1. Прекращение деятельности юридических лиц
без возникновения правопреемства
и при правопреемстве 5-7
1.2. Принудительное и добровольное прекращение
деятельности юридических лиц 8-11
Глава 2. Реорганизация, как один из видов прекращения
деятельности юридических лиц 12-21
2.1. Общая характеристика способов реорганизации 12-13
2.2. Защита прав кредиторов 13-18
2.3. Формы реорганизации и их характеристика 18-21
Глава 3. Ликвидация юридических лиц 22-27
Понятие и основания ликвидации
юридических лиц 22-23
Порядок ликвидации юридических лиц 24-27
Заключение 28-29
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по гражданскому праву.docx

— 54.58 Кб (Скачать)

     Добровольная  реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях  может осуществляться с предварительного согласия государственных органов. Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке. В настоящее  время закон "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1 (с последними изменениями  и дополнениями, внесенными федеральными законами от 26 июля 2006 г.) предусматривает  либо получение согласия Государственного антимонополистического комитета, либо его обязательное уведомление.5

     Судебная  практика уточняет, что при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (его территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным.6

     В случаях, прямо предусмотренных  законом, реорганизация в форме  разделения и выделения может  осуществляться принудительно, по решению  компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с  законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты  принудительному разделению или  выделению из их состава самостоятельных  организаций.

     Добровольным  основанием является решение органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами.7 К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п.1 ст.57; п.2 ст.61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п.2 ст.57 ГК), решение суда (п.2 ст.57, п.2 ст.61, ст.65 ГК). К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов. Из анализа ст. 113-115, 120, 294 – 300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и основанные на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований. Достижением является то, что прекращение по решению уполномоченных государственных органов допускается только в случаях, установленных законом, по закрытому перечню актов, предусмотренных только ГК (п. 2,3 ст. 57, п. 2 ст. 61, п.1,3 ст. 65 ГК). С точки зрения последствий прекращения юридических лиц различают реорганизацию – относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и ликвидацию – абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

     Особенностью  принудительной реорганизации является то, что:

     во-первых, она в отличие от добровольной реорганизации может быть осуществлена только в формах разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением);

     во-вторых, она в отличие от добровольной реорганизации не может быть произведена  во внесудебном порядке, а лишь по решению уполномоченных государственных  органов.

     Добровольная  реорганизация осуществляется по решению  самого юридического лица – его  учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на принятие таких  решений учредительными документами8

       Таким образом, в зависимости  от органа, который принимает  решение о реорганизации юридического  лица выделяют два вида прекращения  деятельности юридических лиц:  добровольное (если решение принято  учредителями юридического лица) и принудительное (судебными органами  в случаях каких-либо нарушений).

 

     

     2. Реорганизация, как один из видов прекращения деятельности юридических лиц 

     2.1. Общая характеристика  способов реорганизации 

     Существование большинства юридических лиц  не ограничено какими-либо временными рамками. Тем не менее, в определенных случаях юридические лица могут  быть прекращены (имеется в виду прекращение самого юридического лица, а не его деятельности). Прекращение  юридических лиц может влечь  за собой различные последствия.  Действующее гражданское законодательство России четко не определяет понятия  реорганизации юридического лица, фиксируя лишь формы, в которых она может  осуществляться. Но все же  под  реорганизацией юридического лица принято  понимать его прекращение, влекущее возникновение новых организаций  или значительное изменение характера  личности существующих организаций. В  таких случаях ко вновь возникшим  или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества прекращаемого  юридического лица, могут перейти  особенности его организационной  структуры, правоспособности, фирменного наименования и т.д. Реорганизация  возможна в формах слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

     Можно выделить следующие характерные  признаки реорганизации:

     1.  универсальное правопреемство вновь  возникших (в случае присоединении  - измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к преемнику  имущественных и исключительных  прав, также передачу имущественных  обязанностей (пассива);

     2. изменение размера уставного  капитала (абсолютной величины собственных  средств) и субъектного состава  участников реорганизуемого юридического  лица (за исключением преобразования);

      3. учреждение вновь образуемых  обществ – правопреемников не  самим реорганизуемым  обществом,  а его участниками (всеми или  частью в зависимости от вида  реорганизации) и как следствие  – отсутствие какой-либо связи  (обязательственно-правовой или  вещной) между реорганизованным  юридическим лицом и его правопреемником,  полная автономия последнего9.

     Также реорганизацию можно охарактеризовать как правовое состояние, начальным  моментом которого является принятие корпоративного акта, а заключительным – акт регистрации вновь возникших  юридических лиц либо внесение записи о прекращении присоединенного  юридического лица. 

     2.2 Защита прав кредиторов 

     Проблема  прекращения деятельности юридических  лиц актуальна в силу того, что  при этом происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права, вследствие чего необходимо решить вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее деятельность юридическое лицо.

     Реорганизация в формах слияния, разделения, выделения  и преобразования считается законченной  с момента осуществления государственной  регистрации новых юридических  лиц. Реорганизация в форме присоединения оканчивается моментом внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. В некоторых случаях при реорганизации необходимо предварительное согласие государственных органов. Необходимость такого согласия (а если точнее – необходимость представления особых документов) может быть установлена законом.10

     В связи с этим в процессе реорганизации  необходимо решить все вопросы, связанные  с определением статуса субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна  эта проблема, безусловно, для реорганизации  в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении  и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.

     Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро  их должник прекратит свое существование. Поэтому одним  из наиболее важных вопросов, возникающих в процессе реорганизации, - вопрос защиты прав контрагентов реорганизующегося юридического лица. Цель правового регулирования – не допустить ущемления прав контрагентов, особенно в тех ситуациях, когда в результате реорганизации одному из вновь образованных юридических лиц передается большинство обязательств, а другому – большая часть имущества. Кроме того, в результате реорганизации может произойти исключение либо уменьшение ответственности определенных лиц. Предусматриваются несколько способов защиты прав кредиторов при реорганизации.

     Первый  способ связан с порядком проведения реорганизации. В соответствии с  которым, обязательным условием реорганизации  является предварительное  письменное уведомление всех кредиторов о том, что в отношении юридического лица принято решение о реорганизации, в таком случае кредиторы вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков.

     Стадия  уведомления кредиторов играет важную роль в процессе реорганизации юридического лица. Вполне справедливо мнение, что  в ходе реорганизации юридических  лиц осуществляется всесторонняя защита интересов кредиторов. В частности, законодательство предусматривает  необходимость обязательного письменного  уведомления кредиторов юридического лица о решении его реорганизации. Однако и здесь существуют свои сложности11. Данная обязанность уведомления кредиторов является юридической гарантией права каждого кредитора реорганизуемого юридического лица, закрепленного п.2 ст.60 ГК РФ.

     Встречаются случаи, когда реорганизация проводится без уведомления кредиторов организации. Какие же юридические гарантии в  таких случаях предоставлены  законодательством, не уведомленным надлежащим образом кредиторам реорганизованного  юридического лица?

     Очевидно, что неуведомление в письменной форме кредиторов юридического лица при его реорганизации является нарушением законодательства. При этом специальных последствий такого нарушения закон не устанавливает. Может ли служить нарушение обязанности  по уведомлению кредиторов реорганизуемого  юридического лица основанием для признания  реорганизации недействительной (ст.168 ГК РФ)?

     По  проблеме признания реорганизации  недействительной на основании неуведомления  кредиторов в надлежащем порядке  существуют различные мнения, однако в основном возможность признания  реорганизации недействительной не оспаривается.

     Авторы  Комментария к ГК РФ12 полагают, что если о реорганизации не были уведомлены все или большинство кредиторов, им должно быть предоставлено право судебного оспаривания самой реорганизации и признания ее "несостоявшейся", если же не уведомлены лишь "некоторые" кредиторы, последним, по мнению исследователей, следует предоставить право потребовать досрочного исполнения (прекращения) обязательства от любого или всех правопреемников в порядке их солидарной ответственности. Полагаю, что при таком толковании решение вопроса о признании или непризнании реорганизации недействительной будет целиком отдано на усмотрение суда, поскольку четкие юридические критерии - основания для признания реорганизации недействительной здесь отсутствуют.

     Право контрагентов предъявлять требования реорганизуемому юридическому лицу не должно ограничиваться временными рамками, вплоть до окончания реорганизации.

     Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит две категории сроков, даваемых контрагентам на предъявление требований:

  1. 30 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования;
  2. 60 дней с даты направления уведомления о реорганизации в форме разделения и выделения.

     В соответствии с Федеральным законом  «Об обществах с ограниченной ответственностью», независимо от формы  реорганизации контрагентам дается 30 дней со дня направления уведомления  либо со дня публикации объявления.13 Таким образом, при реорганизации обществ кредиторы могут предъявить свои требования в течение строго определенных сроков.

     С одной стороны, установление этих сроков дает кредиторам дополнительные гарантии, т.е. защищает их интересы. С другой – истечение данных сроков, очевидно, лишает контрагентов права предъявить свои требования. То есть, не исключены  ситуации, когда контрагенты обществ, находящихся в процессе реорганизации, окажутся в более невыгодном положении, чем контрагенты других юридических  лиц, т.к. последние могут предъявлять  свои требования вплоть до окончания  реорганизации.

Информация о работе Ликвидация юридических лиц