Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:21, курсовая работа
Цель исследования: изучить и охарактеризовать меры государственной социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла.
Задачи:
1. Изучить правовое регулирование мер государственной социальной поддержки.
2. Выявить круг лиц имеющих право на меры государственной социальной поддержки.
3. Охарактеризовать меры государственной социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий.
4. Определение права на льготы ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий (решение ситуационных задач).
Федеральный закон от 12.01.95 № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) вступил в силу 25 января 1995 г. Данный закон объединил действие более 50 нормативных документов: от указов Президента РФ до рекомендательных писем Минтруда России.
Многие граждане, которые были отнесены к категории ветеранов и на которых стали распространяться установленные Законом о ветеранах льготы, ранее уже пользовались некоторыми из них в соответствии с другими нормативными актами. Это касалось участников Великой Отечественной войны (ВОВ), участников боевых действий на территории других государств, Героев Советского Союза, Героев России, жителей блокадного Ленинграда, военнослужащих.
Принимая
новый закон, законодатель ориентировался
на награды в качестве одного из
условий отнесения лиц к
В настоящее время меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В
связи с изменениями
Изменения вносились не только в ст. 22, определяющую меры социальной поддержки указанной категории граждан, но и в положения, определяющие порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Так, Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" были внесены изменения в пп. 2 и 3 ст. 7 Закона о ветеранах, в соответствии с которыми утратили силу положения, определяющие порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
Указом Президента РФ от 12.06.06 № 603 в связи с принятием Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ был признан утратившим силу Указ Президента РФ от 25.09.99 № 1270 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда"".
Федеральным законом от 19.12.05 № 163-ФЗ статья 7 Закона о ветеранах дополнена пунктом 4 следующего содержания: "Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации".
В настоящее время субъекты РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", практически спустя два года после вступления в силу Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ. При этом указанная категория работников испытывает серьезные затруднения с реализацией данного права, и в большинстве случаев возникает необходимость отстаивать его в суде. Основной причиной для обращения в суд являются именно условия присвоения звания "Ветеран труда".
Сравнительная таблица по условиям и порядку присвоения звания "Ветеран труда" на примере законодательных актов отдельных субъектов РФ
Сравнительная таблица по мерам социальной поддержки ветеранов труда на примере законодательных актов отдельных субъектов РФ
Сравнительный анализ законов и иных нормативных правовых актов отдельных субъектов РФ показывает следующее.
Ряд
субъектов РФ, в частности Ямало-Ненецкий
автономный округ, Ханты-Мансийский автономный
округ - Югра, Ярославская область, наряду
со званием "Ветеран труда" утвердили
звания "Ветеран труда Ханты-
Звание "Ветеран труда Ярославской области" присваивается лицам, имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; при этом не менее половины трудового стажа должен составлять трудовой стаж на территории Ярославской области.
Продолжительность трудового стажа, необходимого при присвоении звания "Ветеран труда", также различна. При принятии законов и иных нормативных правовых актов многие субъекты РФ учитывали условия присвоения звания "Ветеран труда", изложенные в п. 2 ст. 7 Закона о ветеранах. Однако отдельные субъекты утвердили иные условия.
Так, в соответствии со ст. 1 Закона Архангельской области "О присвоении звания "Ветеран труда" Архангельской области" отдельным категориям пенсионеров" ветеранами труда архангельской области являются лица, постоянно проживающие на территории Архангельской области и имеющие суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, включаемых в страховой стаж, учитываемый для назначения трудовой пенсии по старости, не менее 40 календарных лет для мужчин и не менее 35 календарных лет для женщин.
Перечни наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", приняты в отдельных субъектах РФ, в частности в Республике Алтай, Удмуртской Республике, Чувашской Республике, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. При этом следует отметить, что как правовое положение Перечней, так и их конкретное содержание различаются от субъекта к субъекту.
Например,
в Чувашской Республике (ЧР) Перечень
ведомственных знаков отличия в
труде федеральных органов
В Воронежской области указанный Перечень не принят, но в подп. 3 ст. 2 Закона о присвоении звания "Ветеран труда" от 07.07.06 № 69-ОЗ предусмотрено, что виды орденов, медалей, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "ветеран труда", определяются нормативными правовыми актами РФ, правовыми актами Союза ССР и РСФСР.
Отдельные субъекты РФ существенно ограничивают Перечень ведомственных знаков отличия в труде.
Например, Положением о порядке присвоения звания "Ветеран труда" в Челябинской области к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания, отнесены награды, решение о награждении которыми принято Правительством РФ руководителями федеральных органов государственной власти, руководителем Администрации Президента РФ, руководителями аппаратов палат Федерального Собрания и Аппарата Правительства РФ, руководителями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, руководством Генеральной прокуратуры РФ, руководителями межгосударственных (межправительственных) органов, созданных государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием России, руководителями органов государственной власти СССР и РСФСР.9
Заключение
На сегодняшний день меры государственной социальной поддержки рассмотрены достаточно широко. Из-за сложившейся масштабной системы льгот, даже при нормальной экономике, вряд ли возможно предоставление мер социальной поддержки на хорошем уровне.
Финансирование расходов на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законодательство
РФ предусматривает нормативно-
На основе проведенного анализа нормативно-правовых актов и научной литературы, можно сделать следующие выводы:
- Социальная защита ветеранов труда предусматривает осуществление мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов труда, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы.
- Труженики тыла имеют право на сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица прикреплены в период работы до выхода на пенсию, также на снижение стоимости лекарств на 50 %, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) и т.д.
- Реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности – на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья и другими льготами.
-
При наличии у ветеранов труда,
Надо отметить, что в конце прошлого века появилась тенденция увеличения количества льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан. Это обусловлено тем, что в условиях спада производства, развития рыночной экономики ветераны труда, труженики тыла и жертвы политических репрессий на старости лет испытывают нужды по обеспечению своей жизнедеятельности. Естественно чтобы как-то поддержать жизнеобеспечение этих граждан правительство идет на такие меры как увеличение количества льгот предоставляемых ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий.
Эта мера принесла определенные результаты. И можно сказать, что на данном этапе развития нашего общества это положительно отразилось на жизни ветеранов труда и тружеников тыла, а также оказало им материальную и моральную поддержку.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Литература