Подчеркнем, что законодательство
в области образования достаточно
серьезно и основательно разработано,
что позволяет оптимистично смотреть
на те процессы, которые происходят в русле
модернизации российского образования.
Европейская Конвенция
о защите прав человека и основных
свобод гласит, что «никому не может
быть отказано в праве на образование».
Данной формулировкой Европейская
конвенция подтверждает право каждого
человека на образование, налагает запрет
на какую бы то ни было дискриминацию в
праве на образование, вместе с тем Конвенция
не конкретизирует уровень получения
образования. Европейская конвенция обязывает
государства-участники уважать право
родителей давать своим детям образование
не только со своими религиозными, но и
философскими убеждениями и обеспечивать
в соответствии с ними образование ребенка.
Конституция Российской
Федерации (ст. 43) гарантирует каждому
человеку общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и
среднего профессионального образования
в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях. Положения
ст. 43 Конституции не только соответствуют
международным стандартам в области
образования, но и превосходят уровень
его требований. Закрепление в
Конституции бесплатности образования,
несомненно, содействует его общедоступности.
Конституция России обязывает обеспечить
получение каждым человеком (будь он
гражданином или иностранным
подданным, лицом без гражданства
или др.) основного общего образования.
При этом родители или лица, их заменяющие,
должны обеспечить получение образования
данного уровня своим детям. Признаваемое
и гарантируемое Российской Конституцией
право на образование детализируется
в Законе Российской Федерации «Об
образовании», в котором содержатся
основные нормы, регулирующие отношения
в сфере образования. Образование
в России является предметом совместного
ведения Российской Федерации и ее
субъектов. Закон «Об образовании» в рамках
федеральной компетенции является законом
прямого действия, который должен одинаково
применяться на всей территории России.
В части компетенции субъектов Федерации
Законом определены установочные нормы,
на основе которых субъекты РФ осуществляют
собственное правовое регулирование в
области образования.
Библиография:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. №237. 25.12.1993.
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в посл. редакции от 13.02.2009 № 19-ФЗ).
- Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: 2007.
- Баглай М. В., Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов - М.: Норма, 2007.
- Богданова Н.А. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2008.
- Гаврищук В.В. Права граждан России в области образования: государственные гарантии. // Право и образование. - 2007.
- Ильичев И.Е. О правовых основах сферы образования в Российской Федерации. - Право и образование. - 2007.
- Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право.- М.: Норма, 2007.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007. - 580 с.
- Лазарева В.В. Конституционное право. - М.: Норма, 2008.
- Конституционные права и свободы человека и гражданина в российской Федерации / Под ред. О.И. Туинова. - М.: Норма, 2008.
- Озеров В.А. Правовые основы образования в Российской Федерации. - Право и образование. - 2007. - № 3.
- Лазовский Л.Ш., Райнсберг Б.А. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания. - М.: Инфра * М, 2007
- Туинова О.И Конституционные права и свободы человека и гражданина в российской Федерации. - М.: Норма, 2008.
- Миронникова В.А. Комментарий к конституции РФ. - М.: Тандем, 2005. - Право и образование. - 2007. - № 3.
1 Карташкин
В.А. Права человека в международном и
внутригосударственном праве. ЮНИТИ, М.:
2003. - стр.21-22