Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:58, контрольная работа
Право на образование - одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека. Под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства», право на образование - право человека на включение в этот процесс и на участие в нем в качестве обучающегося. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса.1
Введение
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование………………
II. Современный этап развития прав граждан на образование……………………………
Заключение
Библиография
— реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
— органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются ст.9 Закона «Об образовании».
Реализуются образовательные программы в образовательных учреждениях следующих типов:
— дошкольных;
— общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
— начального профессионального,
среднего профессионального, высшего
профессионального и
— дополнительного образования взрослых;
— специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
— дополнительного образования;
— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
— дополнительного образования детей;
— других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс.
Образовательные
учреждения по своим организационно-правовым
формам могут быть государственными,
муниципальными, негосударственными (частными,
общественных и религиозных объединений).
Государственный статус образовательного
учреждения (тип, вид и категория
образовательного учреждения, определяемые
в соответствии с уровнем и
направленностью реализуемых им
образовательных программ) устанавливается
при его государственной
В соответствии ч.3 ст.43 Конституции государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона «Об образовании»). Лицам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Основой государственных
гарантий получения гражданами образования
является государственное и
Негосударственные
образовательные учреждения вправе
взимать плату с обучающихся,
воспитанников за образовательные
услуги, в том числе за обучение
в рамках государственных
Затраты на обучение
в имеющих государственную
Для реализации
права на образование граждан, нуждающихся
в социальной помощи, государство
полностью или частично несет
расходы на их содержание в период
получения ими образования. Категории
граждан, которым оказывается данная
помощь, ее формы, размеры и источники
устанавливаются федеральным
Согласно ч.4 ст.43 Закона основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В 10, 11-е классы прием учащихся осуществляется только по их желанию.
Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей, или лиц, их заменяющих. Вместе с тем ст.19 Закона «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования.
Комиссия по
делам несовершеннолетних и защите
их прав совместно с родителями (законными
представителями) несовершеннолетнего,
оставившего
Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст.19 Закона может быть увеличен.
Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона «Об образовании». Постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994г. утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, от 18 августа 1995г. — Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
Государственные
образовательные стандарты
В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке.
II. Современный этап развития прав граждан на образование
Следует отметить, что
при неизменности конституционных
норм система образования в
Однако, сама норма ст.43 Конституции РФ, характерной особенностью которой является то, что, в отличие от иных уровней (цензов) образования, послевузовское образование в ней не упоминается создает и возможность для злоупотреблений. Таким образом, провозглашаемый для других уровней образования принцип бесплатности при буквальном толковании нормы ст. 43 Конституции к послевузовскому образованию не относится. Указанный пробел устраняется п. 3 ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», где закрепляется возможность получения на конкурсной основе бесплатного послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Между тем в условиях серьезного социального и материального расслоения современного российского общества, нестабильности российской правовой системы в сфере образования, нацеленности на ее реформирование, постоянного сокращения бюджетных мест подобного закрепления явно недостаточно. Поэтому не удивительно, что развивается и действует хорошо отлаженная система «покупки» ученых степеней, сочетаемая с устранением возможности получить послевузовское образование для граждан с низким доходом.
Для сравнения:
право получения бесплатного
образования на всех его ступенях
в государственных учебных
По уровню высшего образования Российская Федерация занимает девятое место в мире (ранее была на четвертом после Израиля, Норвегии и США)*(575). На 10 тыс. жителей высшее образование получают 250 человек, больше только в США*(576). Вместе с тем средства, ежегодно выделяемые из государственного бюджета на образование, невелики (менее 5% ВВП), 11-летнее образование, принятое в 2/3 государств мира (а в некоторых странах 12- и 13-летнее), до 2007 г. не было обязательным.
Правила приема
в государственные и
Порядок итоговой
аттестации (в образовательных
При поступлении
в государственные и
Вне конкурса в
учреждения среднего и высшего профессионального
образования принимаются дети-
Заключение
Важнейший фактор экономического,
социального и духовного
Модернизация российского образования предполагает, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».
Образование является важнейшим социальным институтом общества и государства, опыт деятельности которого накапливается с огромным трудом на протяжении жизни многих поколений. Сфера образования - это очень сложный, тонкий, и во многом инерционный механизм, без которого, однако, не может обойтись ни одно цивилизованное, высокоразвитое и сильное государство.
Информация о работе Контрольная работа по «Конституционному праву»