Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:58, контрольная работа
Право на образование - одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека. Под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства», право на образование - право человека на включение в этот процесс и на участие в нем в качестве обучающегося. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса.1
Введение
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование………………
II. Современный этап развития прав граждан на образование……………………………
Заключение
Библиография
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал в г. Салехарде
Факультет Государственной службы и финансов
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Контрольная работа
По дисциплине «Конституционное право»
Вариант 15
Выполнил студент 3 курса
Корнилова Наталия Сергеевна
(Ф.И.О.)
Оглавление
Введение
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование………………
II. Современный этап развития прав граждан на образование……………………………
Заключение
Библиография
Введение
Право на образование - одно
из естественных неотъемлемых основных
прав и свобод человека. Под образованием
понимается «целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах
человека, общества, государства», право
на образование - право человека на
включение в этот процесс и
на участие в нем в качестве
обучающегося. Оно гарантирует гармоничное
духовное развитие индивида и помогает
ему стать полезным и полноценным
участником социального, политического,
духовного и культурного
По времени возникновения право на образование относят ко второму поколению прав и свобод человека (так называемые позитивные, возникшие на рубеже XIX-XX вв.), по основным сферам жизнедеятельности человека - к социально-культурным правам и свободам, иногда к социально-экономическим, чаще - к выделяемой в самостоятельную структуру группе культурных (духовных) прав и свобод.
Важнейшими международно-
- Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (ст. 26);
- Пакт об экономических,
социальных и культурных
- Конвенция о правах
ребенка, одобренная
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 года.
В них содержатся:
1) основы международно-правовых
стандартов права на
2) меры, которые нужно
принять государствам, подписавшим
эти акты, для реализации права
на образование: поощрение и
интенсификация элементарного
3) приоритетные цели
образования: полное развитие
человеческой личности и
Сегодня источники
международного права, регулирующие интеграционные
процессы в отдельных сферах образования,
становятся международными стандартами,
обязательными для
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование
В системе прав и свобод
человека и гражданина право каждого
человека на образование занимает главенствующее
положение. Российское государство, исходя
из исключительной значимости образования
для развития интеллектуального, культурного
и экономического потенциала страны,
в Законе Российской Федерации от
10 июня 1992 года провозгласила область
образования приоритетной. Согласно
ст. 43 Конституции в РФ гарантируются
общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и
среднего профессионального образования
в государственных или
Положения, закрепленные в комментируемой статье Конституции РФ и в Законе РФ «Об образовании», в полной мере отвечают международным стандартам в сфере образования.
В указанном законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином обучающимся, установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В Законе закреплены следующие принципы государственной политики в области образования:
1) гуманистический характер
образования, приоритет
2) единство федерального
культурного и
3) общедоступность образования, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер
образования в государственных
и муниципальных
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический,
Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 15.07.2008) и другими актами. На уровне субъектов РФ иногда принимаются законы о тех или иных сторонах дошкольного и начального образования. В некоторых субъектах РФ (Пермском крае, Томской области, Чеченской Республике и др.) министры образования издают свои акты. Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных учреждений принимаются органами местного само управления.
Организационной основой
государственной политики РФ в области
образования является федеральная
программа развития образования, которая
разрабатывается на конкурсной основе
и утверждается федеральным законом
(Об утверждении Федеральной
Часть 3 ст. 43 Конституции и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" устанавливают возможность для каждого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование в соответствующем высшем государственном или муниципальном учреждении. Часть 3 ст. 5 Закона РФ "Об образовании" гласит: "Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые". Данное положение противоречит ч. 2 ст. 43 Конституции, где закреплена общедоступность среднего профессионального образования.
Согласно ч. 3 ст. 20 Закона РФ "Об образовании" наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования.
Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного как общего, так и профессионального образования. Неоднократно получать бесплатное профессиональное образование можно по направлению службы занятости; в случае потери возможности работать по профессии, специальности; в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В Конституции не установлено подобное ограничение, и можно сделать вывод о том, что не только впервые получаемое образование является бесплатным, и право на получение нескольких профессиональных образований не должно ограничиваться.
Образова́ние в Росси́йской Федера́ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня (ценза), что удостоверяется соответствующим документом.
В Законе «Об образовании» от 10 июля 1992г. определены принципы государственной политики в области образования. В ст.1 Закона сфера образования рассматривается в качестве приоритетной (наиболее важной, требующей первоочередного обеспечения). Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования; приспособленность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений. Все субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы.
В ч.2 ст.43 Конституции гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого. В соответствии с ч.3 ст.5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
Гражданам России
на ее территории гарантируется возможность
получения образования
Однако на практике российские
граждане сталкиваются с фактической
дискриминацией в сфере образования.
Ее существование обусловлено
Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР» (1991г.) (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 121-ФЗ). Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона «Об образовании». Однако по данным Министерства общего и профессионального образования подавляющее большинство учебных учреждений ведет преподавание на русском языке.
Общедоступность
и бесплатность начального общего,
основного общего и среднего (полного)
общего образования и начального
профессионального образования
обеспечивается государством путем
создания системы образования и
соответствующих социально-
— преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
Информация о работе Контрольная работа по «Конституционному праву»