Контрольная работа по «Конституционному праву»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Право на образование - одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека. Под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства», право на образование - право человека на включение в этот процесс и на участие в нем в качестве обучающегося. Оно гарантирует гармоничное духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным участником социального, политического, духовного и культурного прогресса.1

Содержание

Введение
І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование………………
II. Современный этап развития прав граждан на образование……………………………
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Реферат ст.43 право на образование.docx

— 46.16 Кб (Скачать)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Филиал в г. Салехарде

 

Факультет Государственной  службы и финансов

 

Специальность: Государственное  и муниципальное управление

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Конституционное право»

 

Вариант 15

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 3 курса

 

Корнилова Наталия  Сергеевна

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салехард, 2012 г.

 

 

Оглавление

Введение

І. Сущность и особенности конституционного права граждан на образование………………

II. Современный этап развития прав граждан на образование……………………………

Заключение

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Право на образование - одно из естественных неотъемлемых основных прав и свобод человека. Под образованием понимается «целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства», право  на образование - право человека на включение в этот процесс и  на участие в нем в качестве обучающегося. Оно гарантирует гармоничное  духовное развитие индивида и помогает ему стать полезным и полноценным  участником социального, политического, духовного и культурного прогресса.1

По времени возникновения  право на образование относят  ко второму поколению прав и свобод человека (так называемые позитивные, возникшие на рубеже XIX-XX вв.), по основным сферам жизнедеятельности человека - к социально-культурным правам и  свободам, иногда к социально-экономическим, чаще - к выделяемой в самостоятельную  структуру группе культурных (духовных) прав и свобод.

Важнейшими международно-правовыми  актами, закрепляющими универсальное  право на образование, являются:

- Всеобщая декларация  прав человека, утвержденная Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года (ст. 26);

- Пакт об экономических,  социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей  ООН 16 декабря 1966 года (ст. 13);

- Конвенция о правах  ребенка, одобренная Генеральной  Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (ст. 28, 29);

- Конвенция о борьбе  с дискриминацией в области  образования от 14 декабря 1960 года.

В них содержатся:

1) основы международно-правовых  стандартов права на образование:  обязательность и бесплатность  начального образования, открытость  и доступность для всех среднего  образования (как общего, так и  профессионального), доступность для  всех высшего образования на  основе равенства в зависимости  от способностей каждого, свобода  родителей (законных опекунов) в выборе образовательного учреждения для своих детей и обеспечении религиозного и нравственного воспитания в соответствии с собственными убеждениями;

2) меры, которые нужно  принять государствам, подписавшим  эти акты, для реализации права  на образование: поощрение и  интенсификация элементарного образования,  активное развитие сети школ  всех ступеней, поощрение стремления  к получению образования, принятие  мер по содействию регулярному  посещению школ, обеспечение в  государственных учебных заведениях  равной ступени равного уровня  образования и качества обучения, удовлетворительная система стипендий,  доступность информации и материалов  в области образования, подготовка преподавательских кадров и улучшение их материальных условий;

3) приоритетные цели  образования: полное развитие  человеческой личности и уважение  к правам и свободам человека, необходимость образования, содействие  взаимопониманию, терпимости и  дружбе между всеми нациями,  расовыми, этническими и религиозными  группами.

Сегодня источники  международного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферах образования, становятся международными стандартами, обязательными для законодательной  власти государства, участвующего в  интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. Сущность и  особенности конституционного права  граждан на образование

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого  человека на образование занимает главенствующее положение. Российское государство, исходя из исключительной значимости образования  для развития интеллектуального, культурного  и экономического потенциала страны, в Законе Российской Федерации от 10 июня 1992 года провозгласила область  образования приоритетной. Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются  общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования  в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях и  на предприятиях. При этом получение  основного общего образования обязательно.

Положения, закрепленные в комментируемой статье Конституции  РФ и в Законе РФ «Об образовании», в полной мере отвечают международным  стандартам в сфере образования.

В указанном законе под  образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином обучающимся, установленных  государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В Законе закреплены следующие  принципы государственной политики в области образования:

1) гуманистический характер  образования, приоритет общечеловеческих  ценностей, жизни и здоровья  человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам  человека, любви к окружающей  природе, семье;

2) единство федерального  культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в  условиях многонационального государства; 

3) общедоступность образования, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях; 

5) свобода и плюрализм  в образовании; 

6) демократический, государственно-общественный  характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Образование в России регулируется несколькими законами: Законом об образовании, Федеральным  законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 15.07.2008) и  другими актами. На уровне субъектов  РФ иногда принимаются законы о тех  или иных сторонах дошкольного и  начального образования. В некоторых  субъектах РФ (Пермском крае, Томской  области, Чеченской Республике и  др.) министры образования издают свои акты. Постановления по вопросам деятельности конкретных муниципальных дошкольных и начальных образовательных  учреждений принимаются органами местного само управления.

Организационной основой  государственной политики РФ в области  образования является федеральная  программа развития образования, которая  разрабатывается на конкурсной основе и утверждается федеральным законом (Об утверждении Федеральной программы  развития образования. Федеральный закон от 10 апреля 2000 года № 51-ФЗ) и национальная доктрина образования, утверждаемая постановлением Правительства РФ (О национальной доктрине образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года №751).

Часть 3 ст. 43 Конституции и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском образовании" устанавливают возможность для каждого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование в соответствующем высшем государственном или муниципальном учреждении. Часть 3 ст. 5 Закона РФ "Об образовании" гласит: "Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые". Данное положение противоречит ч. 2 ст. 43 Конституции, где закреплена общедоступность среднего профессионального образования.

Согласно ч. 3 ст. 20 Закона РФ "Об образовании" наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования.

Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного как общего, так и профессионального образования. Неоднократно получать бесплатное профессиональное образование можно по направлению службы занятости; в случае потери возможности работать по профессии, специальности; в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В Конституции не установлено  подобное ограничение, и можно сделать  вывод о том, что не только впервые  получаемое образование является бесплатным, и право на получение нескольких профессиональных образований не должно ограничиваться.

Образова́ние в Росси́йской Федера́ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования  понимается достижение и подтверждение  им определенного образовательного уровня (ценза), что удостоверяется соответствующим документом.

В Законе «Об образовании» от 10 июля 1992г. определены принципы государственной политики в области образования. В ст.1 Закона сфера образования рассматривается в качестве приоритетной (наиболее важной, требующей первоочередного обеспечения). Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования; приспособленность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений. Все субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы.

В ч.2 ст.43 Конституции гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого. В соответствии с ч.3 ст.5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Гражданам России на ее территории гарантируется возможность  получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального  происхождения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, партийной  принадлежности, наличия судимости.

Однако на практике российские граждане сталкиваются с фактической  дискриминацией в сфере образования. Ее существование обусловлено разными  возможностями получения образования  в городской и сельской местности, в разных регионах страны, неодинаковым качеством получаемого образования  вследствие нехватки учителей в отдаленных местностях, различиями в уровне материально-технической  оснащенности образовательных учреждений и квалификации учителей.

Общие вопросы  языковой политики в области образования  регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР» (1991г.) (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 121-ФЗ). Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона «Об образовании». Однако по данным Министерства общего и профессионального образования подавляющее большинство учебных учреждений ведет преподавание на русском языке.

Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования  обеспечивается государством путем  создания системы образования и  соответствующих социально-экономических  условий для получения образования. Под системой образования понимается совокупность:

— преемственных  образовательных программ и государственных  образовательных стандартов различного уровня и направленности;

Информация о работе Контрольная работа по «Конституционному праву»