Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа
Поскольку ни до этого времени, ни после него никаких частноправовых начал у нас, по сути, не существовало, государство произвольно и безгранично вмешивалось в имущественную сферу. Лишь за последние несколько лет устанавливалось, например, "замораживание" валютных счетов юридических лиц; запрет гражданам снятия со счетов в сберкассах более 500 руб. с соответствующей отметкой об этом в паспорте; требование осуществления расчетов за отгруженные товары, произведенные работы или оказанные услуги не более чем в трехмесячный срок (обращенное к формально признанным частным собственникам) и много других аналогичных мер.
1. Гражданское право как частное право……………………………………………………….2
2. Система гражданского права…………………………………………………………………6
3. Место гражданского права в правовой системе………………………………………….....7
4. Предмет гражданского права…………………………………………………………………8
5. Понятие метода правового регулирования………………………………………………...11
6. Метод гражданско-правового регулирования……………………………………………..14
7. Заключение…………………………………………………………………………………...18
8. Список используемой литературы………………………………………………………….21
Однако
следует учитывать, что метод
правового регулирования
При этом некоторые авторы вообще не делают различия между методами и способами правового регулирования, демонстрируя их синонимичность. Подобный подход, например, присущ В.М. Горшеневу.
Другие
ученые одновременно с признанием существования
отраслевых методов правового
По
нашему мнению, разграничение понятий
«метод» и «способ» правового
регулирования должно получить четкое
закрепление в научной
Эффект
влияния метода правового регулирования
на общественные отношения достигается
с помощью двух обобщенных приемов:
императивного и
Соответственно этому выделяют так называемые первичные методы правового регулирования общественных отношений, представляющие собой идеальную совокупность приемов и способов, с помощью которых определяются исходные, ключевые позиции субъектов в рамках правоотношения.
В теории права встречаются различные наименования первичных методов правового регулирования: императивный (авторитарный, метод централизации, или субординации), диспозитивный (автономный, метод децентрализации, или координации). Различия между двумя первичными методами состоят в следующем.
При императивном регулировании правовое положение участников правоотношения строится на началах неравенства, один из участников всегда наделяется властными полномочиями по отношению к другому. Как правило, субъект, наделенный властными полномочиями, является государственным органом либо органом, уполномоченным государством на совершение определенных действий, и наделен правом издания односторонне-властных предписаний, адресованных другому участнику. Права и обязанности субъектов правоотношения, построенного на принципах власти - подчинения, подлежат жесткой регламентации со стороны государства, и объем правомочий не может быть изменен участниками самостоятельно.
Диспозитивное регулирование правоотношений предполагает, что участники находятся в равноправном положении, наделяются правом выстраивать свои взаимоотношения на взаимовыгодных, эквивалентных условиях или отказаться от участия в подобных отношениях. Государство предоставляет возможность участникам диспозитивных отношений выбирать для себя наиболее приемлемый вариант поведения, ограничивая этот выбор лишь соображениями законности. Отношения между субъектами строятся не на основе односторонне-властных предписаний, а на базе свободного договора.
Следует
учитывать, что первичные методы
правового регулирования
Императивное
регулирование традиционно
Изучение категории метода правового регулирования общественных отношений показало, что понятие «метод» может быть употреблено в двух значениях.
Методом
правового регулирования в
Методы, осуществляющие регулирование правоотношений в рамках какой-либо отрасли права, получают свое реальное выражение и являются одним из классификационных признаков отрасли права. Отраслевые методы - это методы правового регулирования в узком смысле слова.
Специфика отраслевого метода правового регулирования определяется главным образом отраслевым предметом. Именно отношения, составляющие предмет отрасли, обусловливают использование тех или иных способов правового регулирования. В тоже время нельзя умалять обратного влияния, оказываемого методом правового регулирования на предмет отрасли права, поскольку именно через предмет, т. е. правовые нормы, входящие в отрасль права, метод правового регулирования закрепляется как приоритетный и получает свое материальное выражение в качестве отраслевого метода. Взаимодействие и взаимовлияние предмета отрасли права и отраслевого метода оказывается настолько сильным и глубоко проникающим, что восприятие этих правовых явлений обособленно, в отрыве друг от друга, становятся практически невозможным.
Если
предмет отрасли права отвечает
на вопрос что, то сущность метода правового
регулирования соответствует
Отвечая на поставленные вопросы, можно составить схему действия метода правового регулирования и затем раскрыть специфические признаки любой отрасли права. В соответствии с отраслевыми признаками формируются основные характеристики метода правового регулирования.
Пронизывая ткань
механизма правового
Таким
образом, правовой метод можно рассматривать
в качестве самостоятельного элемента
механизма правового
Рассмотрев общее понятие метода, перейдем к рассмотрению метода гражданского права.
Метод гражданско-правового регулирования.
Если понятие предмета связано с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются гражданским правом, то понятие метода - как они регулируются нормами гражданского права. Между предметом и методом существует весьма жесткая связь. Метод предопределяется особенностями предмета правового регулирования. Наличие общего родового свойства, присущего всем общественным отношениям, входящим в предмет гражданского права, предопределяет и применение к ним единого метода правового регулирования.
Понятие метода, как совокупности приемов, способов воздействия на общественные отношения, совокупности юридических особенностей данной отрасли, можно использовать для раскрытия содержания гражданско-правовой формы, отразив в нем свое многообразие различных приемов и способов воздействия на многочисленные общественные отношения, входящие в предмет гражданского права. Однако как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, так невозможно и привести все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве. Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей права. Метод как критерий, индивидуализирующий гражданско-правовую отрасль в системе права, должен характеризоваться только одной чертой, но такой, которая присуща любой норме гражданского права. В качестве такой черты и выступает юридическое равенство сторон.
Общественные
отношения, составляющие предмет гражданского
права, носят взаимооценочный
Юридическое равенство сторон в
гражданском праве означает, что
ни одна из сторон в гражданском
правоотношении не может предопределять
поведение другой стороны только
в силу занимаемого ею в правоотношении
положения, как это имеет место,
например, в административном правоотношении.
Применение этого метода обеспечивает
участникам гражданских правоотношений
независимость и
Говоря
о методе гражданско-правового
1)
равенство участников
2)
автономия воли. Каждый участник
гражданско-правовых отношений
3)
имущественная
4)
восстановительный характер
5)
защита нарушенного права
Вопрос о методе гражданского права - тоже дискуссионный.
Так, по мнению Н.Д. Егорова, метод гражданского права должен характеризоваться только одной чертой, в качестве которого выступает юридическое равенство сторон.
Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"