Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Поскольку ни до этого времени, ни после него никаких частноправовых начал у нас, по сути, не существовало, государство произвольно и безгранично вмешивалось в имущественную сферу. Лишь за последние несколько лет устанавливалось, например, "замораживание" валютных счетов юридических лиц; запрет гражданам снятия со счетов в сберкассах более 500 руб. с соответствующей отметкой об этом в паспорте; требование осуществления расчетов за отгруженные товары, произведенные работы или оказанные услуги не более чем в трехмесячный срок (обращенное к формально признанным частным собственникам) и много других аналогичных мер.

Содержание

1. Гражданское право как частное право……………………………………………………….2
2. Система гражданского права…………………………………………………………………6
3. Место гражданского права в правовой системе………………………………………….....7
4. Предмет гражданского права…………………………………………………………………8
5. Понятие метода правового регулирования………………………………………………...11
6. Метод гражданско-правового регулирования……………………………………………..14
7. Заключение…………………………………………………………………………………...18
8. Список используемой литературы………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Гражданское право реферат.docx

— 60.94 Кб (Скачать)

Характеристика  отношений, которые составляют предмет  гражданского права, дана в ст. 2 ГК РФ.

Первую  группу составляют имущественные отношения, включая основания и порядок  реализации права собственности  и других вещных прав. Эти отношения  составляют экономическую основу российского  общества. Их участниками являются не только физические и юридические лица, но и Российская Федерация, ее субъекты, иные участники. Объектами этих отношений служат всякие виды имущества (земля, ее недра, недвижимые и движимые вещи, ценные бумаги, предприятия как имущественные комплексы, деньги, в т.ч. иностранная валюта, и т.п.).

Имущественные отношения опосредуются товарно-денежными  связями. Сюда же относятся и отношения  в области выполнения работ, оказания услуг и т.д. С другой стороны, имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в т.ч. налоговые, финансовые и др. гражданским правом не охватываются, если иное не оговорено законом (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Вторую группу (представляющую собой  подвид, особую разновидность имущественных  отношений) составляют отношения в  области предпринимательской деятельности. Их роль настолько велика в условиях рыночной экономики, что закон (п. 1 ст. 2 ГК РФ) особо выделяет их из всей остальной  массы имущественных отношений, подчеркивая, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность или с их участием, исходя из того, что предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ, оказания услуг  лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом  порядке.

Дело в том, что круг общественных отношений, регулируемых гражданским  правом, необычайно обширен. Граждане и организации, осуществляя предпринимательскую  деятельность, постоянно вступают между  собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных  организаций, также вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским  правом. Так, отправляясь на работу на общественном транспорте, гражданин  вступает с соответствующей транспортной организацией в отношение, которое  регулируется нормами гражданского права. Сдавая по приезде в соответствующую  организацию на хранение верхнюю  одежду в гардероб, гражданин становится участником общественного отношения, которое также регулируется нормами  гражданского права. Приобретая необходимые  ему продукты питания или промышленные товары в магазине, гражданин участвует  в общественных отношениях, на которые  также распространяются нормы гражданского права. Нормы гражданского права  распространяют свое действие и на отношения, которые периодически возникают  между самими гражданами. Например, при заключении ими договора займа, имущественного найма, дарения и  других не запрещенных законом договоров.

Гражданским правом регулируются и  отношения, возникающие в результате распространения о гражданине не соответствующих действительности сведений, которые порочат его  честь, достоинство или деловую  репутацию.

Вместе с тем далеко не все  отношения, участником которых становятся граждане, регулируются гражданским  правом. Так, избирая депутатов в  соответствующие органы представительной власти, граждане становятся участниками  общественных отношений, которые регулируются государственным, а не гражданским  правом. С другой стороны, действие гражданского права распространяется и на такие общественные отношения, в которых граждане вообще не принимают  участия. Так, нормами гражданского права регулируются отношения между  организациями (юридическими лицами), возникающие в процессе реализации произведенной продукции, перевозки  ее на железнодорожном, морском, речном или воздушном транспорте, страхования  этого груза, осуществления расчетов за поставленную продукцию и т.д. Гражданским правом регулируются отношения  с участием Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, например в случае завещания  гражданином своего имущества государству.

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен  и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. Этого и не следует делать, так  как в задачу гражданско-правовой науки входит не перечисление с возможно большей точностью и тщательностью  всех общественных отношений, регулируемых гражданским правом, а выявление  тех общих свойств, которые и  позволили объединить их в предмете одной и той же отрасли, именуемой  гражданским правом.

Другой  составляющей частью предмета гражданского права в соответствии со ст. 2 ГК являются личные неимущественные отношения. Из самого названия вытекает, что личные неимущественные отношения обладают, по крайней мере, двумя признаками. Во-первых, указанные отношения возникают  по поводу неимущественных (духовных) благ, таких, как честь, достоинство, деловая репутация, имя гражданина, наименование юридического лица, авторское  произведение, изобретение, промышленный образец и т.п. Во-вторых, личные неимущественные  отношения неразрывно связаны с  личностью участвующих в них  лиц. В этих отношениях проявляется  индивидуальность отдельных граждан  или организаций и осуществляется оценка их нравственных и иных социальных качеств.

Таким образом, под личными неимущественными отношениями следует понимать возникающие  по поводу неимущественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индивидуализация личности гражданина или организации посредством  выявления и оценки их нравственных и иных социальных качеств.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК гражданским  правом регулируются те личные неимущественные  отношения, которые связаны с  имущественными. Отсюда следует, что  личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, гражданским  правом не регулируются. Такое удаление из предмета гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных  с имущественными, представляется мало обоснованным. Если личные неимущественные  отношения тяготеют к предмету гражданского права, то они должны им регулироваться независимо от того, связаны они  с имущественными отношениями или  нет. В силу этого цивилистическая  наука не должна ограничиваться описанием  правил, содержащихся в Гражданском  кодексе и других нормативных  актах гражданского законодательства. В ее задачу входит обоснование предметного  единства гражданского права. Для этого  недостаточно констатировать, что гражданским  правом регулируются имущественно-стоимостные  и личные неимущественные отношения. Необходимо, несмотря на внешнюю противоположность  этих двух составных частей предмета гражданского права, выявить то общее  свойство, которое и позволяет  объединить имущественно-стоимостные  и личные неимущественные отношения  в предмете одной и той же отрасли - гражданском праве.

Имущественно-стоимостные  отношения предполагают взаимную оценку участниками этих отношений количества и качества труда, воплощенного в  том материальном благе, по поводу которого эти отношения складываются. Личные неимущественные отношения, в свою очередь, предполагают взаимную оценку их участниками индивидуальных качеств  личности, участвующей в этих отношениях. Взаимооценочный характер имущественно-стоимостных  и личных неимущественных отношений  и составляет то общее свойство, которое позволяет объединить их в предмете гражданского права. Во избежание  недоразумения следует отметить, что оценочный характер носят  все общественные отношения. Однако взаимооценочный признак характерен только для тех общественных отношений, которые входят в предмет гражданского права. Наличие этого общего признака и обусловливает принципиальное единство всех имущественно-стоимостных  и личных неимущественных отношений, в какой бы сфере деятельности человека они ни возникали и каков  бы ни был их субъектный состав.

В имущественных отношениях взаимная оценка проявляется в стоимостной  форме, а в неимущественных - в  виде нравственной и иной социальной оценки личных качеств граждан и  организаций. Поскольку стоимостная  оценка имеет место только в имущественно-стоимостных  отношениях, а нравственная и иная социальная оценка личных качеств граждан  и организаций - в личных неимущественных  отношениях, то и предмет гражданского права можно определить как взаимооценочные  общественные отношения в виде имущественно-стоимостных  и личных неимущественных отношений.

Складывающееся  с течением времени единообразное  применение правовых норм требует осмысления многих проблем на теоретическом  уровне, что зачастую невозможно осуществить  без рассмотрения основной категории  науки гражданского права - предмета гражданско-правового регулирования. Интерес к проблемам, связанным  с определением круга общественных отношений, регулируемых гражданским  правом, не пропадает до сих пор, хотя исследования в данной сфере  начались не один десяток лет назад.

 

 

 

Понятие метода правового регулирования.

Метод - это совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, совокупность юридических особенностей данной отрасли. С помощью методов  правового регулирования все  элементы механизма правового регулирования  получают определенное направление.

Достаточно  точно соотношение правового  регулирования и метода правового  регулирования обозначил А.И. Процевский, по мнению которого правовое регулирование  имеет место с момента издания  нормы до ее осуществления безотносительно  к ее характеру. Метод раскрывается только в характере норм, определяющих соотношение воли субъектов и  их правовое положение в правоотношении. Иными словами, правовое регулирование - это воздействие, метод - способ такого воздействия.

Как правило, характер правового воздействия  на участников правоотношения получает выражение в гипотезе правовой нормы, конкретизируясь в диспозиции и  санкции. Следует учитывать, что  в рамках одной правовой нормы  можно выявить различные способы  правового регулирования.

Приобретая  субъективные права или принимая на себя юридические обязанности, участники  правоотношений всегда подчиняются  определенному правовому методу, в соответствии с которым впоследствии будет строиться их реальное поведение, обусловленное рамками правоотношения.

Категория метода правового регулирования  общественных отношений - одна из самых  интересных в теории права. Научные  исследования, посвященные изучению этой категории, к сожалению, не сложились  в стройное учение. Разработки различных  авторов высвечивают отдельные  фрагменты целостной системы  признаков метода правового регулирования  или акцентируют внимание на отраслевых методах.

Проводимые  в рамках отдельных отраслей права  исследования метода правового регулирования  позволили сформулировать унифицированное  понятие данной юридической категории. По общему правилу, методом называется совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется воздействие на участников правовых отношений. В интерпретации различных  специалистов данное понятие может  содержать иные формулировки, сохраняя при этом первоначальный смысл.

Так, например, М.Д. Шаргородский и О.С. Иоффе  метод правового регулирования  определили как специфический способ, при помощи которого государство  на основе данной совокупности юридических  норм обеспечивает нужное ему поведение  людей как участников правоотношения.

В.М. Горшенев предложил более широкое  понятие, в соответствии с которым  под методом правового регулирования  следует понимать своеобразный способ воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования, который выражается в установлении с помощью нормы права определенного (возможного и должного) состояния воли субъектов в их взаимоотношении друг с другом, а также относительно желаемых результатов их поведения.

По  мнению А.И. Процевского, в методе правового  регулирования как способе воздействия  на сознание и волю людей проявляются  два свойства права: определение  поведения людей вообще и определение  их поведения применительно к  данному виду общественных отношений.

В соответствии с определением В.Д. Сорокина правовой метод есть совокупность юридических  приемов, средств, способов воздействия  социальных управляющих систем, входящих в государственный аппарат, на социально-правовую среду в целом и на составляющие ее элементы.

С.С. Алексеев методом правового регулирования  называет совокупность юридических  приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие  в данной области отношений.

П.Б. Евграфов отмечает, что сущность и  назначение метода состоит в определенных взаимосвязанных способах, приемах  и средствах, которыми отрасль выполняет  функцию регулирования и охраны общественных отношений.

По  мнению О.М. Киселевой, метод правового  регулирования представляет собой  совокупность юридических приемов, средств, составляющих способ целенаправленного  воздействия на волевое состояние  индивида в сфере общественных отношений.

Анализ  понятий метода правового регулирования, предлагаемых различными авторами, показывает, что практически в каждом определении  метод правового регулирования  отождествляется со «способом правового  воздействия» на участников общественных отношений.

Определение категории метода через категорию  «способ» в какой-то степени оправданно, поскольку соответствует этимологическому значению этих слов. Толковый словарь  русского языка определяет метод  как способ действовать, поступать  каким-нибудь образом, прием; а способ - как действие или систему действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"