Контрольная работа по "Гражданскому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Поскольку ни до этого времени, ни после него никаких частноправовых начал у нас, по сути, не существовало, государство произвольно и безгранично вмешивалось в имущественную сферу. Лишь за последние несколько лет устанавливалось, например, "замораживание" валютных счетов юридических лиц; запрет гражданам снятия со счетов в сберкассах более 500 руб. с соответствующей отметкой об этом в паспорте; требование осуществления расчетов за отгруженные товары, произведенные работы или оказанные услуги не более чем в трехмесячный срок (обращенное к формально признанным частным собственникам) и много других аналогичных мер.

Содержание

1. Гражданское право как частное право……………………………………………………….2
2. Система гражданского права…………………………………………………………………6
3. Место гражданского права в правовой системе………………………………………….....7
4. Предмет гражданского права…………………………………………………………………8
5. Понятие метода правового регулирования………………………………………………...11
6. Метод гражданско-правового регулирования……………………………………………..14
7. Заключение…………………………………………………………………………………...18
8. Список используемой литературы………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Гражданское право реферат.docx

— 60.94 Кб (Скачать)

Содержание.

1. Гражданское  право как частное право……………………………………………………….2

2. Система  гражданского права…………………………………………………………………6

3. Место гражданского  права в правовой системе………………………………………….....7

4. Предмет  гражданского права…………………………………………………………………8

5. Понятие  метода правового регулирования………………………………………………...11

6. Метод гражданско-правового  регулирования……………………………………………..14

7. Заключение…………………………………………………………………………………...18

8. Список  используемой литературы………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гражданское право как частное право.

Гражданское право - одна из основных, важнейших  частей всякой развитой правовой системы. Термин гражданское право берет  свое начало от римского "цивильного права", под которым понималось право исконных римских граждан-квиритов, право государства-города. В дальнейшем известный процесс рецепции (заимствования) римского частного права европейскими правопорядками привел к переносу этого  понятия в современную юридическую  терминологию, где оно стало привычным, традиционным наименованием одной  из наиболее крупных, фундаментальных  правовых отраслей. Поэтому и гражданское  право нередко называют цивилистикой, а специалистов в этой области - цивилистами.

Известно, что сферы частного права как  области, по общему правилу закрытой для произвольного вмешательства  государства, в истории России почти  не было. Еще в конце XVII - начале XVIII в., когда в западноевропейских государствах активно развивалось частное  капиталистическое хозяйство, русский  царь был вправе по своему соизволению  изъять любое имущество у любого подданного (как это, например, делал  Петр I, требуя денег на ведение различных  войн). Только во второй половине XVIII в. Екатерина II в виде особой привилегии разрешила дворянству иметь на праве  частной собственности имущество, которое не могло стать объектом произвольного изъятия в пользу государства или каких-либо обременении "в казенном интересе". Для всех остальных сословий такое имущественное  положение даже юридически стало  возможным только после реформ Александра II, т.е. во второй половине 60-х гг. XIX в. и существовало лишь до 1918-1922 гг., всего  около 50 лет. Это и был уникальный для отечественной истории, но весьма краткий период признания и существования  частного права.

Поскольку ни до этого времени, ни после него никаких частноправовых начал у  нас, по сути, не существовало, государство  произвольно и безгранично вмешивалось  в имущественную сферу. Лишь за последние  несколько лет устанавливалось, например, "замораживание" валютных счетов юридических лиц; запрет гражданам  снятия со счетов в сберкассах более 500 руб. с соответствующей отметкой об этом в паспорте; требование осуществления  расчетов за отгруженные товары, произведенные  работы или оказанные услуги не более  чем в трехмесячный срок (обращенное к формально признанным частным  собственникам) и много других аналогичных  мер.

Советское гражданское право развивалось  в условиях господства известной  ленинской установки о том, что "мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства  есть публично-правовое, а не частное". Такой подход имел следствием преобладание в экономике жестких централизованных начал, вызвавших к жизни, например, категорию "плановых" ("хозяйственных") договоров. Их содержание определялось не волей и интересами участников, а плановыми органами, решавшими, кто, с кем и на каких условиях будет заключать конкретный договор. Но даже при этом определение некоторых  условий вынужденно отдавалось на усмотрение сторон, а договоры с участием граждан  обычно находились под косвенным, а  не прямым воздействием плана (если не считать системы карточного распределения  товаров). Сохранялась почва для  гражданско-правового регулирования, хотя его содержание было существенно  видоизменено, и саму частноправовую терминологию старались вывести  из широкого употребления.

Однако  некоторые частноправовые принципы формально закреплялись действовавшим  гражданским законодательством.

Гражданский кодекс России 1994 г. впервые законодательно закрепил в п. 1 ст. 1 основные начала частного права:

- равенство участников имущественных  отношений;

- неприкосновенность собственности;

- свободу договора;

- недопустимость произвольного вмешательства  кого-либо в частные дела;

- беспрепятственное осуществление  гражданских прав и их судебную  защиту от нарушений, в том  числе и со стороны публичной  власти (государства).

Применение  этих принципов теперь может быть ограничено только федеральным законом  и лишь в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства. В силу этого возможные и необходимые  ограничения частноправовых начал  становятся действительно исключением  из правила, а не общим правилом.

Гражданское право в известном смысле действительно  можно считать правом граждан, поскольку  оно призвано регулировать подавляющее  большинство их взаимоотношений  как имущественного, так и неимущественного характера. А такие взаимоотношения  возникают, как правило, по воле их участников, которые сами определяют и содержание своих взаимосвязей, и даже последствия  их прекращения или изменения. Ведь люди обычно самостоятельно решают, вступать им или не вступать, например, в те или иные договорные отношения и  на каких условиях; они вольны защищать свое имущество или отказаться от его защиты в конкретной ситуации; они вправе предъявить требование о  судебной защите своих прав (иск) или  не делать этого и т.д. При этом люди руководствуются своими собственными, частными интересами (в том числе  согласуя их с аналогичными интересами других лиц), которые, таким образом, по общему правилу всецело определяют и содержание складывающихся между  ними отношений.

Государство должно предоставлять им такую возможность  саморегулирования этих отношений, ибо никакие его нормативные  акты не в состоянии предусмотреть  все возможные в жизни варианты поведения, наиболее целесообразные во всех мыслимых ситуациях. Разумеется, оно обязано также принимать  и известные меры охраны участников от злоупотреблений недобросовестных лиц и в определенной мере защищать более слабую сторону, а в необходимых  случаях принуждать к соблюдению общественных (публичных) интересов.

Вмешательство государства в сферу частных  интересов своих граждан не может  становиться всеобъемлющим, безграничным и произвольным, а публичная власть не вправе считать себя единственным подлинным выразителем и защитником любых интересов своих граждан  на том, в частности, основании, что  она знает их лучше, чем сами их носители (как это обычно имело  и имеет место в истории  российской государственности). В ином случае, как свидетельствует исторический опыт, одни граждане становятся пассивными ожидателями различных государственных  благ и теряют всякий интерес к  инициативной, самостоятельной деятельности (что в конечном итоге не идет на пользу и самому государству), а  другие прибегают к многообразным  ухищрениям и попыткам обхода закона с целью добиться удовлетворения собственных интересов и потребностей.

Нормальный  правопорядок должен основываться на существовании и различии частноправового  и публично-правового регулирования. Гражданское, или частное, право  со времен Древнего Рима как раз  и отражает частноправовую сферу  с присущими ей началами юридического равенства и самостоятельности  участников, неприкосновенности их частной  собственности, свободы договора, независимой  судебной защиты нарушенных прав и  интересов.

Конечно, развитие человеческой цивилизации  с той поры привело к неизмеримому усложнению социальных процессов, появлению  принципиально новых общественных феноменов, вызванных к жизни  последствиями технических и  социальных, а затем научной и  информационной революций. Все это  видоизменило, но не отменило полностью  основы правовой системы, покоящейся на различии гражданского (частного) и  публичного права. Подобно тому, как  геометрия Н.И. Лобачевского не отменила принципиальных начал евклидовой геометрии, а постулаты Эйнштейна не привели  к краху ньютоновой физики, современный высокоразвитый имущественный оборот не отменяет традиционных юридических конструкций и подходов, а лишь при необходимости видоизменяет их, приспосабливая к соответствующим потребностям.

Сохраняется и общее деление права на частное  и публичное. Их различие покоится на принципиальном различии частных и  публичных интересов, легших в основу их первоначальной дифференциации, проведенной  еще в Юстиниановых Дигестах. По словам виднейшего древнеримского юриста Ульпиана, публичное право относится  к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных  лиц.

Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда представлялось непростой  проблемой. Дело в том, что в сфере  частного права законодатель нередко  вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе  запреты, ограничивая самостоятельность  и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском  законодательстве устанавливается  обязанность государственной регистрации  всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, отсутствие которой  влечет и отсутствие соответствующего юридического результата (возникновения  юридического лица или появления, прекращения  или изменения прав на недвижимость). С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться  судебный порядок защиты, в частности, некоторых интересов граждан, что  свойственно частноправовому регулированию.

Однако  наличие таких правил не устраняет  необходимости установления четкого  различения частного и публичного права, ибо отношения, включаемые в ту или  другую сферу, приобретают различный  правовой режим. Попытки выявить  критерии разграничения этих сфер предпринимались  как отечественными, так и зарубежными  учеными-юристами на протяжении не одного века. В конце концов, стало очевидным, что это различие заключается  в характере и способах воздействия  права на регулируемые отношения, обусловленного самой природой последних. Ясно, например, что отношения в области государственного управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности  участников, ибо по самому своему характеру  требуют централизованного воздействия  и иерархической подчиненности  участников. Но ясно и то, что многие отношения, складывающиеся в экономике, и прежде всего отношения товарообмена (т.е. рынка), напротив, нуждаются в  предоставлении их участникам максимальной (хотя, разумеется, и не безграничной) свободы, стимулирующей их инициативу и предприимчивость.

Следует подчеркнуть, что и по существу необходимое  в ряде случаев взаимовлияние  и взаимодействие частного и публичного права не ведет к смешению этих двух принципиально различных подходов. Так, гражданское процессуальное право, относящееся к публично-правовой сфере, под воздействием частноправовых начал резко усиливает состязательный характер процесса в спорах между  предпринимателями, широко допуская здесь  также применение третейской (негосударственной) формы разбирательства. Однако в  целом процессуальный порядок, безусловно, сохраняет присущий ему публично-правовой характер. Частное и публичное  право во всех развитых правопорядках  продолжают существовать как две  самостоятельные, независимые ветви  правового регулирования, как два  различных типа правового воздействия  на общественные отношения.

Частное (гражданское) право составляет базу, ядро правопорядка, основанного на рыночной организации хозяйства. История  показывает, что основные частноправовые начала, например неприкосновенность собственности или свобода договоров, практически нигде и никогда  не действовали в чистом виде, подвергаясь  по необходимости тем или иным ограничениям. По степени, характеру  этих ограничений можно различать  виды или типы правовых систем.

Как отмечает А.И. Покровский, что даже при  самых жестких ограничениях сфера  частного права никогда не исчезала полностью, ибо во всякой известной  цивилизации невозможно было совершенно исключить товарообмен и товарное хозяйство. Ведь частное право с древнеримских времен является порождением свободного экономического развития, неизбежно требовавшего "освобождения личности от всяких связывавших ее пут, требовавшего свободы собственности, свободы договоров, свободы завещаний и т.д.".

Гражданское (частное) право во всяком правопорядке регулирует прежде всего различные  отношения по принадлежности или  использованию имущества, отличающиеся тем, что они основаны на юридическом  равенстве участников, автономии  их воли и их имущественной самостоятельности (обособленности). Имущественные отношения  могут и не основываться на указанных  признаках, например отношения по формированию государственного бюджета путем  взимания налогов или уплаты штрафа за правонарушение. В этих случаях  между участниками существуют отношения  не равенства, а власти и подчинения, исключающие автономию воли (т.е. усмотрение) самих сторон. Такого рода отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой, например налоговые  и другие финансовые отношения, составляют предмет регулирования административного  и финансового (публичного) права.

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданскому праву"