Конституция, виды юридической ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:09, контрольная работа

Описание работы

Конституция: понятие и виды. Конституция Российской Федерации 1993г.- ее структура и значение в системе законодательства РФ.
Органы внутренних дел: структура, задачи, полномочия.

Работа содержит 1 файл

основы права кр№1.docx

— 37.46 Кб (Скачать)
    • Законодательные (представительные) органы – органы, принимающие законы как нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу. Органы, принимающие иные нормативные акты (подзаконные), к законодательным органам не относятся.
    • Исполнительно-распорядительные органы представляют целую систему органов во главе с правительством. Это органы исполнительные, ибо призваны исполнять, реализовывать законы, распорядительные, ибо, исполняя законы, они принимают решения (распоряжения) нормативного и индивидуального характера.
    • Судебные органы призваны осуществлять юрисдикционную деятельность, т. е. разрешать конкретные юридические дела: применять меры наказания за преступления, разрешать различного рода правовые споры, конфликты между различными субъектами (имущественные, трудовые, семейные, административные и т.п.).
    • Контрольно-надзорные органы осуществляют надзор за исполнением законов и других нормативных актов. К их числу относятся органы прокуратуры, различного рода государственные инспекции. Последние могут входить в состав соответствующего министерства, ведомства.
    • Силовые структуры: армия, полиция, разведка, пенитенциарные органы. Само название говорит о том, что они могут применять силу, прямое физическое принуждение, оружие или различные другие технологические средства принуждения, но в рамках и на основе закона.

     По  способу формирования государственные  органы подразделяются на первичные и вторичные. Первичные органы – это органы, формируемые непосредственно самим народом путём выборов. Это, следовательно, органы выборные. Хотя не каждый выборный орган является первичным. Некоторые выборные органы избираются представительными органами.

     В федеративном государстве органы подразделяются на федеральные и субъектов федерации. К федеральным органам РФ относятся Президент, Федеральное Собрание, органы прокуратуры, судебные органы, за исключением уставных судов и мировых судов, Правительство РФ, федеральные ведомства с их местными органами.

          По месту в иерархической системе  органы подразделяются на высшие  и местные. В федеральных государствах наблюдаются две системы высших органов власти: общефедеральные и субъектов федерации. К местным относятся органы местного самоуправления. Хотя по Конституции РФ они не отнесены к государственным органам, однако обладают всеми необходимыми признаками последних. Органы местного самоуправления (главы администраций, мэры, представительные органы) избираются населением.

          По своей структуре органы  подразделяются на единоначальные (президент, министр, прокурор, командир военной части и др.) и коллегиальные (представительные органы, правительство и др.). Различие состоит в том, что в первых решения принимает единоначальник, во вторых — коллегия (группа должностных лиц).

          По компетенции органы государства  подразделяются на органы общей  и специальной компетенции. В первом случае круг вопросов, по которым принимаются властные решения, весьма широк, охватывает многие сферы общественной жизни: экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и т. д. Во втором — соответствующий орган руководит какой-то одной, относительно узкой, сферой. К первым относятся, прежде всего, представительные органы, правительство, главы администраций и др.; ко вторым - министерства, ведомства, прокуратура, суды и др.

     Положением  о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года № 1039, на МВД возлагаются  основные задачи:                        

  • разработки и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов не зависимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
  • организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;
  • обеспечение исполнения уголовных наказаний;
  • руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;
  • совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.

          Реализуя свои функции, МВД  РФ организует в масштабах  РФ:    

  • оперативно – розыскную деятельность в соответствии с Законом об оперативно – розыскной деятельности;
  • экспериментально – криминалистическую деятельность органов внутренних дел;
  • расследование преступлений (в форме дознания  и предварительного следствия) по уголовным делам, отнесенным  уголовно – процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел;
  • обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно – процессуальных обязанностей.
 
 
 

 

  1. Виды юридической  ответственности и их характеристика.

       Юридическая  ответственность  не  может  осуществляться  «вообще».   В реальной  жизни  она  всегда  достаточно  определенна.  В  отдельных   видах ответственности   общие   ее   признаки   проявляются   по-разному,   что обуславливает специфику их регламентации и реализации.

       В науке классификация видов  юридической  ответственности   производится по самым различным  основаниям: по органам, реализующим   ответственность,  по характеру  санкций, по функциям и т.д.  Наибольшее  распространение   получило деление видов ответственности  по отраслевому признаку.  По  этому  основанию различают  5 видов юридической ответственности:

        1. Материальная;

        2. Дисциплинарная;

        3. Административная;

        4. Гражданско-правовая;

        5. Уголовная.

       МАТЕРИАЛЬНАЯ  ответственность   является  самым   легким   видом юридической ответственности.  Она заключается  в  восстановлении  рабочими  и служащими предприятий  и учреждений ущерба,  измеряемого   в  денежной  форме, который   они   причинили   данному   предприятию   или   учреждению.   Штраф взыскивается  администрацией   предприятия   и   учреждения   на   основании соответствующего   приказа,   в    результате    чего    нарушенное    право  восстанавливается   (возмещается    ущерб),    а    данное    правоотношение прекращается.

     ДИСЦИПЛИНАРНАЯ  ответственность  наступает  в  результате  нарушения учебной, трудовой, воинской, служебной  дисциплины.  Данная  ответственность заключается  в  несении  неблагоприятных  последсвий  служебного  характера.

     Наиболее  распространенными мерами дисциплинарной ответственности  являются:   предупреждение;   выговор;   строгий   выговор; увольнение.

     Дисциплинарная  ответственность  налагается  на  лицо,  совершившее нарушение   дисциплины   (дисциплинарный   проступок    ),    администрацией предприятия, учреждения на основании  приказа.

     АДМИНИСТРАТИВНАЯ   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ    наступает    за    совершение правонарушения,  не  представляющего  большой   общественной   опасности   (административного проступка ). Чаще всего  административная  ответственность  выражается в форме штрафа либо иных незначительных правовых ограничений.

     Привлечение к  административной  ответственности  осуществляется  с соблюдением  процессуальной  формы.  Документом,   на   основании   которого происходит привлечение к данному виду ответственности, является протокол  об административном  правонарушении,   который   составляется   уполномоченными  должностными лицами  и  подписывается  правонарушителем.  К  правонарушителю  могут быть применены также меры обеспечения  производства  по  делу:  личный досмотр; изъятие вещей  и документов; административное задержание.

     Административное  дело  рассматривают  и  принимают   окончательные решения:

  • суды;
  • судьи;
  • органы внутренних дел;
  • органы государственных инспекций;
  • иные административные органы;
  • уполномоченные должностные лица.

       Гражданско-правовая ответственность  наступает за нарушение правовых  норм, регулирующих имущественные  отношения, а также  за  причинение  внедоговорного  вреда имуществу  или личности.

       Данный вид ответственности обычно  выражается в:

         . восстановлении нарушенного права;

         . предоставлении компенсации ( чаще  всего денежной ).

       Указанные  меры  могут  применяться   как   выборочно,   так   и совокупности.

     Привлечение   к   гражданско-правовой    ответственности  осуществляется  в  строгой  процессуальной  форме  на  основании  норм  Гражданско-процессуального  кодекса  РФ  (возбуждение  дела,  собирание  доказательств, порядок  его  рассмотрения,  принятие  решения  и  иные  вопросы ).

     Решение по гражданским делам принимается  исключительно судом или  судьей единолично.

       УГОЛОВНАЯ ответственность является  самым тяжелым и сложным видом  юридической   ответственности.    Она    наступает    за    совершение  правонарушений,  представляющих  большую  общественную   опасность   и  предусмотренных  Уголовным  кодексом РФ – преступлении.  Отличительными  чертами уголовной  ответственности являются:

  • Наличие исчерпывающего перечня  преступлений,  за  совершение  которых  возможна  уголовная  ответственность  (содержится в нормах  Уголовного  кодекса РФ );
  • Причисление видов деяний к преступлениям только на основании закона;
  • Строжайшее соблюдение процессуальных норм при привлечении к  уголовной  ответственности;
  • Наличие особой совокупности документов, на основании которых выносится приговор суда, уголовного дела;
  • Особый порядок расследования преступления;
  • Возможность применения мер пресечения – подписка  о  невыезде,  арест, заключение под стражу;
  • Возможность применения принудительных мер медицинского характера;
  • Право обвиняемого на защиту;
  • Рассмотрение дела только судом ( судьей ) в  открытом  ( в  некоторых случаях закрытом ) заседаниях;
  • Состязательность процесса;
  • При  признании  подсудимого  виновным  –  назначение  ему  уголовного  наказания;
  • Возможность пересмотра приговора в кассационной инстанции;
  • Разнообразие  и  особая  строгость   уголовного   наказания,   крайне  неблагоприятные последствия для осужденного1;
  • Длительные сроки давности привлечения и уголовной ответственности2;
  • Наличие особого состояния  после  отбытия  наказания,  ограничивающего  правовой статус человека, судимости.

     Кроме указанных в качестве  самостоятельного  вида  ответственности  в литературе выделяется отмена актов,  противоречащих  законодательству. Несмотря на определенную  близость  к  юридической  ответственности  и значимости этого юридического феномена, полагаем, что он отличается от  ответственности.

       « ПОЗИТИВНАЯ» юридическая ответственность.  В литературе  по  социологии   и   этике   иногда   используется  понятие  « позитивная ответственность» (ответственность за  порученное  дело, за результат своих действий, предусмотрительность и т.п. ).

     Применительно к правовой сфере это понятие  встречается  в различных значениях. В области публичного права оно  может  применяться для обозначения  компетенции государственных  органов  или  должностных лиц  либо  их  соподчиненности  («  ответственность   за   поддержание общественного  порядка»,  «за  подготовку  к  весеннему   севу»,   «за организацию  преддипломной практики студентов»  и  т.п.).  К  поведению граждан  понятие  «правовой  позитивной  ответственности»  вообще   не применимо,  так  как  позитивная    ответственность   личности   имеет этическое либо социальное, но  не  юридическое  содержание.  «Правовой  позитивной  ответственностью»  граждан  иногда  называют   правомерное поведение,  соблюдение   юридических   обязанностей   и   не нарушение запретов.  Такое  удвоение  терминологии  ведет  к  недоразумениям   и  софизмам (ответственность за  добросовестное  исполнение  обязанностей приравнивается к ответственности  за  правонарушение;  вопреки  закону   иногда утверждается, что « все граждане нашей страны  несут  уголовную ответственность» и т.п.

     Именно  данная сторона  ответственности  имеется  в  виду,  когда говорят  о чувстве ( осознании ) ответственности  или о том, что человек берет  ответственность на  себя.  Ответственность  в  указанном  смысле рассматривается  в качестве осознанной и воспринятой  лицом  социальной   необходимости  инициативного выполнения долга, всей  суммы  лежащих  на  нем   обязанностей   –   политических,   моральных,   правовых.    Это  ответственность за будущее  поведение. 

 

  1. Итальянский просветитель, юрист и публицист  Ч.Беккариа в своей книге «О преступлениях  и наказаниях» писал, что смертная казнь не основана на настоящем праве, поскольку ни кому из людей не дано право убивать себе подобных. По его мнению смертная казнь является «войной нации с гражданином, считающей необходимым или полезным уничтожить его жизнь».

Информация о работе Конституция, виды юридической ответственности