Конституция, виды юридической ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 08:09, контрольная работа

Описание работы

Конституция: понятие и виды. Конституция Российской Федерации 1993г.- ее структура и значение в системе законодательства РФ.
Органы внутренних дел: структура, задачи, полномочия.

Работа содержит 1 файл

основы права кр№1.docx

— 37.46 Кб (Скачать)
  1. Конституция: понятие и виды. Конституция Российской Федерации 1993г.- ее структура и значение в системе законодательства РФ.

     Существует  несколько определений термина  «конституция», самые распространенные из них:

     Конституция РФ – важнейший юридический, политический и идеологический нормативный правовой акт, занимающий особое место в правовой системе российского демократического государства.

     Конституция РФ – это единый, обладающий особыми  юридическими свойствами нормативно –  правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекты государственной  власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы  и обязанности человека и гражданина.

     Можно выделить несколько основных признаков  конституции:

     -  учредительный характер и особый  предмет регулирования;

     - особый порядок принятия: народом  на референдуме; парламентом;  Конституционным (учредительным)  Собранием или иным органом  или иным органом, специально  формируемым для этой цели;

     - особые юридические свойства: устанавливает  основные принципы устройства  общества и государства; 

     - закрепляет признаваемые и охраняемые  государством права, свободы и  обязанности человека и гражданина;

     - Конституция РФ – ядро правовой  системы;

     - особая правовая охрана;

     - особый порядок принятия, пересмотра  и внесения поправок и дополнений.

     В настоящее время в странах  мира действуют 3 вида конституций, различающихся  по их конструкции и структурным  составляющим: консолидированные, неконсолидированные  и комбинированные.

     Консолидированные представляют собой единый документ (акт), принятый как основной закон  государства (Конституция 1993 г., Конституция  Польши 1997 г.). Поправки к ним либо непосредственно включаются в текст  конституций путем замены определенных статей, либо в качестве дополнений прилагаются к конституционному тексту при сохранении прежнего, часть  которого соответственно не действует, а действуют принятые поправки (Конституции  США, в Индии сочетаются методы замены и дополнения отдельными приложениями).

     Неконсолидированные состоят из нескольких законов, принятых в разное время, но по правилам принятия и изменения последних (Израиль, Франция).

       Комбинированные конституции состоят из законов (статутов), судебных прецедентов и конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия).

     Выделяют 2 структуры нормативного правового  документа: внешнюю и внутреннею.

     Внешняя структура предполагает разделение всего текста документа на определенные единые комплексы (раздела, главы). Здесь  в основу обобщения конституционных  норм положено сходство предмета регулирования, т.е. связанность правовых норм положено сходство предмета регулирования, т.е. связанность правовых норм характером общественных отношений, на которые  они воздействуют.

     Выбор и обоснование порядка расположения тех или иных глав, статей конституции  зависят от многих факторов: концепции  объекта конституционного регулирования, которой руководствуются создатели  основного закона, первичности и  производности норм, их взаимозависимости.

     Текст глав делится на статьи, редко на параграфы, статья делится на части  с цифровой или буквенной нумерацией.

     Внутренняя  структура определяет логическую связь  расположения предшествующих и последующих  положений, она связана и с  положением конституционного регулирования, с отсутствием противоречий и  крупных пробелов.

     Конституция 1993 г. включает преамбулу, 2 раздела: раздел первый состоит из 9 глав: 1) основы конституционного строя; 2) права и свободы человека и гражданина; 3) федеративное устройство; 4) Президент Российской Федерации; 5) федеральное собрание; 6) Правительство  Российской Федерации; 7) судебная власть; 8) местное самоуправление;                  9) конституционные поправки, и 137 статей, раздел второй содержит «Заключительные  и переходные положения» и состоит  из 9 пунктов.

     Преамбула. При публикации текста Конституции  в обозначении ее содержание преамбула  не выделяется как отдельная часть  ее часть. Впервые в нашей стране такой структурный элемент конституционного акта применен в Конституции ССР 1977 г., затем соответственно в Конституции  РСФСР 1978 г.

     Содержание  преамбулы Конституции РФ 1993 г. Отличается от предыдущих отсутствием односторонней  идеологической направленности, классового подхода, отсутствием принципа преемственности  с прежними Конституциями. Это обращение  многонационального народа Росси по поводу принятия им Конституции и  провозглашение основных идей, свидетельствующих  о стремлении утвердить общедемократические, гуманистические ценности, гражданский  мир и согласие, обеспечить благополучие и процветание народа, его равноправие  и право на самоопределение. Подчеркивается сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение  суверенной государственности и  принадлежность к мировому сообществу.

     Конституция 1993 г. Применяет новую терминологию - вводиться понятие « пересмотр» Конституции и «поправки» к ней. Посвященная к этому глава 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Она содержит статьи – 134 – 137. В ст.134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. В прежней Конституции вопрос  о таких субъектах не регламентировался.

     Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с  изменением положений глав 1,2, и 9: «основы  конституционного строя», «Права и  свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр  Конституции». Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным  Собранием. В этих главах содержаться  положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания – представительного и  законодательного  органа Российской Федерации - права принимать новую  конституцию означает, что утверждена новая концепция установления конституции  особой, учредительной властью, а  не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1,2 и 9 может получить дальнейшие движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы.

     Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с  решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с  инициативой пересмотра Конституционное  Собрание разрабатывает проект новой  Конституции и принимает его  двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит  на всенародное голосование. При  проведении референдума Конституция  считается принятой, если за нее  проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло  участие более половины избирателей.

     Поправки  в соответствии с действующей  Конституцией (ст.136) допускаются только гл. 3-8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют  одобрения не менее ¾ голосов  от общего числа членов Совета Федерации  и не менее 2/3 голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия  вступления поправок в силу их одобрение  органами законодательной власти не менее чем 2/3  субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации  о поправке к Конституции РФ.

     Термин  «конституция» - (от латинского constitutio – устанавливаю, учреждаю) употребляется в 2 основных значениях: 1) конституция – фактическая - реально существующие в той или иной стране основы общественного или государственного строя и 2) конституция юридическая – особого рода юридический документ.

     Термин  «юридическая конституция» также имеет 2 значения: материальное и формальное. В материальном значении конституция  – система правовых актов, регулирующих основы общественного и государственного строя, правового положения личности и объединений граждан независимо от того, в каком правовом документе  закреплены эти нормы. Они могут  быть закреплены как в конституции, так и в других правовых актах, порядок которых отличается от порядка  принятия конституции, однако является более усложненным по сравнению  с правилами принятия других актов. В РФ такими актами являются федеральные  конституционные законы (о судебной системе, о правительстве, о референдуме  и т.д.) Во многих зарубежных странах  акты такого рода называются органическими  законами. В формальном значении конституция - это особого рода правовой акт (или  несколько актов, могут быть и  конституционные обычаи), которые (-рые) официально объявлен (-ны), как, например, в Великобритании, конституцией государства. При использовании термина «конституция»  чаще всего имеется в виду юридическая  конституция в ее формальном значении.

     Раскрытием  сущности конституции связано с  познанием ее природы, выяснением вопроса: компромиссом, чьих волеизъявлений является ее принятие?

       В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

       Юридическая функция: конституция  является юридическим, а, следовательно,  государственным документом, как  основной закон она имеет не  только высшую юридическую силу, но и является юридической  базой развития всей системы  правоотношений в обществе, содержит  исходные положения для правотворческой  деятельности, правоприменительной  практики, направляет формирование  правового сознания субъектов  общества.

     Политическая  функция: конституция – это компромиссный  документ, устанавливающий основы организации  государственной власти, основы взаимоотношений  государства и личности, определяющий базовые принципы функционирования политической системы.

     Идеологическая  функция: это способность конституции  оказывать влияние на жизнь общества путем распространения и утверждения  определенных политических и правовых идей, ценностей; преобразовывать менталитет российского общества, повышать гражданскую  и политическую активность населения, стимулировать самостоятельность  граждан, прививать чувство солидарности в обществе, повышать ответственность  личности перед обществом, государством.

     Особый  статус Конституции в системе  источников права определяется следующими ее свойствами:

     • наличием особого субъекта, наделенного  правом принятия Конституции. Конституция  РФ принята 12 декабря 1993 г. На общероссийском референдуме, ее принятие является высшим непосредственным выражением власти народа;

     • учредительным характером нормы. Многонациональный  народ РФ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти, обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. Признание  учредительной природы конституционных  норм обеспечивается особым порядком принятия Конституции, ее высшей юридической  силой, проявляющейся в универсальности  действия, ее ролью в правовой системе  государства;

     • универсальным характером конституционно – правового регулирования: действие Конституции распространяется на все  сферы общественных отношений: политическую, экономическую, социальную, духовную и  др.;

     • особыми юридическими свойствами; учредительным  характером, легитимностью, верховенством, прямым действием, реальностью, наличием базовых, основных принципов, программностью стабильностью, особой охраной.

 

     

  1. Органы  внутренних дел: структура, задачи, полномочия.

       Государственное управление внутренними  делами ведёт специализированная государственная структура - Органы Внутренних Дел.

     Внутренние  дела - важнейшая сфера жизнедеятельности  общества и государства, представляющая собой комплекс общественных отношений, свя­занных с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств и иных угроз, с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности.

     По  формам государственно-правовой деятельности органы государства подразделяются на:

Информация о работе Конституция, виды юридической ответственности