Конституция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Конституция является Основным Законом государства, определяющим основы общественного и государственного устройства Российской Федерации.
Конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Характеристика проектов Конституции РФ
1.2 Особенности принятия Конституции РФ 1993 года
1.3 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года
2. КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА
2.1 Сущность и структура Конституции РФ
2.2 Функции Конституции 1993 года
2.3 Юридические свойства Конституции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Работа содержит 1 файл

курсовая по конституционному праву.docx

— 54.36 Кб (Скачать)

     «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»7. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов. Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.

     Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

     Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

     Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами: «Конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной»8. О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

     Конституция как ядро правовой системы своими положениями способствует согласованности всего правового развития и систематизации права. Она - основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права.

     К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

     "Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, конституция регулирует и закрепляет процесс создания правовых норм и актов, которыми обеспечивается проведение политических, культурных и социально-экономических преобразований в обществе. Насколько стабильным и эволюционным будет развитие самой конституции, настолько реформирование государственной и общественной сфер жизнедеятельности приобретет завершенный характер"9. Наряду с этим конституции часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих ее положения. Так, Конституция РФ делает это следующими методами:

- прямо  указывает виды федеральных конституционных  законов или федеральных законов,  требуемых для регулирования  определенных вопросов. Конституция  конкретно предусматривает принятие  и многих федеральных законов  - о гражданстве (ст. 6), о военной  службе (ст. 59), об альтернативной  гражданской службе (ст. 59) и др.;

- использует  указание на то, что определенные  общественные отношения регулируются "федеральным законом", не называя  конкретный по наименованию или  содержанию акт. В соответствии  с ч. 5. ст. 37, где закреплено право граждан на отдых, «Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск"10;

- говорит  о необходимости дополнительного  регулирования общественных отношений  либо закрепления гарантий для  их участников в акте текущего  законодательства, оставляя на последующее  разрешение вопроса о виде  акта и принимающем его органе. Например, в ст. 43 говорится, что  Российская Федерация "устанавливает  федеральные государственные образовательные  стандарты" - понятно, что для  этого необходим соответствующий  нормативный акт;

- Конституция  РФ зачастую содержит такие  формулировки статей, что из текста  очевидна обязательность последующего  текущего нормативного регулирования,  обеспечивающего применение конституционной  нормы. Так, согласно ст. 46, "решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных  объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд" - то есть применение нормы без специального закона попросту невозможно.

     Также Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом; при этом подразумевается не акт в форме закона, а вся гамма правовых норм, необходимых для соответствующего случая. "Право частной собственности охраняется законом"11. Здесь имеется в виду не просто отдельный акт в виде закона, а любые правовые средства, лишь бы они служили защите данного права.

     Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

     К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

     Статья 80 Конституции закрепляет, что «Президент Российской Федерации является ее гарантом»12. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»13 Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

     Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов, как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.

     Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер.

      На основе Конституции Российской Федерации осуществляется упорядочение всей системы законодательства. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

      Юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.

     Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.

           Таким образом, действительно «Конституция Российской Федерации является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждения таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод»14.

      Процедура пересмотра Конституции и внесения в нее поправок весьма сложна. Для принятия поправок к гл. 3 - 8 действующей Конституции требуется согласие квалифицированного большинства депутатов палат Федерального Собрания и не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Достичь такого согласия даже в условиях гражданского мира очень трудно, особенно когда речь идет о принципиальных изменениях. Еще более сложна реализация поправок к главам Конституции, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается квалифицированным большинством специально для этой цели созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 дек. – С.3 – 6.

2. Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. / С. А. Авакьян - М.: РЮИД, "Сашко", 2007.-248 с.

3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации./ М.В. Баглай - М.: ИНФРА,. 2009.-800 с.

4. Габричидзе, Б. Н. Конституционное право России: учебник для вузов / Б. Н. Габричидзе, А. Г.Чернявской – М.: Издательско – торговая компания «Дашков и Кº», 2004- 1124 с.

5. Гончаров, П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель //Социально-гуманитарные знания. – 2002. – №2. – .152 с.

6. Государственное право Российской Федерации./ Под редакцией О.Е. Кутафиной. М.: Юридическая литература, 2206.- 580 с.

7. Козлова, Е.И Конституционное право России: учебник./Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин - М., 2006.- 585 с.

8. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Ответ. редактор С.А. Авакьян. - М.: Изд. Норма. 2008.- 521 с.

9. Конституционное  (государственное) право Российской Федерации. /Под общ. ред. д.ф.н. Киселевой С.А., к.ф.н. Хмелевского С.В., ПЭР СЭ, 2003 -576 с.

10. Мархгейм, М.В Конституционное право Российской Федерации: Учебник./ М. В. Мархгейм, М. Б. Смоленский, И. С. Яценко – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.- 439 с.

11. Сергеев, С. Г. Конституционное право России: Учебник. – М.: Издательская компания «Дашков и Кº», 2009.- 576 с.

12. Стрекозов, В.Г Государственное (конституционное) право Российской Федерации: учебник./В. Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанченцев - М., 2007. – 475 с.

13. Смоленский, М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов/ М.Б. Смоленский; М.В. Мархгейм.- Ростов на Дону: Феликс, 2007.- 446 с.

15. Чиркин, В.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ В.Е.Чиркин. – М.: Юристъ, 2007.-474 с.

16. Эбзеев, Б.С. Конституция и правовое государство./ Б. С. Эбзеев М., 2009. – 745 с. 
 
 

Информация о работе Конституция РФ