Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:14, курсовая работа
Конституция является Основным Законом государства, определяющим основы общественного и государственного устройства Российской Федерации.
Конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Характеристика проектов Конституции РФ
1.2 Особенности принятия Конституции РФ 1993 года
1.3 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года
2. КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА
2.1 Сущность и структура Конституции РФ
2.2 Функции Конституции 1993 года
2.3 Юридические свойства Конституции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.
Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.
Однако
сложная расстановка
В
основном процесс пошел по пути внесения
многочисленных изменений в действующую
Конституцию РСФСР, которая приобретала
в связи с этим противоречивый
характер. Одни ее нормы противоречили
другим. Эта несогласованность вызывала
то ожесточенное противостояние и противоборство
законодательной и
В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
Проектов
новой Конституции было подготовлено
много. Главными из них являлись проект
Конституционной комиссии и проект,
подготовленный Конституционным Совещанием,
созванным по решению Президента
РФ. Проект Конституционного Совещания
вобрал в себя многие положения проекта
Конституционной комиссии и был
принят за основу при окончательной
доработке Конституции с
Новая
Конституция была принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила
в действие со дня ее опубликования
25 декабря того же года.
1.3
Референдум и выборы 12 декабря
1993 года
Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 г., состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении Положений о выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 г.) было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25 % от числа зарегистрированных избирателей.
Избирательная кампания 1993 г. проходила в сложный период – трагический финал конституционного кризиса наложил отпечаток на всю политическую жизнь. Все оппозиционные партии получили право на ведение избирательной кампании и участие в выборах, постепенно возобновили выпуск изданий антипрезидентские по своей направленности средства массовой информации. Политический режим сохранял прежний демократический характер, общество осознавало необходимость политической стабильности и создания прочной конституционной законности.
Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч. 630 избирателей, или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята.
Советские конституции предусматривали возможность проведения референдума. Однако положения конституций о референдуме (как и многие другие) были чистой декларацией. За все время существования советской власти ни разу не был принят какой-либо закон, регламентирующий проведение референдума.
Одновременно в ходе выборов в Федеральное Собрание были избраны почти все депутаты Государственной Думы и Совета Федерации. О желании выдвинуть кандидатов в депутаты Государственной Думы по общефедеральному округу первоначально объявили 35 общественных объединений, на регистрацию были предоставлены списки 21 избирательного объединения, а зарегистрировано – 13. Остальные не смогли набрать необходимого количества подписей избирателей и не были в соответствии с Положением о выборах включены в бюллетень для голосования.
Это были первые
2.1 Сущность и структура
Конституции РФ
Немаловажную роль в уяснении
и восприятии конституции
Понятие и уяснение структуры
конституции имеет важное
Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.
По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:
1) Основы конституционного строя;
2) Права и свободы человека и гражданина;
3) Федеративное устройство;
4)
Президент Российской
5) Федеральное Собрание;
6)
Правительство Российской
7) Судебная власть;
8) Местное самоуправление;
9)
Конституционные поправки и
Раздел второй – «Заключительные и переходные положения».
Конституция начинается с
Преамбула подчеркивает, что она
является органической частью
текста базового закона: без него
было бы труднее понимать
«Положения преамбулы имеют
Далее за преамбулой следует
основная часть конституции,
В разделе втором «
Принимают конституцию для того, чтобы она функционально была полезна обществу, была способна ограничить произвол публичной власти в отношении человека, его прав и свобод. Конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. Можно выделить пять функций конституции: юридическая, политическая, идеологическая, экономическая и социальная.
Юридическая функция
Суть этой функции конституции заключается в том, что она:
- Становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране;
-Сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;
- Дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.
Политическая функция
Идеологическая функция
Экономическая функция
Социальная функция заключается в том,
что Конституция РФ провозглашает наше
государство социальным «политика которого
направлена на создание условий обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека». За реализацию данной политики
государство берет на себя повышенную
ответственность.
2.3 Юридические
свойства Конституции
Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.
К юридическим
свойствам Конституции
- Учредительный характер,
- Легитимность,
- Верховенство,
- Стабильность,
- Прямое действие,
- База текущего законодательства,
- Реальность,
- Программность.
Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.
Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.