Конституция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Конституция является Основным Законом государства, определяющим основы общественного и государственного устройства Российской Федерации.
Конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Характеристика проектов Конституции РФ
1.2 Особенности принятия Конституции РФ 1993 года
1.3 Референдум и выборы 12 декабря 1993 года
2. КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА
2.1 Сущность и структура Конституции РФ
2.2 Функции Конституции 1993 года
2.3 Юридические свойства Конституции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Работа содержит 1 файл

курсовая по конституционному праву.docx

— 54.36 Кб (Скачать)

    В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой  Конституции РСФСР на основе провозглашенных  в ней принципов, включая принцип  разделения властей.

    Была  образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая  начала эту работу.

    Однако  сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов  приводила к значительной затяжке  принятия новой Конституции.

    В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую  Конституцию РСФСР, которая приобретала  в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили  другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились  события в октябре 1993 г., разрешившиеся  в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

    В этих условиях принятие новой Конституции  должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

    Проектов  новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания  вобрал в себя многие положения проекта  Конституционной комиссии и был  принят за основу при окончательной  доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих  групп. Именно этот проект Конституции  и был вынесен Президентом  на всенародное голосование. Оно  проводилось на основе Положения  о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась  одобренной, если за ее принятие проголосовало  большинство избирателей, принявших  участие в голосовании, при том  условии, что участие в голосовании  приняло более половины числа  зарегистрированных избирателей.

    Новая Конституция была принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года. 

      1.3 Референдум и выборы 12 декабря  1993 года 

     Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 г., состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении Положений о выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 г.) было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25 % от числа зарегистрированных избирателей.

     Избирательная кампания 1993 г. проходила в сложный период – трагический финал конституционного кризиса наложил отпечаток на всю политическую жизнь. Все оппозиционные партии получили право на ведение избирательной кампании и участие в выборах, постепенно возобновили выпуск изданий антипрезидентские по своей направленности средства массовой информации. Политический режим сохранял прежний демократический характер, общество осознавало необходимость политической стабильности и создания прочной конституционной законности.

     Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 %. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч. 630 избирателей, или 58,4 % избирателей, принявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята.

     Советские конституции предусматривали возможность проведения референдума. Однако положения конституций о референдуме (как и многие другие) были чистой декларацией. За все время существования советской власти ни разу не был принят какой-либо закон, регламентирующий проведение референдума.

     Одновременно в ходе выборов  в Федеральное Собрание были  избраны почти все депутаты  Государственной Думы и Совета  Федерации. О желании выдвинуть кандидатов в депутаты Государственной Думы по общефедеральному округу первоначально объявили 35 общественных объединений, на регистрацию были предоставлены списки 21 избирательного объединения, а зарегистрировано – 13. Остальные не смогли набрать необходимого количества подписей избирателей и не были в соответствии с Положением о выборах включены в бюллетень для голосования.

     Это были первые демократические  выборы в России, они способствовали  установлению новой структуры  конституционной власти.

 

  1. Конституция как основной источник права
 

2.1 Сущность и структура Конституции РФ 

     Немаловажную роль в уяснении  и восприятии конституции играет  ее структура. В мировой практике  сложилась выработанная в течение  столетий формулировка: «Принятый  порядок организационного строения  конституции, внутренней согласованности  ее составных частей и последовательность  их расположения называется структурой  конституции»4.

     Понятие и уяснение структуры  конституции имеет важное значение  для понимания ее концепции,  поскольку каждая ее часть  – элемент общей композиции  этого акта.

    Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре  отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической  техники.

    По  своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

    1) Основы конституционного строя;

    2) Права и свободы человека и  гражданина;

    3) Федеративное устройство;

    4) Президент Российской Федерации;

    5) Федеральное Собрание;

    6) Правительство Российской Федерации;

    7) Судебная власть;

    8) Местное самоуправление;

    9) Конституционные поправки и пересмотр  Конституции.

    Раздел  второй – «Заключительные и переходные положения».

     Конституция начинается с преамбулы.  Это важная часть конституции,  в которой указываются цели  ее принятия, задачи, принципы, в  нее заложенные. Она выступает  в качестве ориентира, помогающего  лучше понять основы государства,  его цели и задачи, способствует  верному толкованию и правильному  применению статей конституции. В преамбуле Конституции России сосредоточены такие базовые общественные ценности, как гражданский мир и согласие, любовь и уважение к Отечеству, преемственность поколений, незыблемость демократической основы, вера в добро и справедливость, значимость которых несомненна. Все конституционные положения должны соответствовать провозглашенным в преамбуле исходным принципам и толкуются, т. е. понимаются, в соответствии с ними.

     Преамбула подчеркивает, что она  является органической частью  текста базового закона: без него  было бы труднее понимать смысл  конституции и реализовать ее  положение должным образом. Преамбула  не содержит нормативных предписаний,  поэтому на нее не ссылаются.  Преамбула определяет мотивы  ее принятия. Положения преамбулы  играют важное политическое и  идеологическое значение, выступают  в качестве своеобразных ориентиров, способствует наиболее полному  пониманию и применению основных  конституционных позиций.

          «Положения преамбулы имеют важное  политическое, идеологическое значение, будучи своеобразными ориентирами, способствующими пониманию и применению основных положений конституции»5.

     Далее за преамбулой следует  основная часть конституции, которая  обычно состоит из общей части  (общих принципов, основ конституционно  строя и т.д.) и следующих глав: о правах, свободах и обязанностях граждан; о системе и статусе и статусе органов государственной власти и их взаимоотношениях; об органах местного самоуправления; о территориальном устройстве, а в федерациях – о правах федерации и ее субъектов; о государственной символике; о порядке изменения конституции.

     В разделе втором «Заключительные  и переходные положения». закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируются прекращения действия прежней Конституции, а также некоторых иных актов. 

    1. Функции Конституции 1993 года
 

     Принимают конституцию для того, чтобы она функционально была полезна обществу, была способна ограничить произвол публичной власти в отношении человека, его прав и свобод. Конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. Можно выделить пять функций конституции: юридическая, политическая, идеологическая, экономическая и социальная.

     Юридическая функция заключается  в том, что конституция, будучи  базовым законом, является важнейшим  источником права, нормы которого  обладают высшей юридической  силой и лежат в основе всей  системы правового регулирования.

     Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

- Становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране;

-Сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

- Дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

      Политическая функция заключается  в том, что политический процесс,  в котором так или иначе  участвуют все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу – это порядок функционирования  политической системы, ее институтов.

     Идеологическая функция конституции  заключается в том, что она  выступает средством идеологического  воздействия. Конституция играет  большую воспитательную роль, устанавливая  основы взаимоотношений государства  и человека, государства и общества, основанные не их взаимной  ответственности.

     Экономическая функция закрепляет  плюрализм форм собственности.  В Конституции РФ в ст.8 п. 2 «Призываются  и защищаются равным образом  частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности»6.

     Социальная функция заключается в том, что Конституция РФ провозглашает наше государство социальным «политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». За реализацию данной политики государство берет на себя повышенную ответственность. 
 

2.3 Юридические  свойства Конституции 

     Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного закона государства.

К юридическим  свойствам Конституции относятся:

- Учредительный характер,

- Легитимность,

- Верховенство,

- Стабильность,

- Прямое действие,

- База текущего законодательства,

- Реальность,

- Программность.

     Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

     Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти. Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

Информация о работе Конституция РФ