Конституционный Суд Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

Одна из важнейших черт правового государства существование судебного конституционного контроля, то есть право определенного судебного органа следить в установленных законом формах и процедурах за соответствием
Конституции страны действующего законодательства. В этих целях орган судебного конституционного контроля наделяется правом отмены законов (или отдельных положений законов), признанных им не соответствующими
Конституции, и соответственно правом толкования конституционных норм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2.
Глава I. Конституционный контроль до 1990 года…………………………….5.
Глава II. Конституционный Суд 1991 года……………………..………………7.
Глава III. Конституционный Суд 1995 года……………………………………. 9.
Заключение ……………………………………………………………………….24.
Список использованных источников и литературы ………

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Необходимо  сказать, что пленарные заседания  не являются высшими, кассационными по отношению к заседаниям палат. И решения, принятые на пленарных заседаниях Конституционного Суда, и решения его палат равнозначны. Все они - решения Конституционного Суда. Таким образом, принятая конструкция распределения компетенции Суда между пленарными заседаниями и заседаниями палат носит достаточно рациональный характер. В ней учитываются разнообразие вопросов, входящих в компетенцию 
Конституционного Суда, а также потребность эффективной организации работы в зависимости от числа и характера дел.

Существенные  новшества внесены в статус руководящих  органов 
Конституционного Суда. Установлен демократический порядок избрания 
Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря Конституционного 
Суда, что можно квалифицировать как гарантию обеспечения таких важнейших принципов судебного контроля, как независимость Конституционного Суда и равенство прав его судей. Избрание Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря происходит на пленарных заседаниях Конституционного Суда путем тайного голосования большинством судей от общего их числа. Только судья Конституционного Суда может быть Председателем, заместителем 
Председателя, судьей-секретарем. Срок их полномочий - три года. 
Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь могут быть избраны на новый срок. По письменному заявлению они также вправе досрочно сложить с себя полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда.

Закон о Конституционном Суде РФ 1991 года фактически придерживался принципа несменяемости Председателя, заместителя Председателя Суда, что ставило указанных лиц в особое положение. Закон 1994 года вводит новое решение, которое предусматривает возможность досрочной процедуры освобождения от должности Председателя, заместителя Председателя. С такой инициативой имеют право выступить не менее пяти судей Конституционного 
Суда. Основанием для досрочного отзыва является недобросовестное исполнение 
Председателем, заместителем Председателя и судьей-секретарем своих обязанностей либо злоупотребление данными им правами. Этот вопрос решается большинством судей Конституционного Суда не менее 2/3 общего их числа, тайным голосованием. Значительно сужена компетенция Председателя 
Конституционного Суда. Вместе с ограничением сроков его полномочий, возможностью их досрочного прекращения значительно уравниваются позиции 
Председателя и других судей. Сделан еще один шаг в обеспечении принципа коллегиальной деятельности Конституционного Суда.

В целях  же обеспечения эффективности в  работе Конституционного Суда 
Закон устанавливает перечень занятий и действий несовместимых с должностью судьи. К тому же особый статус конституционных судей подчеркивается нормой 
Конституции об их присутствии при принесении присяги Президентом Российской 
Федерации (ч. 2 ст. 82).

Новое законодательство о Конституционном Суде большое внимание уделяет процессуальным вопросам его деятельности. В отличии от прежнего закона четче выделяются стадии производства по делам, детально регламентируется их движение. Особое внимание уделено фиксации сроков и форм контроля на различных этапах рассмотрения дел. Созданы реальные условия для доступности конституционного судопроизводства. Это помогает оперативной работе Суда, обеспечивает гражданам возможность контроля за прохождением дел.

Новации в рассматриваемой области коснулись многих вопросов, например: по поводу вынесения итогового решения Конституционного Суда. В соответствии с формулой прежнего Закона оно принималось на совещании, которое, как правило происходило в присутствии участников заседания, публично. Закон 
1994 года установил, что итоговое решение Конституционного Суда принимается исключительно в закрытом совещании. Усилен тайный характер последнего. В результате устраняется возможность различного рода политических манипуляций вокруг обсуждения вопросов и итогового голосования. Следовательно, созданы наиболее благоприятные условия для принятия судьями объективных решений. 
Решение Конституционного Суда в полном объеме оглашается в открытом заседании.

Серьезное значение в конституционном судопроизводстве придается институту особого мнения судьи. Оно служит делу обеспечения принципа независимости объективности судей Конституционного Суда. Суть его заключается в следующем: судья, не согласный с решением Конституционного суда, имеет право изложить особое мнение. Замечу здесь, что в прошлом встречались случаи, когда ocобое мнение судей публиковалось в отрыве от решения Суда. На практике это становилось поводом к различного рода политическим толкам. Новое законодательство установило, что особое мнение судей приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда. К этому институту также примыкает закрепленное в Законе 1994 года право судьи, голосовавшего за принятие постановления или заключения по существу рассматриваемого вопроса, но оставшегося в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Оно также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию. Кстати, Конституционный Суд издает “Вестник 
Конституционного Суда Российской Федерации”, в котором публикуются решения, принимаемые этим Судом, особые мнения судей, высказанные при вынесении решений по конкретным делам и иные материалы.

Следует отметить, что в целом Закон о Конституционном Суде РФ 1994 года очень подробно и достаточно четко урегулировал процедурные вопросы. 
Можно согласиться с теми авторами, которые видят в этом определенное сковывание деятельности Суда. По мнению немецкого ученого А. Бланкенагеля, такая регламентация является лишь средством делегитимации Суда, так как создает возможность для обвинения его в нарушении надлежащей процедуры. Он обращает внимание на то, что конституционные решения часто приводят к сложным последствиям, которые никакое процессуальное законодательство не может предвидеть. Неизбежно возникают ситуации, не предусмотренные никакими процессуальными нормами, и в подобных случаях Суд должен действовать по своему усмотрению[6].

Важнейшее значение для результативной деятельности, престижа 
Конституционного Суда имеют последствия, которые наступают в случае невыполнения его решений. Прежнее законодательство по этому вопросу фактически не высказывалось. Закон 1994 года закрепил ряд гарантий в данной стадии процесса в Конституционном Суде. В соответствии с его ст. 81 неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда влекут ответственность, установленную федеральным законом. Однако эти гарантии закреплены в достаточно общей форме. Практика деятельности специализированных органов правовой охраны 
Конституции в нашей стране: Комитета конституционного надзора СССР, 
Конституционного Суда России образца 1991 года, - свидетельствует о том, что многие их решения так и остались на бумаге ввиду отсутствия реального механизма их выполнения. Необходима разработка правового акта в этой важной области конституционного судопроизводства. Целесообразно было бы вместе с тем включить основные нормы, касающиеся санкций, ответственности за невыполнение решений Конституционного Суда, в текст самой Конституции 
России.

Регламентация статуса Конституционного Суда, применяемой  им процедуры именно Федеральным  Конституционным Законом подчеркивает важность этого органа в механизме  государственной власти и в то же время обеспечивает более стабильную правовую основу его деятельности, поскольку такие законы принимаются и изменяются в особом порядке.

Юридическая природа Регламента обуславливается  тем, что он принимается не законодателем, а самим Конституционным Судом  в силу делегированного ему 
Федеральным Конституционным Законом полномочия. Регламент, принимаемый на основе Конституции и Закона о Конституционном Суде, призван конкретизировать, развивать, дополнять нормы данного Закона о конституционном производстве, об организации работы Конституционного Суда и его аппарата. Он ограничен предметом регулирования определяемым Законом и касается только внутренней деятельности Конституционного Суда. Формирование и развитие на основе Конституции и Закона регламентских норм происходит в повседневной практике конституционного судопроизводства. Регламент 
Конституционного Суда является таким нормативно-правовым актом, предписания которого обязательны для всех участников процесса - сторон, их представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков, всех участвующих или присутствующих в заседаниях Конституционного Суда, для всех подразделений и сотрудников его аппарата.

Характеристика  основных положений, которые закреплены в Законе о 
Конституционном суде Российской Федерации 1994 года, дают основания для вывода о том, что созданы условия для высоко квалифицированной н независимой деятельности судебного органа конституционного контроля России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Если  Конституционные Суды в мире насчитывают  более чем 70-летнию историю, то в  России такой орган был учрежден всего 8 лет назад. Но за этот короткий период уже неоднократно изменялись конституционные и законодательные основы его организации и деятельности. Это объясняется как объективными причинами - стремительными изменениями в общественном развитии, так и факторами иного порядка - политической борьбой в обществе вообще, в институтах власти в частности; слабой разработанностью в российской науке доктрины конституционного правосудия, на которую мог бы опереться законодатель; молодостью самого института судебного конституционного контроля, по мере приобретения которым опыта возникает потребность в усовершенствовании правовых основ его функционирования.

Сегодня формирование правового государства  в России крайне затруднено сложной  экономической и политической ситуацией, к которой привели: неупорядоченная приватизация, потеря управляемости экономики, безудержная инфляция, рост цен, падение курса рубля, поляризация общества по признаку отношения к собственности и степени материальной обеспеченности, сращивание собственности с властью и мафиозными структурами. Такая ситуация неизбежно порождает нарушение законов, к которым ведет передел денежных и сырьевых ресурсов, стремление уклониться от налогов, незаконный вывоз капитала за границу. Особую актуальность отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан на обращение приобретают в условиях изменения форм собственности, появления неизвестных ранее законодательству субъектов хозяйственной деятельности, формирования новой государственности. 
Именно сейчас граждане страна нуждается во всемерном совершенствовании механизмов защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Среди юридических мер обеспечения  прав и свобод, защита прав и свобод человека и гражданина занимает доминирующее место. К их числу, в первую очередь, относятся: конституционно-судебные механизмы (деятельность 
Конституционного Суда Российской Федерации - ч. 4 ст. 125 Конституции 
Российской Федерации); судебная защита (деятельность судов общей юрисдикции по защите прав и свобод человека - ст. 46 Конституции Российской 
Федерации); действия органов исполнительной власти по защите прав человека 
(ст. ст. 2 и 18 Конституции); законодательная деятельность представительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов (ст. ст. 71 и 72 
Конституции Российской Федерации); юрисдикционная роль института Президента в России, как конституционного гаранта прав и свобод человека и гражданина 
(ст. 80 Конституции РФ).

Именно  Конституционный Суд Российской Федерации должен обеспечивать и  обеспечивает максимальную защиту прав и свобод человека и гражданина в этой сложный период перехода всего нашего общества от авторитарного общества к демократическому.

Поэтому в своей курсовой работе я попыталась дать характеристику и раскрыть состояние  Суда. А так же дать понятие его конституционно-правового статуса.

Обобщив использованный материал можно сказать, что развитие института конституционного контроля связано с необходимостью утверждения конституционного правосудия в качестве надежного гаранта  демократии, конституционной законности, а так же защита прав человека от произвола и их массового нарушения. Многолетний опыт деятельности конституционных судов в цивилизованных странах подтверждает их важную роль в реализации данных ценностей. В силу этого конституционные суды считаются неотъемлемой принадлежностью системы правового государства.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУТЫ.

Нормативно-правовые документы: 
Конституция Российской Федерации. - М., 1993. 
Комментарии к Конституции Российской Федерации. - М., 1997. 
Федеральный Конституционный Закон от 21 июля 1994 №1-ФКЗ “О 
Конституционном Суде Российской Федерации”. // Сборник Законов Российской 
Федерации. - 1998. - с. 20. 
Сборник актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской 
Федерации. - 1993. - № 41. - ст. 3921. 
Сборник актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской 
Федерации. - 1993. - № 52. - ст. 5086. 
Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 
1991. - № 30. - ст. 1017.

Литература: 
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996. 
Блакенагель А. Конституционный Суд: видение собственного статуса. // 
Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - 1994. - № 2. - с. 
35. 
Гаджиев Г.А., Кряжков В.А. Конституционная юстиция Российской Федерации: становление и проблемы. // Государство и право. - 1993. - №7. - с. 7. 
Гуценко К.Ф., Кокалев М.А. Правоохранительные органы. - М., 1997. 
Интервью Председателя Конституционного Суда, профессора, доктора юридических наук В.А. Туманова. // Государство и право. - 1995. - № 9. - с. 
3. 
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1995. 
Конституционное право (под ред. Козлова А.Е.). - М., 1996. 
Конституционное право ( под ред. Лазарева В.В.). - М., 1998. 
Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности 
Конституционного Суда Россиийской Федерации. // Государство и право. - 
1995. - № 6. - с. 3. 
ЛучинВ., Мойсеенко М. Испытание федерализмом. // Российская Федерация. - 
1994. - № 16. - с. 30. 
Овсепян Ж.И. Конституционный Суд России: реформа правового статуса. // 
США: экономика, политика, искусство. - 1995. - № 8. - с. 96. 
Попов К. Реальный защитник законности. // Независимая газета. - 1996. - 12 июля. - с. 2. 
Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. - М., 
1997. 
Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право 
Российской Федерации. - М., 1997. 
Шейнин Х. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти. // Российская Юстиция. - 1995. - № 3. - с. 9. 
Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации 1994 года. // Государство и право. - 1995. - № 7. - с. 3.

Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации