Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:45, реферат
Одна из важнейших черт правового государства существование судебного конституционного контроля, то есть право определенного судебного органа следить в установленных законом формах и процедурах за соответствием
Конституции страны действующего законодательства. В этих целях орган судебного конституционного контроля наделяется правом отмены законов (или отдельных положений законов), признанных им не соответствующими
Конституции, и соответственно правом толкования конституционных норм.
Введение…………………………………………………………………………. 2.
Глава I. Конституционный контроль до 1990 года…………………………….5.
Глава II. Конституционный Суд 1991 года……………………..………………7.
Глава III. Конституционный Суд 1995 года……………………………………. 9.
Заключение ……………………………………………………………………….24.
Список использованных источников и литературы ………
Закон
был принят Верховным Советом 6 мая
1991 года и утвержден V
(внеочередным) Съездом народных депутатов
12 июля 1991 года.[1] Основная часть судей
Конституционного Суда первого состава
(13 из 23 кандидатур, одобренных Верховным
Советом) была избрана 29 октября 1991 года.
30 октября
1991 года Конституционный Суд приступил
к работе и действовал в этом составе до
7 октября 1993 года. При этом весь период
своего функционирования состав Конституционного
Суда оставался неполным: на две вакансии
судьи так и не были избраны (13 из 15 судей).
Задачи,
поставленные перед Конституционным
Судом были таковы: обеспечение точного
и неуклонного исполнения Конституции
в деятельности государственных органов,
учреждений, организаций, должностных
лиц; разрешение споров о компетенции
между государственными органами; обеспечение
соответствия законодательства субъектов
федерации Конституции
РФ; выявление и отмена противоречащих
Конституции правовых актов, международных
договоров; предупреждение неконституционности
вновь принимаемых актов.
Конституционный Суд избирался высшим органом государственной власти страны - Съездом народных депутатов РФ, как уже упоминалось, в составе 15 человек, без указания определенного срока полномочий судей. Предложения о персональном составе Конституционного Суда представлял Съезду народных депутатов Председатель Верховного Совета Российской Федерации.
Указами
Президента от 21 сентября 1993 года “О поэтапной
конституционной реформе в РФ” и от 7 октября
1993 года “О Конституционном
Суде РФ”[2] непродолжительная деятельность
этого суда была приостановлена.
С момента
создания до осени 1993 года Конституционный
Суд принял более
30 актов, 27 из них - это постановления, принятые
по итогам рассмотрения конкретных дел.
Основная масса дел, рассмотренных в Конституционном
Суде, касалась вопросов соответствия
Конституции иных нормативных актов. При
этом в большинстве случаев проверялось
соответствие актов федерального уровня.
В трех случаях проверялось соответствие
актов субъектов РФ актам федерального
уровня. Шесть дел относились к вопросам
проверки правоприменительной практики
и были направлены на защиту прав и свобод
граждан РФ. В одном случае рассматривался
вопрос о конституционности политических
партий и в одном случае - о толковании
собственного постановления. Ставился
также вопрос об отрешении президента
РФ от должности. Таким образом,
Конституционный Суд в своей деятельности
использовал практически все виды предоставленных
ему полномочий, “а контроль за конституционностью
правоприменительной практики стал на
деле реальным и мощным средством защиты
прав и свобод российских граждан”[3].
Конституция
России, принятая на референдуме 12 декабря
1993 года, существенным образом изменила
систему органов правовой охраны Конституции.
Усилились полномочия Президента, как
гаранта Конституции. Но Конституция сохранила
Конституционный Суд, хотя правовой статус
его претерпел изменения.
После
принятия новой Конституции по Указу
Президента РФ от 24 декабря
1993 года Закон о Конституционном Суде
был признан недействующим.[4]
Восстановление деятельности Конституционного
Суда было отложено, таким образом, до
принятия федерального конституционного
закона о Конституционном
Суде, соответствующего новой Конституции.
Таков
был финал первого этапа
ГЛАВА 3.
Конституционный Суд 1995 года.
Закон
о Конституционном Суде Государственная
Дума приняла 24 июня 1994 года, а 12 июля того
же года за его одобрение высказалось
82% членов Совета
Федерации. Таким образом, этот закон стал
первым федеральным конституционным законом,
принятым Федеральным Собранием России.
Закон был подписан Президентом 21 июля
1994 года, опубликован и вступил в силу
23 июля того же года.
С принятием
закона возобновление деятельности
Конституционного Суда снова было отложено,
на этот раз - до избрания полного штатного
состава
Конституционного Суда, как этого требовал
пункт 3 переходных положений
Федерального конституционного закона.
Лишь после замещения 7 февраля 1995 года
последней вакантной должности судьи
обновленный Конституционный Суд приступил
к работе. Кстати, интересно отметить,
что в утвержденном 10 февраля 1995 года плане
законодательных инициатив Совета Федерации
первого созыва на первое полугодие 1995
года уже предусматривалось внесение
изменений и дополнений в этот Закон.
Необходимость
принятия такого закона была обусловлена
рядом факторов.
В первую очередь это связано с содержанием
новой Конституции РФ. Сразу же отмечу,
что она сохранила Конституционный Суд
как специализированный орган конституционного
контроля. Тем самым были отклонены выдвигавшиеся
как в теории, так и на практике различного
рода предложения об установлении в стране
иных форм конституционного контроля,
в частности Конституционной коллегии
в составе Верховного суда. Напомню, что
Конституция 1993 г. по сравнению с ранее
действовавшей Конституцией Российской
Федерации и Законом о Конституционном
суде 1991 г. внесла существенные изменения
в правовой статус Конституционного Суда
РФ. Прежде всего это касается численного
состава, порядка образования Конституционного
Суда, основных его полномочий, юридической
силы и последствий его решений.
"Конституционный
Суд Российской Федерации - судебный
орган конституционного контроля, самостоятельно
и независимо осуществляющий судебную
власть посредством конституционного
судопроизводства" - гласит ст.
1 Закона о Конституционном Суде Российской
Федерации 1994 г. Здесь четко определены
характер, сущность, место Конституционного
Суда в системе органов государственной
власти. Еще раз достаточно ясно говорится
о нем как об органе конституционного
контроля. Замечу, что в новом Законе нет
предусматривавшегося в Законе 1991 г. положения
о том, что Конституционный
Суд - "высший судебный орган конституционного
контроля". Он - составная часть судебной
власти.
Численный
состав Конституционного Суда теперь
равен 19 судьям. Новое законодательство
России называет членов Конституционного
Суда судьями.
Изменен порядок формирования Суда, это
связано прежде всего с новой системой
органов государственной власти, установленной
Конституцией РФ 1993 г. Судьи Конституционного
Суда назначаются на должность Советом
Федерации по представлению Президента
РФ. Кандидатуры на должности судей выдвигаются
членами Совета Федерации, депутатами
Государственной Думы, законодательными
(представительными) органами субъектов
Российской Федерации, высшими судебными
органами и федеральными юридическими
ведомствами, всероссийскими юридическими
сообществами, юридическими научными
и учебными заседаниями.
Главная роль в формировании персонального
состава Конституционного Суда РФ принадлежит
Президенту и Совету Федерации.
Учитывая высокий правовой статус Конституционного Суда, новое законодательство пошло по пути усиления требовании к его судьям. Ими могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судьи должны обладать признанной высокой квалификацией в области права. В соответствии с прежним законодательством низший возрастной предел членов Суда равнялся 35 годам, а необходимый стаж работы по юридической специальности - не менее 10 лет. Новый подход, как видно, направлен на то, чтобы в Конституционном Суде работали люди, обладающие значительным жизненным опытом, более высокой юридической квалификацией.
Существенное
значение для эффективной работы
Конституционного Суда имеет принцип
обновления его состава. Следует отметить,
что Закон 1991 года фактически придерживался
принципа несменяемости его членов. Избранный
судья мог реально уйти с этой должности
при достижении возраста, равного 65 годам.
Закон 1994 г. вводит ряд существенных новшеств.
Теперь судья назначается на должность
на 12 лет, и не допускается его повторное
назначение. Таким образом обеспечивается
определенная сменяемость состава
Конституционного Суда, что должно повлиять
на плодотворность его деятельности. Сохранен
и предельный возраст для пребывания в
должности судьи, но он повышен до 70 лет.
Особенно
заметные изменения Конституция 1993
года и Закон о
Конституционном Суде Российской Федерации
1994 г. внесли в компетенцию данного органа.
Прежде всего выделю его новые полномочия.
В соответствии
с п. 4 ст. 125 Конституции РФ Конституционному
Суду впервые предоставлено право
на рассмотрение дел о конституционности
законов по запросам судов. В связи
с этим законодательным путем
устанавливается следующий
Впервые
в отечественной практике новейшее
законодательство закрепляет за судебным
органом конституционного контроля право
толкования Конституции
РФ. Толкование - это процессуальная форма,
которая отражает особенности компетенционной
специализации судебного конституционного
контроля в системе осуществления власти,
т.е. содержание его полномочий как арбитра,
посредника между законодательной и исполнительной
властью, федерацией и ее субъектами, государством
и территориями, властью и личностью. Это
весьма положительное явление. Такая функция
обусловлена самой юридической природой
Конституционного Суда, и без нее фактически
невозможен эффективный конституционный
контроль. Закон строго оговаривает круг
органов и должностных лиц, которые могут
обращаться с запросом о толковании
Конституции: Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство РФ, органы законодательной
власти субъектов федерации.
Толкование
рассматривается в
Вторая же форма - это так называемый прямой
запрос о толковании, которое не связано
с решением вопросов, отнесенных к компетенции
Конституционного
Суда. Возможность такого прямого запроса
- достаточно редкое явление. В зарубежной
практике судебного конституционного
контроля оно встречается в первые годы
действия новой Конституции. Такова ситуация
и в России, где
Конституция 1993 года отличается во многих
отношениях от предыдущих и к тому же является
жесткой: вносить в нее поправки достаточно
сложно. Отсюда и предоставленная определенной
категории субъектов конституционного
права возможность обратиться с прямым
запросом о толковании в Конституционный
Суд
Российской Федерации и обязанность Суда
дать толкование той или иной нормы
Конституции, соотношения норм, правового
содержания использованных в тексте понятий
и т.п. В данном случае толкование характеризуется
как один из семи видов особых производств
в Конституционном Суде Российской Федерации.
Кстати, ни в одной из европейских стран
(если взять Австрию, Испанию,
Италию, Германию, Францию) толкование
не выделяется в вид особого судопроизводства.
Целесообразно
было бы наделить Конституционный Суд
РФ еще и правом толкования законов и иных
нормативных актив, как это сделано в ряде
зарубежных государствах. Проблема усугубляется
тем, что у нас фактически отсутствует
орган, который должен осуществлять эту
ответственную и очень важную деятельность.
В данных конкретных условиях решить ее
можно было бы путем предоставления Конституционному
Суду также права толкования законом и
иных актов. Наличие таких полномочий
способствовало бы повышению престижа
Конституционного Суда и, что особенно
важно, обеспечило бы более квалифицированное
и оперативное решение вопросов толкования
законодательства.
Внесены
также существенные изменения и
в ранее установленные
Конституция России, ее приоритет – непременный
признак демократического правового государства.
Поэтому все вопросы в области конституционного
контроля рассматриваются под углом зрения
соответствия Конституции РФ.
Уточнен перечень актов подлежащих рассмотрению
Конституционным Судом.
Но обращают
на себя внимание два обстоятельства.
Во-первых, по сравнению с прежними
Конституцией и Законом 1991 года сузилась
сфера контроля Конституционного суда
за актами исполнительной власти. Изъята
содержавшаяся в ст.165.1 Конституции РФ,
ред. 21 апреля 1992 года, норма о разрешении
дел о конституционности не только актов
Президента и
Правительства, но наряду с ними и актов
“федеральных органов исполнительной
власти”, что давало основания говорить
об ориентации судебного конституционного
контроля на акты министерств, ведомств
и т.д., и в тоже время это ограничение сферы
юрисдикции Конституционного Суда может
быть расценено как работающее прежде
всего на его разгрузку с целью эффективной
работы по иным, основным направлениям.
Во-вторых, конституционный контроль актов
федеральных органов ограничен актами
высших звеньев законодательной и исполнительной
ветвей власти и актов главы государства.
В отличие от унитарных европейских стран
сфера юрисдикции Конституционного Суда
Российской Федерации не распространяется
на акты местного самоуправления, а соответствующие
вопросы отнесены к общему судебному порядку.
Указаны
следующие виды актов, подлежащих рассмотрению
Конституционным
Судом с точки зрения их соответствия
Конституции. Во-первых, акты федерального
уровня - федеральные законы, нормативные
акты
Президента Российской Федерации, Совета
Федерации, Государственной
Думы, Правительства Российской Федерации.
Во-вторых, акты субъектов федерации -
конституции республик, уставы, законы,
иные нормативные акты субъектов Российской
Федерации, изданные по вопросам, относящимся
к ведению органов государственной власти
Российской Федерации и совместному ведению
органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.
В-третьих, внутригосударственные и внутрифедеральные
договоры РФ, причем названы два их вида:
договоры между органами государственной
власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и договоры между органами государственной
власти субъектов Российской
Федерации. В-четвертых, не вступившие
в силу международные договора
Российской Федерации.
Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации