Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:45, реферат
Одна из важнейших черт правового государства существование судебного конституционного контроля, то есть право определенного судебного органа следить в установленных законом формах и процедурах за соответствием
Конституции страны действующего законодательства. В этих целях орган судебного конституционного контроля наделяется правом отмены законов (или отдельных положений законов), признанных им не соответствующими
Конституции, и соответственно правом толкования конституционных норм.
Введение…………………………………………………………………………. 2.
Глава I. Конституционный контроль до 1990 года…………………………….5.
Глава II. Конституционный Суд 1991 года……………………..………………7.
Глава III. Конституционный Суд 1995 года……………………………………. 9.
Заключение ……………………………………………………………………….24.
Список использованных источников и литературы ………
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Конституционный контроль до 1990 года…………………………….5.
Глава II. Конституционный Суд 1991 года……………………..………………7.
Глава III. Конституционный Суд 1995 года……………………………………. 9.
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников и литературы …………………………..26.
ВВЕДЕНИЕ.
Одна
из важнейших черт правового государства
существование судебного
Конституции страны действующего законодательства.
В этих целях орган судебного конституционного
контроля наделяется правом отмены законов
(или отдельных положений законов), признанных
им не соответствующими
Конституции, и соответственно правом
толкования конституционных норм. Это
основная функция судебного конституционного
контроля. В 1991 году в РСФСР был учрежден
Конституционный Суд, что означало введение
судебного контроля в сфере Конституции.
Действующая
Конституция Российской Федерации
определяет Российскую
Федерацию как правовое государство (ч.1
ст.1) Конституции Российской
Федерации, идеи, ценности и принципы которого
должны быть положены в основу всего конституционно
регулируемого пространства. Права и свободы
человека и гражданина, их признание, защита
и гарантии утверждаются как основной
определяющий критерий правового характера
законодательства и практики его применения.
Принцип приоритета прав и свобод человека
и гражданина, закрепленный в Конституции
Российской Федерации, адресован всем
ветвям государственной власти, связывает
и обязывает их.
Принцип
связанности государства
Конституции Российской Федерации.
Реализация
и эффективность этих принципов
и норм обеспечивается установлением
развернутой системы
Суда Российской Федерации.
По задачам, объему и способам реализации своей деятельности в сфере конституционного контроля суд выступает как орган, важнейшей функцией, которого является защита прав и свобод человека и гражданина.
Исходя
из правовых установок как определяющих
его деятельность и его решения,
Конституционный Суд
Поэтому в условиях становления в Российской Федерации демократического правового государства права и свободы человека и гражданина являются в деятельности Конституционного Суда доминирующей ценностью, которая определяет его сущность и предназначение. Права и свободы выступают как основополагающий критерий оценки Конституционным Судом соответствия законов и иных нормативных актов Конституции Российской Федерации.
Помимо участия Конституционного Суда в защите прав человека, объектом проверки являются федеральные законы, иные нормативные акты, конституции, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам, относящимся Конституция Российской Федерации ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, объектом проверки являются государственно-правовые договоры, то есть договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Помимо
всего перечисленного Конституционный
Суд имеет право на толкование
Конституции Российской Федерации
и такое толкование может даваться
только по запросам Президента Российской
Федерации, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства
Российской Федерации, органов Законодательной
власти субъектов Российской Федерации.
Место
и роль Конституционного Суда настолько
значительны и многообразны, что
вызывает необходимость более подробно
рассмотреть вопрос о конституционно-правовом
статусе этого органа. Поэтому основное
внимание в данной работе будет обращено
к исследованию порядка образования, структуре,
полномочиям и функциям возложенных на
Конституционный Суд Российской
Федерации, как орган осуществляющий конституционный
контроль.
Для рассмотрения
данной темы в своей курсовой работе я
использовала
Федеральные Конституционные законы,
Федеральные законы и иные нормативные
акты, а также учебники:
Учебник
Гуценко К.Ф. и Кокалева М.А. “Правоохранительные
органы”.
Предназначен для студентов, аспирантов,
преподавателей. В данном учебнике авторы
подробно раскрыли построение и полномочия
правоохранительных органов. Материал
представлен с учетом многих изменений
законодательства и иных правовых актов
на 1997 год по вопросам организации и основ
деятельности не только Конституционного
Суда Российской Федерации, но и других
судов.
Учебное
пособие Савицкого В.М. “Организация
судебной власти в
Российской Федерации”. С учетом новейшего
законодательства и других нормативных
правовых актов. Рассматривает основные
вопросы организации судебной власти
в Российской Федерации. В данной книге
подчеркивается, что суд формируется на
принципиально иных началах, чем в советское
время, и это обеспечивает ему независимость
при осуществлении правосудия.
Научно-практический комментарий Конституции Российской Федерации, под редакцией академика Топорина Б.Н., представляет подробное толкование содержания и смысла статей Конституции Российской Федерации. При подготовке комментария были использованы и другие Федеральные законы.
Учебник
Баглая М.В. “Конституционное право
Российской Федерации“ предназначен
для студентов юридических
Федерации. Автор активно использует историко-правовой
и сравнительный методы: прослежены этапы
становления современной российской государственности
и ее закрепление в основном законе. Содержит
развернутый теоретический анализ положений
ныне действующих Конституции Российской
Федерации, Федеральных Конституционных
законов, Федеральных законов, относящихся
к предмету отрасли конституционного
права.
ГЛАВА 1.
Конституционный контроль до 1990г.
Конституционный
Суд в российской практике впервые
был учрежден законом об изменениях
и дополнениях к Конституции
РСФСР от 15 декабря 1990 года.
Именно с этого дня в России начался современный
этап формирования и деятельности самостоятельного
и независимого органа конституционного
контроля. Но Конституция в нашей стране
насчитывает более чем 70-летнюю историю.
Как же прежде решалась проблема конституционного
контроля?
В самодержавной России не было, как известно, Конституции, в связи с чем до 1918 года вопрос о конституционном контроле в нашей стране просто не вставал.
Конституция
РСФСР 1918 года установила, что только
верховный орган власти в государстве
- Всероссийский Съезд Советов - мог принять,
изменить, дополнить Конституцию и отменить
любой акт любого органа, противоречащий
Основному Закону или своему собственному
акту. В период между съездами
Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет (ВЦИК) имел право отменять или
приостанавливать все постановления и
решения Совета Народных Комиссаров
(СНК). В дальнейшем такой же функцией был
наделен Президиум ВЦИК.
В соответствии
с Основным Законом СССР 1924 года
верховным органом государственной
власти в стране являлся Съезд Советов
СССР. В период между съездами верховным
органом государственной власти объявлялся
Центральный
Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР.
Высшим
органом власти в период между
сессиями ЦИК СССР являлся
Президиум ЦИК СССР, которому было предоставлено
право приостанавливать и отменять постановления
СНК и отдельных комиссариатов СССР, ЦИК
и СНК союзных республик. Признавая тот
или иной акт неконституционным, Президиум
ЦИК СССР в большинстве случаев не отменял
его , а ограничивался разъяснением по
вопросу или предложением соответствующему
органу принять меры к приведению своего
акта в соответствие с конституционным
законодательством.
Такая практика в сфере конституционного контроля была доминирующей и последующие годы, вплоть до конца 80-х годов.
Ряд функций
в правовой охране Конституции имел
и Верховный Суд СССР.
Он имел право давать заключения по требованию
ЦИК СССР о законности тех или иных актов
союзных республик с точки зрения Конституции,
разрешать судебные споры между союзными
республиками. Верховный Суд был обязан
давать заключения о законности с точки
зрения Конституции постановлений СНК
и ЦИК союзных республик. По собственной
инициативе Верховный Суд имел право делать
представления о приостановлении и отмене
не соответствующих
Конституции СССР постановлений и распоряжений
центральных органов и союзных наркоматов.
Таким образом, деятельность Верховного
Суда СССР носила характер конституционного
надзора, а не контроля.
В соответствии
с Конституцией 1936 года исключительно
Верховному
Совету принадлежало право изменения
Конституции страны. В Конституции давалось
довольно расплывчатое определение контроля
за соблюдением
Основного Закона. Реально эта функция
сосредоточилась в руках парламента и
его постоянно действующего органа - Президиума
Верховного Совета СССР, который стал
основным органом конституционного контроля.
Принятая
в 1977 году новая Конституция СССР
не внесла существенных изменений в
систему органов
Идея
создания специального органа, контролирующего
соблюдение
Конституции (Комитета конституционного
надзора СССР), была выдвинута
Михаилом Горбачевым на XIX Всесоюзной
конференции КПСС в июне 1988 года. 1 декабря
1988 года в Конституцию внесены изменения
и дополнения, предусматривающие создание
Комитета конституционного надзора СССР,
избираемого Съездом народных депутатов
сроком на 10 лет.
Комитет
конституционного надзора (ККН) СССР был
избран на втором
Съезде народных депутатов осенью 1989 года
в составе 27 человек во главе с председателем
Сергеем Алексеевым. Тогда же были приняты
законодательные акты, изменившие систему
правовой охраны Конституции СССР.
Согласно законодательству Комитет имел право проверять на предмет соответствия Конституции СССР проекты союзных законов и уже действующие акты, принятые Съездом народных депутатов СССР, Верховным советом СССР и его палатами, акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, нормативное акты других органов и общественных организаций.
ККН мог
рассматривать разногласия
В Российской
Конституции Комитет
I Съезд народных депутатов РСФСР (май - июнь 1990 года) не включил в свою повестку дня формирование ККН РСФСР, так как избранный на съезде председателем Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин заявил, что выступает за формирование не Комитета конституционного надзора, а Конституционного Суда, для чего следует внести поправки в Конституцию.
ГЛАВА 2.
Конституционный Суд 1991 года.
II Съезд
народных депутатов РСФСР 15 декабря 1990
года заменил подробную статью Конституции
о ККН РСФСР короткой статьей о Конституционном
Суде РСФСР, в которой установлено, что
Конституционный суд избирается съездом
народных депутатов РСФСР, а порядок его
избрания и деятельности определяется
Законом РСФСР о Конституционном Суде
РСФСР, утверждаемым съездом народных
депутатов РСФСР.
Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации