Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – ознакомиться с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации, с порядком и основаниями обращений граждан РФ в КС РФ.
Достижению поставленной цели будет способствовать выполнение следующих задач:
рассмотреть значение Конституционного Суда РФ как части судебной системы страны;
изучить историю и компетенции Конституционного Суда РФ;
определить порядок обращения и основания жалоб граждан РФ в Конституционный Суд РФ;
рассмотреть особенности конституционного судопроизводства по жалобе гражданина;
проанализировать проблемы деятельности Конституционного Суда РФ и наметить возможные пути решения данной проблемы.
Введение 3
1 Конституционный Суд Российской Федерации 5
1.1 Конституционные положения защиты прав человека 5
1.2 История Конституционного Суда РФ 7
1.3 Компетенция Конституционного Суда РФ 10
2 Порядок обращения и основания жалоб граждан РФ
в Конституционный Суд РФ 14
2.1 Общие требования к составлению обращения 14
2.2 Предмет и основания конституционной жалобы 18
3 Работа Конституционного Суда РФ с обращениями граждан 25
3.1 Поступление, принятие и рассмотрение жалобы гражданина 25
3.2 Проблемы деятельности Конституционного Суда РФ 29
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 36
Работа Конституционного Суда РФ с обращениями граждан делится на 4 этапа.
1. Рассмотрение жалобы в Секретариате Конституционного Суда РФ.
Секретариат занимается предварительной проверкой поступающих в Конституционный Суд РФ жалоб на предмет их соответствия тем требованиям, которые содержатся в статьях 36, 37, 38, 96 и 97 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ». В случае, если жалоба не соответствует требованиям закона, Секретариат Суда принимает решение о возвращения жалобы гражданину.
В случае, если жалоба не соответствует требованиям закона, Секретариат Суда принимает решение о возвращения жалобы гражданину. Закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых жалоба может быть возвращена гражданину (ст. 40 вышеуказанного федерального конституционного закона). В перечень оснований включены:
1) жалоба явно не подведомственна Конституционному Суду Российской Федерации;
2) жалоба по форме не отвечает требованиям федерального конституционного закона;
3) жалоба исходит от ненадлежащего органа или лица;
4) жалоба не оплачена государственной пошлиной;
Возвращение жалобы гражданину Секретариатом Конституционного Суда не лишает его права повторно обратиться в Конституционный Суд РФ с той же жалобой. Единственным условием будет устранение тех недостатков, которые указаны секретариатом Конституционного Суда РФ.
2. Предварительное рассмотрение жалобы судьями Конституционного Суда РФ.
По распоряжению председателя суда поступившая из Секретариата жалоба гражданина поступает на предварительное рассмотрение одному или нескольким судьям. На этом этапе судьи проверяют возможность рассмотрения данной жалобы Конституционным Судом РФ. По сути, вновь разрешается вопрос о допустимости жалобы и подведомственности спора Конституционному Суду. В результате предварительного рассмотрения жалобы судья (судьи) дает заключение по данной жалобе, которое заслушивается на Пленарном заседании Конституционного Суда РФ.
3. Принятие жалобы к рассмотрению.
На Пленарном заседании Конституционного Суда РФ решается вопрос о принятии жалобы к рассмотрению.
В случае, если вопрос о принятии жалобы к рассмотрению Конституционным Судом был решен положительно, то гражданин уведомляется о том, что его жалоба принята к производству Конституционного Суда РФ.
Статья 43, 36 федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» содержит перечень оснований, по которым Конституционный Суд РФ может принять решение об отказе в рассмотрении жалобы. Это такие основания как:
1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;
3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
4. Рассмотрение жалобы по существу.
Непосредственно перед слушанием жалобы проводится специальная подготовка дела, в ходе которой назначаются судьи – докладчики по данной жалобе. В полномочия судьи-докладчика входит право истребовать необходимые документы и иные материалы, поручать производство проверок, исследований, экспертиз, пользоваться консультациями специалистов, направлять запросы, необходимые, для полного исследования дела. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.
В Конституционном Cуде РФ в качестве сторон по делу выступают:
1) заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;
2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке.
Непосредственно перед слушанием жалобы проводится специальная подготовка дела, в ходе которой назначаются судьи-докладчики по данной жалобе. В полномочия судьи-докладчика входит право истребовать необходимые документы и иные материалы, поручать производство проверок, исследований, экспертиз, пользоваться консультациями специалистов, направлять запросы, необходимые для полного исследования дела. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.
В районных судах, как правило, есть две стороны: это истец и ответчик (если, в районном суде рассматривается жалоба на неправомерные действия должностного лица или государственного органа, то сторонами являются гражданин-заявитель и должностное лицо или государственный орган, чьи действия обжалуются). В Конституционном Суде РФ в качестве сторон по делу выступают:
1) заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;
2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
Стороны при рассмотрении жалобы в Конституционном Суде РФ и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
Непосредственно в судебном заседании при рассмотрении жалобы первым выступает судья-докладчик, который оглашает суть жалобы, с которой обратился гражданин (объединение граждан или иное лицо, уполномоченное законом). После этого, слово предоставляется сторонам. Выступление гражданина сводится к оглашению доводов, подтверждающих неконституционность закона, факт нарушения конституционных прав и свобод гражданина. Выступление представителя органа, принявшего оспариваемый закон, сводится к приведению доводов о полном соответствии оспариваемого закона положениям Конституции РФ.
В случае если к участию в рассмотрении жалобы гражданина были приглашены эксперты или свидетели, то они выступают в заседании после выступления сторон. Затем сторонам предоставляется право выступить с заключительной речью по рассматриваемой жалобе.
Суд объявляет об окончании слушания дела, если придет к выводу, что все вопросы по жалобе были полно и всесторонне исследованы. Решение Конституционного Суда РФ, принимаемое по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, называется постановлением. Оно подлежит обязательному опубликованию в официальном издании того государственного органа, который принял оспариваемый закон. Также постановление Конституционного Суда РФ публикуется в «Вестнике Конституционного Суда РФ».
Постановление Конституционного Суда РФ по жалобе нарушение конституционных прав и свобод гражданина является окончательным. Если решение районного (городского) суда граждане вправе обжаловать в вышестоящую кассационную инстанцию, в качестве которой выступают суды субъектов РФ, применительно к постановлениям Конституционного Суда РФ правило по обжалованию не применяется. [7]
Таким образом, если стороны не согласны с принятым решением Конституционного Суда РФ, то обжаловать они это постановление не могут ни в один судебный орган.
Если постановлением Конституционного Суда РФ оспариваемый закон был признан неконституционным, нарушающим права свободы граждан, то данный закон считается утратившим свою силу, он не подлежит применению ни судами, ни иными государственными органами.
3.2 Проблемы деятельности Конституционного Суда РФ
Несмотря на бесспорную необходимость и важность деятельности Конституционного Суда РФ по защите конституционных прав и свобод граждан, хотелось бы остановиться на некоторых обстоятельствах, отрицательно влияющих на эффективность его работы.
Всем известно, как важен фактор времени для эффективности судебной защиты. Понятно, что нарушенные права и свободы граждан могут быть быстрее восстановлены в судах общей юрисдикции или арбитражных судах, чем в Конституционном Суде РФ.
Как указано выше, поданное гражданином заявление проходит четыре стадии (этапа). При самом простом математическом подсчете срок, который проходит с момента подачи заявления до вынесения мотивированного итогового решения составляет в лучшем случае примерно 6-9 месяцев, что во многих случаях негативно влияет на своевременность защиты прав граждан, а следовательно и на эффективность деятельности Конституционного Суда РФ.
Статья 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предусматривает, что «решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения».
Необходимо отметить, что нормы гражданского и уголовного судопроизводства содержат ряд процессуальных и иных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда. Доказательства, полученные с нарушением процессуальной формы, ничтожны для правоприменителя. Категорическое суждение на этот счет закреплено в Конституции РФ, которая определяет, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Однако в Законе о Конституционном Суде такая норма не только не отражено, но такой институт, как пересмотр решений вообще отсутствует. Закон обходит молчанием вопросы обжалования нарушений установленного порядка судопроизводства, в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Риск судебной ошибки существует всегда, и ее вероятность в решении Конституционного Суда нельзя полностью исключить. Кроме того, впоследствии могут открыться новые обстоятельства, свидетельствующие о его ошибочности. Поэтому невозможность пересмотра решений является ни чем иным, как ограничением права граждан на судебную защиту. [13]
В практической деятельности Конституционного Суда РФ одним из актуальнейших вопросов, затрагивающих интересы множества граждан России, является вопрос, имеет ли решение Конституционного Суда РФ о признании закона или отдельных его положений несоответствующими обратную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в обязательном порядке в отношении граждан, обратившихся с жалобой в Конституционный Суд РФ, то есть в отношении данных граждан решение Конституционного Суда имеет обратную силу.
Иначе решается вопрос в отношении граждан, не обратившихся в Конституционный Суд РФ, но, по отношению к которым были применены оспариваемые нормы, постановление Конституционного Суда обратной силы не имеет, что приводит к существенному снижению эффективности деятельности Конституционного Суда РФ по защите прав и свобод граждан.
Следовательно, гражданин, чьи права были нарушены конституционным законом, не обратившийся своевременно в Конституционный Суд РФ за разрешением соответствия или несоответствия Конституции закона, который был применен по его делу ставится в неравенство по отношению к гражданину, обратившемуся в Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ по данному вопросу так до сих пор и не дал ответа о соответствии или несоответствии Конституции РФ нормы ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», предусматривающей прекращение действия неконституционного закона с момента провозглашения решения Конституционного Суда РФ.
Вместе с тем, Конституционный Суд РФ неоднократно под тем или иным предлогом отказывал в принятии таких жалоб для рассмотрения (например, определение Конституционного Суда РФ от 04.05.2000 №101-О «По жалобе ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»).
Тем не менее, Конституционный Суд РФ безусловно доказал необходимость и важность своей деятельности для действительного соблюдения государством прав и свобод граждан.
Заключение
Конституционный Суд Российской Федерации обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.
Конституционное судопроизводство имеет ряд особенностей.
Во-первых, Конституционный Суд занимается установкой фактических обстоятельств дела только в той мере, в какой они могут повлиять на оценку конституционности оспариваемого закона или отдельных его положений. Поэтому задача адвоката сводится в этом вопросе к приведению убедительной правовой и научной аргументации своей позиции, к попыткам помочь суду найти оптимальное научно обоснованное решение.
В Конституционном Суде очень ограничены возможности выбора тактики отстаивания интересов клиента. Публичность, яркость выступления не оказывают здесь такого влияния, как в обычных судах. Необходимо уметь моделировать ситуацию и находить решение, строго обоснованное законом.