Автор: k************@drsk.ru, 28 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании закрепленных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- исследовать сущность правового статуса человека и гражданина;
- исследовать содержание конституционных прав и свобод;
Содержание..............................................................................................................2
Введение................................................................................................................3-4
§ 1. Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ………………………………………………………………5-12
Понятие прав и свобод человека и гражданина в РФ ................................5-9
Классификация прав и свобод человека и гражданина в РФ………….10-12
§2.Система конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ.....................................................................................................................12-40
2.1.Личные права и свободы человека и гражданина в РФ……………….12-22
2.2.Политические права и свободы человека и гражданина в РФ...............22-32
2.3.Социально- экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в РФ……………………………………………………………..32-46
Заключение.......................................................................................................47-48
Список использованной литературы……………………………
ТК РФ устанавливает такие виды времени отдыха, как перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные и нерабочие праздничные дни, отпуска41.
Трудовое законодательство предусматривает также ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставляемые различным категориям работников в дополнение к основным.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38). Защита материнства и детства, семьи осуществляется путем принятия государством мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.
Нормы об охране материнства, детства, семьи содержатся в трудовом, семейном, уголовном и иных отраслях законодательства.
В данной статье признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение. И требуют государственной поддержки. Всеобщая Декларация прав человека констатирует: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ч.3 ст.16).Тут же определены взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Родители имеют равные права и равные обязанности по воспитанию детей, обеспечению их здоровья и права на образование. Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель вправе и обязан принимать участие в воспитании ребенка, а другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении) разрешаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или судом.
Злоупотребление
родительскими правами или
Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом(ст.39).
Социальное обеспечение по возрасту происходит, в основном, в виде выплаты пенсий. Закон устанавливает пенсионный возраст для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы.
Конституционное
закрепление поощрения
Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Наличие жилища является одним из условий достойного существования человека в обществе.
Закрепленное на основе международно-правовых актов конституционное право каждого на жилище заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий, предоставлении жилища из государственного и муниципального жилищных фондов тем лицам, которые, в силу ограниченных возможностей, не могут самостоятельно обеспечить себя жилищем43.
Одной из гарантий права на жилище выступает конституционный запрет произвольного лишения жилища. Исчерпывающий перечень оснований и порядок выселения граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом.
Собственник вправе истребовать жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений своих прав, даже если эти нарушения и не связаны с лишением права собственности. Постоянные пользователи могут защищать свои жилищные права также и против собственника жилого помещения.
Конституция отражает новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья, которая сведена к содействию, поощрению жилищного строительства и приобретения жилья, а также распределению государственного и муниципального жилищного фонда для социально незащищенных слоев населения и других лиц, указанных в законе.
Защита конституционного права на жилище происходит в судебном порядке.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41) предполагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений44.
Охрана здоровья населения включает в себя совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Одним из приоритетных направлений охраны здоровья населения является формирование навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.
Важное
значение для охраны здоровья граждан
РФ имеет предусмотренная
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42). Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается проводимыми государством мерами по мониторингу окружающей среды, планированию мероприятий по ее охране, предотвращению экологически вредной деятельности и мерами по оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных экологических фондов, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.
На территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, акты органов местного самоуправления об озеленении и благоустройстве населенных пунктов, повышении плодородия земель и т.п.45.
Важное место среди экологических прав граждан имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, поскольку такая информация позволит гражданам принять своевременные меры по защите своей жизни, здоровья, имущества от неблагоприятных воздействий природных явлений, природных и техногенных катастроф. Граждане и их общественные объединения вправе требовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гидрометеорологических и других органов, предприятий, учреждений, организаций предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.
Юридические и физические лица, виновные в экологическом правонарушении, причинившем ущерб здоровью или имуществу граждан, возмещают его в полном объеме.
К
числу социально-экономических
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней46.
Стратегические
цели образования в РФ тесно увязаны
с проблемами развития российского
общества, включая преодоление социально-
Национальная доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Основными задачами государства в сфере образования признаются: реализация конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества; сохранение и развитие единого образовательного пространства России; формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону; создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования и некоторые другие.
Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях всем, кто пожелает его получить. Это право принадлежит каждому человеку независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости и других обстоятельств47.
Конституционное закрепление обязательности основного общего образования включает в себя обязанность государственных органов и органов местного самоуправления предоставить возможность получения детьми такого образования и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить своим детям получение основного общего образования.
Свобода творчества гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч.1ст.44). Свободу творчества следует рассматривать как право каждого самостоятельно, без вмешательства государства или иных лиц, в условиях отсутствия цензуры создавать единолично или с участием других лиц (соавторов) произведения литературы, искусства, науки, изобретения, осуществлять творческую деятельность в других областях.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяют творческую деятельность как создание культурных ценностей и их интерпретация. Культурные ценности, в соответствии с Основами - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты48.
Важнейшей
гарантией свободы творчества является
запрет вмешательства органов
Право на участие в культурной жизни (ч.2 ст.44) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. В развитие конституционного права каждого на участие в культурной жизни Основы закрепляют право каждого человека на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Одной из гарантий такой доступности является норма Основ о том, что ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются исключительно законодательством Российской Федерации.
Информация о работе Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ