Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 22:21, лекция

Описание работы

§ 1. Конституционные принципы правосудия
§ 2. Конституционный Суд Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

курсовой по констиьуцтонному праву.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

      Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

      Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем  жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

      В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

      Персональный  состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

      Очередность исполнения судьями, входящими в  состав палаты, полномочий председательствующего  в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

      Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном  заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно  в пленарных заседаниях Конституционный  Суд:

      разрешает дела о соответствии Конституции  РФ конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;

      дает  толкование Конституции РФ;

      дает  заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления;

      принимает послания Конституционного Суда;

      решает  вопрос о выступлении с законодательной  инициативой по вопросам своего ведения.

      Конституционный Суд в пленарных заседаниях избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

      В заседаниях палат Конституционный  Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.

      В число этих дел входят дела о соответствии Конституции РФ:

      а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

      б) законов и иных нормативных актов  субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

      в) договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

      г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

      Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает  также споры о компетенции:

      а) между федеральными органами государственной  власти;

      б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

      в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

      Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

      В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда.

      Председатель  Конституционного Суда Российской Федерации:

      руководит подготовкой пленарных заседаний  Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них;

      вносит  на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в  пленарных заседаниях и заседаниях палат;

      представляет  Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

      осуществляет  общее руководство аппаратом  Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;

      осуществляет  другие полномочия в соответствии с  федеральным конституционным законом  и Регламентом Конституционного Суда.

      Председатель  Конституционного Суда издает приказы  и распоряжения.

      Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет по уполномочию  Председателя Конституционного Суда отдельные  его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

      Судья-секретарь  Конституционного Суда Российской Федерации  осуществляет непосредственное руководство  работой аппарата Конституционного Суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда.

      Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь  Конституционного Суда по истечении  срока их полномочий могут быть избраны  на новый срок.

      В своей деятельности Конституционный  Суд Российской Федерации руководствуется  следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

      Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме <*>. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда средства, которыми он распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

      --------------------------------

      <*> См.: Указ Президента Российской  Федерации от 14 сентября 1995 г. "О  мерах по обеспечению материальных  гарантий независимости судей  Конституционного Суда Российской  Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 38. Ст. 3668, 3670; Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" // СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 795; Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. "О повышении должностных окладов судей Российской Федерации и работников органов и учреждений Прокуратуры Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4664. 

      Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

      Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном  управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

      Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается.

      По  вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Конституционного Суда; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.

      Решения Конституционного Суда Российской Федерации  обязательны на всей территории Федерации  для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

      Конституционные (уставные) суды образованы и в субъектах  Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации  создаются для обеспечения контроля за соблюдением конституций республик  в составе Российской Федерации, уставов краев, областей и других субъектов Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации