Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 22:21, лекция

Описание работы

§ 1. Конституционные принципы правосудия
§ 2. Конституционный Суд Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

курсовой по констиьуцтонному праву.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

      Глава XXI. КОНСТИТУЦИОННЫЕ  ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

      В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      § 1. Конституционные принципы правосудия 

      Одной из разновидностей государственной  власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

      Правосудие  в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации"

      --------------------------------

      <*> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

      Один  из важнейших принципов - осуществление  правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Российской Федерации нет, и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

      Принцип осуществления правосудия только судом - главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан  и организаций. Этот принцип находит  свое выражение и в установлении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

      Судебная  система Российской Федерации включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей  субъектов Федерации.

      К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

      К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации <*>.

      <*> См.: Федеральный закон "О мировых  судьях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270. 

      Отсюда  следует, что действующие в нашей  стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конституцией и Федеральным конституционным  законом всевозможные арбитражные  суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

      В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается  недопустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

      Носителями  судебной власти в Российской Федерации  являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие  свои обязанности на профессиональной основе.

      Согласно  Конституции (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

      Эти дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе  судей в Российской Федерации" <*>, согласно которым судьей может  быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

      --------------------------------

      <*> Ведомости Съезда народных депутатов  Российской Федерации и Верховного  Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2736. 

      При этом судьей вышестоящего суда может  быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

      Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию  РФ и другие законы; судья при  исполнении своих полномочий, а также  во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

      Согласно  Конституции (ст. 128) судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

      В Конституции РФ (ст. 120) закреплено, что  судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей - важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан.

      Действующее законодательство Российской Федерации (Закон "О статусе судей в  Российской Федерации" и др.) предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:

      установленная законом процедура осуществления  правосудия, которая исключает постороннее  воздействие на судей (вынесение  судом решения в совещательной  комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и т.д.);

      преследование по закону любого вмешательства в  деятельность по осуществлению правосудия;

      освобождение  судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей  деятельности;

      установление  законом специального порядка приостановления  и прекращения полномочий судьи;

      право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

      предоставление  судье за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего его статусу <*>;

      --------------------------------

      <*> См. также: Указ Президента Российской  Федерации от 31 мая 1995 г. "О дополнительных  гарантиях социальной защищенности  работников органов судебной  власти" // СЗ РФ. 1995. N 23. Ст. 2205; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3587. 

      особая  защита государством судьи, членов его семьи и их имущества <*>.

      --------------------------------

      <*> См.: Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. "О государственной защите  судей, должностных лиц правоохранительных  и контролирующих органов" // СЗ  РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2000. N 10. Ст. 1067. 

      Судья имеет право на хранение и ношение  служебного огнестрельного оружия, которое  выдается ему органами внутренних дел  по его заявлению.

      Принцип подчинения судей только Конституции  и федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст. 120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица.

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности, смена  которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Понятно, что несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.

      Согласно  Конституции (ст. 121) полномочия судьи  могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом "О статусе судей в Российской Федерации".

      Полномочия  судьи приостанавливаются решениями  квалификационной коллегии судей в  случаях, если:

      судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

      было  дано согласие соответствующей квалификационной коллегией судей на привлечение  судьи к уголовной ответственности  или заключение его под стражу;

      судья участвует в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти ее субъекта;

      судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

      Наличие оснований для приостановления  полномочий судьи определяется решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

      Полномочия  судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии по следующим основаниям:

      письменное  заявление судьи об отставке;

      ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени  исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочие судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

      письменное  заявление судьи о прекращении  его полномочий в связи с переходом  на другую работу или по иным причинам;

      истечение срока полномочий судьи, если они  были ограничены определенным сроком;

      увольнение  судьи военного суда с военной  службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

      прекращение гражданства Российской Федерации;

      занятие деятельностью, не совместимой с  должностью судьи;

      вступление  в законную силу обвинительного приговора  суда в отношении судьи либо судебного  решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

      совершение  поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

      вступление  в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи  либо о признании его недееспособным;

      смерть  судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

      отказ судьи от перевода в другой суд  в связи с упразднением или  реорганизацией суда.

      В Конституции РФ (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей - одна из наиболее существенных гарантий их независимости. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи.

      Неприкосновенность  судьи в значительной мере обеспечивается тем, что он согласно Конституции (ст. 122) не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на возбуждение уголовного дела согласия квалификационной коллегии судей, которая и после дачи согласия на возбуждение дела осуществляет контроль за ходом его расследования. Лишь с ее согласия судья может быть подвергнут приводу, заключен под стражу, привлечен к участию в деле в качестве обвиняемого. Заключение судьи под стражу допускается только с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, или по решению суда.

Информация о работе Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации