Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 22:21, лекция

Описание работы

§ 1. Конституционные принципы правосудия
§ 2. Конституционный Суд Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

курсовой по констиьуцтонному праву.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

      Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации. Это создает для судьи дополнительную гарантию вынесения ему обоснованного и справедливого приговора.

      Надо  сказать, что обеспечение неприкосновенности судей не сводится лишь к особому порядку привлечения их к уголовной ответственности. Судья не подлежит административной ответственности и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыскания. К судье неприменимо также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

      Конституция РФ (ст. 123) закрепляет ряд принципов, связанных непосредственно с  реализацией судебной власти, иначе  говоря, с отправлением правосудия.

      Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны.

      Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается  в случаях, предусмотренных федеральным  законом.

      Помимо  целей охраны государственной и  коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.

      На  закрытое судебное заседание не допускаются  публика, представители средств  массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и  публичное провозглашение во всех случаях  приговора и решения суда.

      В Конституции РФ указывается, что  заочное разбирательство уголовных  дел в судах не допускается, кроме  случаев, предусмотренных федеральным  законом. Согласно действующему законодательству разбирательство дела в заседании  суда первой инстанции происходит, как правило, с участием подсудимого, явка которого в суд обязательна. Однако закон предусматривает возможность разбирательства дела и в отсутствие подсудимого. Такая возможность допускается лишь в исключительных случаях и только при обязательном условии, что разбирательство не будет препятствовать установлению истины: когда, во-первых, подсудимый находится вне пределов страны и уклоняется от явки в суд, и, во-вторых, по делу о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствие. Однако и в этих случаях суд вправе признать явку подсудимого обязательной.

      Конституция РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

      Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство  может быть начато только при наличии  заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований. При этом истец и ответчик, орган или должностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т.е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеется определенный процессуальный интерес и которым закон предоставил равные права для обоснования своих утверждений и выводов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны). Решение всех возникающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье), который не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия.

      Принцип состязательности и равноправия  сторон - важнейшее демократическое и процессуальное начало, которое создает максимально благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого судебного решения.

      Граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в осуществлении  правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

      Согласно  Конституции РФ в случаях, предусмотренных  федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных  заседателей. В соответствии со ст. 36 и 421 УПК Российской Федерации суд  присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена, терроризм, призывы к насильственному изменению конституционного строя, разглашение государственной тайны, бандитизм, массовые беспорядки, нарушение правил международных полетов, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похищение человека, изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия, или изнасилование малолетней, хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную или культурную ценность, заведомо незаконный арест или задержание, принуждение к даче показаний, посягательство на жизнь работника милиции, угон воздушного судна и ряд других.

      Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском  суде и действует в составе  судьи и 12 присяжных заседателей. Приговоры, вынесенные судом присяжных  заседателей в краевом, областном, городском суде, обжалуются и опротестовываются в кассационную палату Верховного Суда Российской Федерации.

      Помимо  присяжных, к осуществлению правосудия привлекаются народные и арбитражные  заседатели <*>.

      --------------------------------

      <*> См.: Федеральный закон от 2 января 2000 г. "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 158. 

      Участие граждан в осуществлении правосудия является их гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это положение Конституции имеет цель оградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независимости, поставить все суды в равные материально-технические условия, обеспечивающие осуществление правосудия <*>.

      --------------------------------

      <*> См.: Федеральный закон от 10 февраля  1999 г. "О финансировании судов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 877. 

      При Верховном Суде Российской Федерации  создан Судебный департамент, который  является федеральным государственным  органом, осуществляющим организационное  обеспечение деятельности верховных  судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Он осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия <*>.

      --------------------------------

      <*> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 223. 

      Правосудие - главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.); толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); судебный надзор за решением судов и др.

      В судебной системе Российской Федерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которого регулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд Российской Федерации. 

      § 2. Конституционный Суд Российской Федерации 

      Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

      Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" <*>.

      --------------------------------

      <*> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447. 

      Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет <*>. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

      --------------------------------

      <*> См.: Федеральный конституционный  закон от 8 февраля 2001 г. "О внесении  изменений и дополнения в Федеральный  конституционный закон "О Конституционном  Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 607. 

      Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

      Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд Российской Федерации:

      1) разрешает дела о соответствии  Конституции РФ:

      а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

      б) конституций республик, уставов, а  также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

      в) договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

      г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

      2) разрешает споры о компетенции:

      а) между федеральными органами государственной власти;

      б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

      в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

      3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

      4) дает толкование Конституции  РФ;

      5) дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

      6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

      7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

      Следует подчеркнуть, что Конституционный  Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Информация о работе Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации