Конституционно-правовой статус главы правительства многообразия в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. Общие и специфические черты правового положения главы государства в зарубежных странах. Классификация глав государства. В Российской Федерации Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Введение 3
1 Правовой статус главы государства в зарубежных странах 4
2 Классификация глав государства 5
2.1 Монарх 5
2.2 Президент 9
3 Заключение 16
4 Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Конст-прав тстатус главы гос-ва.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

3. Полномочия  по формированию других высших  органов государства. Президент  назначает правительство самостоятельно  или по предложению лидера  партии большинства (коалиции  партий) в парламенте. В некоторых  странах он назначает премьер-министра (Украина) или министров (США) с согласия парламента. Президент назначает многих высших, а иногда и не только высших, должностных лиц, например судей.

4. В сфере  нормотворческой деятельности президент  издает нормативные акты (указы, декреты, декрет-законы), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу, и с принятием соответствующего закона они утрачивают силу. Такие акты издаются также в качестве временных мер, на основе делегирования соответствующих полномочий парламентом, в этом случае они подлежат контролю последнего. Они могут издаваться и на основе регламентарной власти. В парламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль (это зависит от влияния президента, от его личных качеств), а в некоторых государствах Востока они ставятся на уровень закона или даже выше его. 

5. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом (на определенный срок и под контролем парламента), вводить президентское правление в субъектах федерации, осуществлять федеральную интервенцию (вмешательство). 

6. Полномочия  но распоряжению вооруженными  силами. По конституции президент  является главнокомандующим со  всеми вытекающими отсюда последствиями.  Он назначает высший командный  состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства; при нем обычно создается совещательный орган - совет безопасности. 

7. Как высшее  должностное лицо президент назначает  государственных, служащих определенных  рангов. 

8. Полномочия  в сфере правового статуса личности. Президент вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование; он награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т.д. 

Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан. Он принимает меры по охране государства. 

Конституции предусматривают  обязанности президента и содержат определенные запреты. Президенту запрещается  любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества, иногда не разрешается получать вознаграждение также за научную, художественную или литературную деятельность, если он занимается ею. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии, другие продолжают партийную деятельность. Нередко президент может покидать страну лишь с разрешения парламента. 

При президенте создаются различные совещательные  органы, помогающие ему осуществлять конституционные полномочия (Совет республики в Бразилии, советы по экономике, по вопросам обороны и др. при президенте Египта).

Значение таких  органов, например совета безопасности, бывает выше значения иных органов, предусмотренных  конституцией. Президент имеет свои собственные службы, аппарат, канцелярию. Роль такого аппарата особенно велика в полупрезидентских и президентских республиках. В парламентарных республиках такой аппарат невелик и выполняет менее значительные функции. 

В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия.

Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная  ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат. На Украине, в Казахстане и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создается специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться эта процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение против президента считается отклоненным. 

В США импичмент против президента пытались применить неоднократно, но дело дошло до процедуры в парламенте лишь дважды, оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватило одного голоса, а президент

Никсон в 1974 г. сам ушел в отставку, не дожидаясь импичмента. Импичмент имел место в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в 1993г. 

В некоторых  странах могут быть применены  иные процедуры, чем импичмент. В  Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное решение. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президента особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан и др.) в начале 90-х  годов некоторые президенты были смещены со своих постов путем  голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вынужденной отставки (США, Югославия), причем отстранение президента от власти иногда сопровождалось вооруженной борьбой (Грузия). 

Президент получает должностной оклад, в пересчете  на доллары США составляющий: в Чехии - 17,5 тыс. в год, в Польше - 28 тыс., в США - 200 тыс.

В парламентарных республиках за редчайшими исключениями (например,

Словакия) за акты по управлению государством президент  ответственности не несет. За это  отвечают министры, правительство, по совету которого президент принимает соответствующие акты. В президентских и полупрезидентских республиках президент также не несет ответственности перед парламентом (кроме рассматриваемого ниже импичмента).

Вице-президент  не имеет значительных полномочий ни в одной стране. Он замещает президента в случае его отсутствия, становится «временным президентом» при тяжелой болезни, смерти, отставке президента, но в течение сравнительно короткого срока должны быть проведены президентские выборы.

Вице-президент обычно избирается в паре с президентом как кандидаты одной партии и по той же системе, что и президент. В отдельных развивающихся странах вице-президент назначается президентом (Египет и др.), причем бывает иногда несколько вице-президентов: первый, второй и т.д. В Сомали одно время было три вице-президента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

В Российской Федерации  Президент является гарантом Конституции

Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент Российской Федерации несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции Российской Федерации и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам. 

В установленном  Конституцией Российской Федерации порядке Президент

Российской Федерации  принимает меры по охране суверенитета Российской

Федерации, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти Российской Федерации. В реализации всех этих функций Президент

Российской Федерации  может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции  Российской

Федерации. Это  относится и к такой функции  Президента Российской Федерации, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией Российской

Федерации и  федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и  тот фактор, что Президент Российской Федерации идет на выборы с определенной программой, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей. 

Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному

Собранию, в которых  формулируются основные направления  внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают последние достоянием депутатов, народа, партий, общественности. Это дает возможность в случае необходимости корректировать политику Президента Российской Федерации с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений. 

Как глава государства  Президент Российской Федерации  представляет

Россию внутри страны и в международных отношениях. Отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса  Президента Российской

Федерации являются ст. 80 Конституции Российской Федерации и место главы, посвященной Президенту Российской Федерации в тексте Конституции Распиской

Федерации. Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства. В ранее действовавшей Конституции  устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации. 

Придание Президенту статуса главы государства вызвано  объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функций наиболее целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и по существу умаляло прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной. 

Принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в Конституции Российской Федерации, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей. 

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее.

Каждая из них  осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует  во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния  на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек» и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской

Федерации, в  соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с Парламентом и Правительством Российской Федерации. 

Как мы смогли убедиться  институт главы государства – неотъемлемая часть любой страны и любого политического режима. Однако, статус, права и полномочия глав государств далеко не одинаковы. Монарх – является более древней разновидностью главы государства, нежели институт президентства, который появился лишь уже в новейшее время. На наш взгляд, президент – наиболее прогрессивный вид главы государства, так как обладает наиболее широкими полномочиями. Однако, на сей день и монархические государства являются не редкостью, поэтому требуют детального изучения. 
 

Информация о работе Конституционно-правовой статус главы правительства многообразия в зарубежных странах