Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:34, контрольная работа
Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. Общие и специфические черты правового положения главы государства в зарубежных странах. Классификация глав государства. В Российской Федерации Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Введение 3
1 Правовой статус главы государства в зарубежных странах 4
2 Классификация глав государства 5
2.1 Монарх 5
2.2 Президент 9
3 Заключение 16
4 Список литературы 18
В соответствии
с конституцией монарх назначает
правительство, но на деле в парламентарных
монархиях он только подписывает соответствующий
документ, состав же правительства обусловливается
соотношением различных сил в парламенте
и определяется партией, обладающей парламентским
большинством. Кандидатуры министров
подбираются лидером партии. В дуалистических
монархиях монарх сам подбирает и назначает
министров, возглавляя на деле правительство
(правда, всегда имеется пост премьер-
министра); в абсолютных монархиях он имеет
неограниченную власть, хотя тоже обычно
есть должность премьер-министра и ее
занимает, как правило, один из ближайших
родственников монарха.
По традиции
или в соответствии с конституцией
на монарха возлагаются некоторые
обязанности. Он рассматривается как
арбитр в обществе и должен быть
лицом беспартийным. Некоторые конституции
требуют от монарха определенной религиозной
принадлежности (быть приверженцем англиканской
протестантской церкви в Великобритании,
евангелической веры в Швеции, ислама
- во всех мусульманских странах, буддизма
- в Таиланде). Зачастую в соответствии
с конституцией монарху не разрешается
покидать страну без разрешения парламента
или правительства. В некоторых странах
монарх - глава государственной церкви.
[4]
Фактическая роль
монарха в разных странах различна.
В дуалистической и особенно в абсолютной
монархии он имеет реальную власть, в парламентарной
- царствует, но не правит. В последнем
случае его влияние на политическую жизнь
невелико, а иногда даже ничтожно; он подписывает
(и не может отказаться от этого) все акты,
которые ему передают парламент и правительство.
В то же время у монарха есть резервные,
«спящие» полномочия, королевская прерогатива,
которая может быть использована в определенных
ситуациях. В 1981 г., используя свои полномочия,
испанский король активно выступил в защиту
демократии, против попытки группы офицеров
восстановить реакционные франкистские
порядки (в принципе не имеет значения,
какими личными мотивами король руководствовался
при этом), но возможны и противоположные
акции: по тексту конституций в парламентарных,
а на деле в дуалистических монархиях
(в Марокко, Непале и некоторых других
странах) монархи нередко выступают с
крайне антидемократических позиций.
В развитых странах нет сколько-нибудь заметного общественного движения, выступающего против монархии, за замену ее республикой.
Исключение составляет
Австралия, где правящая партия при
поддержке общественности ставит вопрос
о провозглашении республики в 2000 г.
В развивающихся странах
Государственный
совет на Кубе и др.). В Иране
основные полномочия президентуры разделены
между Руководителем
«двуглавая президентура». Об особенностях Китая, где есть глава государства
(Председатель
республики), но основные полномочия главы
государства выполняет Постоянный комитет
парламента, а также Швейцарии, где полномочия
коллегиального главы государства и правительства
совмещены, говорилось выше.
2.2 Президент
Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Египет, Франция). Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять – в Бразилии, шесть - в Египте, семь - во Франции. Бывали, однако, и
«пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.
Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следующие условия: гражданство данного государства (в Польше на выборах 1980 г. на пост президента баллотировалось лицо, имевшее кроме польского еще два гражданства: канадское и перуанское), наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в
Никарагуа - 25, в Венесуэле - 30, в Китае - 45, в Италии - 50). Иногда устанавливается и предельный возраст (например, в Намибии - не старше 65 лет). Многие конституции устанавливают для кандидата определенный срок проживания в данной стране (в Болгарии - 5 лет, на Украине - 10, в США -
14, в Грузии -
15). В ряде случаев требуется,
чтобы кандидат был не
Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей. Во
Франции это 500 граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента, региональных советов, генеральных советов департаментов (т.е. региональных органов самоуправления), территориальных собраний заморских территорий, мэрами городов. На Украине для выдвижения кандидата должно быть созвано собрание избирателей не менее 500 человек; оно создает инициативную группу, которая и подает заявку о выдвижении кандидата, но для того, чтобы кандидат был зарегистрирован, необходимо собрать в его поддержку не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем не менее 1500 в каждом из 2/3 избирательных округов. Кандидатура президента может быть также выдвинута политическими партиями, избирательными объединениями, блоками. В Венгрии кандидат выдвигается не менее чем 50 депутатами парламента, в Египте - 2/3 общей численности парламента (если кандидат не соберет 2/3, то большинством).
Регистрация кандидата
во многих странах обусловлена внесением
повышенного избирательного залога
(например, 10-кратного по сравнению с кандидатом
в нижнюю палату парламента Франции). Существуют
различные способы избрания президента:
1. Голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. В Турции накануне принятия конституции 1982 г., снизившей требования, было проведено более
100 туров, в
Италии в 1992 г. - 16. Теперь для
выборов президента в Турции
в первом туре требуется 2/3
голосов, во втором и третьем
достаточно абсолютного большинства,
на четвертый тур выносятся две кандидатуры,
набравшие относительное большинство.
Президентом становится получивший относительное
большинство голосов. В Словакии для избрания
президента, как и для смещения его парламентом,
необходимы 2/3 голосов. Президент, избранный
парламентом, обычно, хотя и не всегда,
«слабый» президент: он получает свои
полномочия не непосредственно от избирателей,
а от представительного органа и не может
противопоставлять себя ему.
2. Голосование
выборщиков. Избиратели голосуют
за выборщиков, а последние, не
собираясь вместе, избирают президента
из числа кандидатов, выдвинутых
партиями (Аргентина, США, до 90-х
годов Финляндия). При этом способе
результаты выборов (имя
3. Избрание президента
специальной избирательной
4. Избрание непосредственно
избирателями (Мексика, Украина,
Франция и др.).
Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). В Германии, США одно и то же лицо может быть избрано в президенты только на два срока. В Аргентине можно избирать дважды, но первый раз - на шесть лет, второй - только на четыре года. В Мексике установлен только один срок - шесть лет. Конституция
Мексики запрещает под каким-либо видом избирать одно и то же лицо на должность президента на второй срок: нельзя избирать и временного президента. Невозможно переизбрание президента также в Боливии, Никарагуа
(с 1995 г.), Эквадоре.
Перечисленные ограничения
В подавляющем
большинстве случаев
Филиппины). В
настоящее время женщины
Исландии, Шри-Ланке.
Нередко президентами
провозглашает своих
2000 г. В прошлом
в некоторых странах
Полномочия, обязанности и ответственность президента. Согласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента). Однако президент, добровольно уходящий в отставку, как правило, добивается принятия закона или соглашения о его неответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как представителю государства.
Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию (обычно не одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, свой штандарт - флаг, являющийся символом президентской власти. Во многих странах существует особое обращение к президенту - «Ваше превосходительство». Денежное содержание президенту устанавливается законом парламента и обычно является наиболее высоким среди должностных лиц.
Полномочия президента
часто сформулированы однотипно
в президентской, полупрезидентской,
парламентарной республике, но на самом
деле в их осуществлении существует огромная
разница, связанная с особенностями формы
правления. Президент обладает следующими
полномочиями:
1. Полномочия
по представительству
2. Полномочия
в отношении парламента и