Конституционно-правая основа адвокатуры и её роль в правозащитной системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить конституционно-правую основу адвокатуры и определить её роль в правозащитной системе России.

В соответствии с целью данного исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1. дать определение понятию и функциям адвокатуры в РФ;

2. проследить историю развития адвокатуры в правозащитной системе;

3. определить формы и принципы адвокатской деятельности;

4. дать представление о статусе и полномочиях адвоката.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………3

ГЛАВА 1. АДВОКАТУРА РФ…………….….……………………….……………5

1.1. Понятие и функции адвокатуры

1.2. История развития адвокатуры в России

1.2.1. Адвокатура второй половины XIX — начала XX веков…….….9

1.2.2. Адвокатура советского времени………………………………..12

1.2.3. Адвокатура России после 1991 г. ………………………………16

ГЛАВА 2. АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ………………………..…....…..18

2.1. Формы адвокатской деятельности

2.2. Принципы деятельности адвокатуры ……………..…………………..24

2.3. Адвокат и его функции ………………………………….……………26

2.3.1. Статус адвоката (приобретение, прекращение и приостановление статуса)

2.3.2. Полномочия адвоката……………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…..………………………………………….......35

Работа содержит 1 файл

КПРФ_курсовая2.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

1.2. История развития  адвокатуры в России 

       1.2.1. Адвокатура второй половины XIX — начала XX веков

     Рассматривая  русскую адвокатуру в историческом аспекте, необходимо отметить, что в различные периоды истории существовали разные официальные названия тех, кто выполнял функции адвокатов. Это «пособники» в Древней Руси, «судебные стряпчие» и «присяжные поверенные» до 1917 г., «правозаступники» в годы Гражданской войны», «ЧКЗ» (члены коллегии защитников) до 1939 г.

     В Законе Российской Империи от 14 мая 1832 г. впервые была упорядочена деятельность представителей. Они должны были регистрироваться в коммерческом суде в качестве судебных стряпчих. По закону судебные стряпчие находились в значительной зависимости от судей. До судебной реформы 1864 года представители не имели специального образования, равно как и собственной организации и названия. Они не были адвокатами-профессионалами.

     К середине XIX века в России назрела историческая необходимость формирования профессионального адвокатского сообщества для реализации принципа состязательности судебного процесса. Судебная реформа 1864 г. заложила основы самоуправляемой организации адвокатов, получивших широкие полномочия в качестве присяжных поверенных.

     Цель  деятельности присяжных поверенных была определена, как избрание и поручение лиц, участвующих в судебном разбирательстве, и в некоторых случаях назначение советов присяжных поверенных и председателей суда. Организации присяжных поверенных размещались при судебных палатах. С одной стороны, они пользовались самоуправлением, с другой стороны, имел место и контроль судов. Органами самоуправления были совет и общее собрание. На годовом общем собрании, назначавшимся председателем совета, простым большинством голосов избирались члены совета, председатель и товарищ председателя совета, рассматривался отчет совета за год. Функциями совета были: принятия решений о приеме новых членов; об исключении из числа присяжных поверенных;  рассмотрения жалоб на действия поверенных; назначение по очереди поверенных для представительства на бесплатной основе;  назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, обратившихся с такой просьбой; определение вознаграждения поверенного при отсутствии соглашения с клиентом; ведение дисциплинарной практики и др.

     Для приобретения статуса присяжного поверенного  предусматривались следующие условия: достижение двадцати пяти лет, наличие  высшего юридического образования, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Статус присяжного поверенного предполагал: право вести гражданские дела во всех судах; право удостоверять свое полномочие в общих судах словесным объяснением доверителя и поверенного; право получения вознаграждения за свою деятельность по таксе при отсутствии письменного соглашения с клиентом; право передачи бумаг по гражданским делам другому поверенному без посредничества со стороны суда; право защищать обвиняемых в государственных преступлениях в Верховном уголовном суде. Интересно, что вознаграждение поверенного напрямую зависело от качества защиты. Так, в случае «проигрыша» присяжным поверенным дела поверенный истца получал четвертую часть гонорара, а поверенный ответчика – третью часть.

     Присяжный поверенный был обязан: исполнять  данное ему поручение совета в  случае отсутствия уважительных причин для отказа; не участвовать в суде против своих близких родственников; не быть одновременно поверенным обеих спорящих сторон, не менять доверителей по одному и тому же делу; не оглашать тайну доверителя.

     В 1874 г. в России был законодательно закреплен институт частных поверенных, деятельность которых кардинально  отличалась от деятельности западных адвокатов. В отличие от присяжных поверенных, частные могли выступать только в судах, выдавших им специальные разрешения. Кроме того, для них образование и стаж не являлись необходимыми условиями. Это была неорганизованная, формально незарегистрированная группа.

     С 1890 г. стала развиваться коллективная форма работы адвокатов в виде юридических консультаций.

     В целом, организация института русской  адвокатуры в результате судебной реформы  строилась на принципах: совмещения правозаступничества с судебным представительством; относительной свободы профессии; относительной независимости от органов власти; корпоративности и сословности организации, сочетавшейся с элементами подчиненности судам; определения гонорара по соглашению с клиентом. [1]

     Несмотря  на рост числа адвокатов в России, их не хватало, и значительное количество лиц, имевших право на защиту, оставалось без профессиональной помощи. Так, к 1910 г. в России один адвокат приходился на 17900 человек, а в Англии – на 684 человека. [2] 
 
 
 

1. Власов  А.А., Исаенкова О.В. Адвокатура  в России. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, стр. 37

2. Буробин  В.Н. Адвокатская деятельность. –  М.: ЭКМОС, 2003, стр. 44 

1.2.2. Адвокатура советского  времени

       В связи с тем, что в октябре 1917 г. политическая власть в России была захвачена партией большевиков, были фактически уничтожены институциональные основы существовавшей на тот период времени адвокатуры. Адвокатура была уничтожена, несмотря на то, что многие выдающиеся революционеры досконально знали все тонкости этой профессии, так как практиковали в качестве адвокатов при старом режиме. Это П. Красиков, Н. Крестинский, П. Стучка, Д. Курский и сам Ленин. Интересно, что после получения диплома юриста Ленин полтора года проработал помощником присяжного поверенного Хардина в Самаре.

       Декрет  о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. упразднил все судебные учреждения, а также присяжную и частную адвокатуру, создал советские суды, в которых в качестве защитников могли выступать любые обладающие гражданскими правами лица. Специальной организации для них создано не было. Адвокатская деятельность перестала быть профессией, и по уровню организационного статуса это отбросило ее к дореформенным (1864 г.) временам.

       19 декабря 1917 г. было издано предписание  о создании коллегий защитников  и обвинителей для работы в  революционных трибуналах, что явилось первой попыткой создания новой, советской адвокатуры.

       7 марта 1918 г. был издан Декрет  о суде № 2, предписывавший  создание при местных Советах  единой организованной коллегии  защитников.

       В августе-октябре 1918 г. были изданы положения  о структуре и правилах деятельности коллегий в регионах. 30 ноября 1918 г. было принято Положение «О народном суде», отменившее существовавшие законы о судах и адвокатуре. Фактически, члены новых коллегий стали государственными служащими на окладе. Закон запрещал клиенту обращаться к адвокату за помощью лично. Адвоката назначали по просьбе клиента суд или руководство коллегии. Кроме того, представлять доверителя разрешалось только если руководство коллегии признавало защиту по иску необходимой. Были установлены пределы численности членов коллегий.

       Количество  адвокатов стремительно сокращалось. Эффективность защиты обвиняемых по уголовным делам неуклонно снижалась. Приговоры часто приводились  в исполнение вообще без суда и, тем  более, участия адвоката. В конце  концов, полная процессуальная форма с участием сторон стала соблюдаться лишь в исключительных случаях.

       11 мая 1920 г. было издано постановление,  согласно которому все лица  с высшим юридическим образованием  должны были в трехдневный  срок зарегистрироваться в подотделах  учета и распределения рабочей силы по месту жительства. Деятельность адвокатов перешла в форму трудовой повинности. Летом 1920 г. коллегии защитников были распущены. Произошло полное уничтожение даже этого подобия адвокатской корпорации.

       В марте 1921 г. в связи с провозглашением новой экономической политики потребность в качественной юридической помощи резко возросла. В результате распространилась подпольная адвокатская практика. Летом 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников, которое возродило институт защитника в суде.

       Создавались коллегии при губернских судах. Как  и до революции, у них имелись  органы самоуправления (президиум и  общее собрание). Надзор за деятельностью  коллегий осуществлялся судами, исполкомами, прокуратурой.

       С 1931 г. право стало пониматься как средство «охраны и защиты созданных общественно-политических тоталитарных институтов. Новый статус приобрел адвокат: в суде ему отводилась роль статиста. Он был обязан во всем соглашаться с обвинителем, публично признавать вину клиента, мог только приводить доводы, смягчающие эту вину.

       В августе 1939 г. было принято Положение  об адвокатуре в СССР, явившееся  моделью для всех последующих  законов об адвокатуре. Адвокатам  было запрещено совмещать адвокатскую  практику с работой в госучреждениях. Надзор за деятельностью адвокатуры теперь осуществлялся Народным комиссариатом юстиции СССР, республиканскими Наркоматами юстиции и региональными управлениями Наркомюста. В 1950-х годах позиция законодателя по отношению к дискриминирующим адвокатуру законам стала меняться. Стал проявляться более либеральный подход государства, что явилось следствием общего изменения политической ситуации в стране. [1]

       В 1960-х годах Положение об адвокатуре СССР было заменено законами республик. В частности, в РСФСР такой  закон был принят 25 июля 1969 г.. Согласно принятой в 1977 г. Конституции СССР, адвокатура наконец приобрела статус публичного института. 30 ноября 1979 г. был принят Закон об адвокатуре в СССР, в 1980 г. – Положение об адвокатуре в РСФСР, действовавшее вплоть до 2002 г.

       Адвокатура  стала пониматься как добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской  деятельностью. Задачи адвокатуры были определены следующим образом: участие в осуществлении правосудия, выполнение поручений граждан и организаций на ведение судебных и административных дел, оказание бесплатной юридической помощи, консультационная работа. Для приобретения статуса адвоката требовалось высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. Коллегия адвокатов, образованная по административно-территориальному принципу, по Положению 1980 г. являлась единственной формой их профессиональных объединений. Органами самоуправления коллегий были общее собрание или конференция (высший орган), президиум (исполнительный) и ревизионная комиссия (контрольно-ревизионный). Все вопросы на общем собрании решались большинством голосов. В компетенцию этого органа входило:)избрание президиума и ревизионной комиссии; досрочный отзыв членов президиума и ревизионной комиссии; установление  

1. Клевцов А.В. Статья: Советская адвокатура в первые послевоенные годы (1945 - 1950-е годы. («Адвокатская практика», 2009, N 4)

численного  состава, штата, бюджета коллегии; заслушивание и утверждение отчета о деятельности президиума и ревизионной комиссии; утверждение правил внутреннего трудового распорядка коллегии; рассмотрение жалоб на постановления президиума; рассмотрение других вопросов о деятельности коллегии.

       Полномочия  президиума коллегии определялись следующим образом: созыв общих собраний (конференций); организация и руководство над деятельностью юридических консультаций; принятие в члены коллегии и в состав стажеров, а также отчисление и исключение из них; организация стажировок, распределение адвокатов по юридическим консультациям; утверждение штата и сметы юридических консультаций; проведение мероприятий по повышению квалификации членов коллегии; контроль над качеством работы адвокатов; контроль над соблюдением правил внутреннего трудового распорядка коллегии; контроль над соблюдением установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, а также за порядком оплаты юридической помощи; принятие решений об оказании бесплатной юридической помощи; распоряжение средствами коллегии; представительство коллегии в государственных и общественных организациях; ведение статистической и финансовой отчетности.

     Ревизионная комиссия проводила ревизии финансово-хозяйственной  деятельности президиума коллегии адвокатов  и юридических консультаций.

     Существовала  также квалификационная комиссия.

     В городах и других населенных пунктах  создавались юридические консультации. Юридическая консультация была структурным  подразделением коллегии адвокатов  и не являлась юридическим лицом.

     Адвокатура  получила определенную автономию и  перестала быть придатком государственного аппарата. Концептуально организационный статус коллегий, характер их взаимоотношений с государством, порядок оказания юридической помощи не изменялся до 2002 г.

1.2.3. Адвокатура России  после 1991 г.

       К началу 1990-х годов законодательство об адвокатуре безнадежно устарело. С 1992 по 2002 гг. шла работа по разработке нового законодательства.

     Основа  российского законодательства об адвокатуре была заложена в таких документах как:

Информация о работе Конституционно-правая основа адвокатуры и её роль в правозащитной системе России