Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 17:36, статья
Социально-экономические разделы, органически входящие в большинство современных конституций, появились в них сравнительно недавно. В конституциях раннего периода Нового времени подобные проблемы не затрагиваются вовсе или упоминаются мимоходом, не выходя за рамки декларации неприкосновенности собственности1. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития общества конституция рассматривалась как документ, определяющий характер взаимоотношений государства и общества по поводу организации и функционирования власти.
В конституции ФРГ помимо общих положений об исключительных функциях федерации (прежде всего в денежно-финансовых, внешнеэкономических и таможенных делах) содержится также специальная статья, регулирующая финансовые отношения между федеральным и земельными правительствами и их взаимные обязанности. Ключевым является положение о том, что "Федерация и земли самостоятельны и независимы друг от друга в отношении своего бюджетного хозяйства". Особо выделяется ответственность федерального правительства перед землями: "Если земли действуют по поручению Федерации, то на последнюю возлагаются расходы по этой деятельности". Наконец, в конституции ФРГ перед законодателем ставится задача создания условий для выравнивания финансовых возможностей земель.
Предусмотренные современными конституциями социальные гарантии граждан, как правило, задают общие рамки социальной защищенности населения. Важнейшим здесь является право на труд, которое закреплено в конституциях целого ряда стран, прежде всего тех, где сильны левые партии (Италия, Испания). Однако не определен юридический механизм его реализации в традиционном коммунистическом понимании - право на "получение гарантированной работы с оплатой труда по ее количеству и качеству"23. Чаще всего конституционное право на труд трактуется как право на выбор профессии или занятия, право на безопасные и здоровые условия труда, равное отношение ко всем гражданам при приеме на работу, право на забастовку, а также как необходимость проведения специальной государственной политики занятости. Причем в ряде случаев право на труд, как и в СССР, дополняется обязанностью трудиться, хотя с иной мотивацией: все граждане "имеют право на труд и обязаны трудиться с целью удовлетворения посредством труда своих потребностей и потребностей своей семьи" (конституция Испании 1988 г.).
Среди других социальных прав, так или иначе находящих отражение в современных конституциях развитых стран, можно назвать: право на участие в управлении предприятием (Франция, Италия, Япония); право на социальное обеспечение; право на образование, включая принципы организации образования (Германия, Бельгия, Япония); право на охрану здоровья (Италия); право на жилище (Испания); право на здоровую окружающую среду.
В некоторых конституциях содержится специальная характеристика экономической роли государства. Хотя выделение этих вопросов в отдельный раздел не является типичным и в большей степени присуще конституциям, принимавшимся вскоре после второй мировой войны на волне расцвета кейнсианства и интереса к "социальному рыночному государству". Эти проблемы наиболее подробно освещены в конституциях Италии, Германии, Франции. В конституционных актах описывается механизм формирования специализированных государственных органов, призванных исполнять обязательства власти перед обществом в экономической и социальной сферах и противостоять циклическим кризисам. Например, конституция Франции 1958 г. содержит раздел "Экономический и социальный совет", а также предусматривает право Национальной Ассамблеи принимать программные законы, определяющие цели экономической и социальной политики. Конституция Италии также содержит положения о Национальном совете экономики и труда, Германии - об участии государства в реализации общественных интересов, Испании - о принципах социальной и экономической политики.
Впрочем, в конце XX в. в ряд конституций были введены положения, сдерживающие государственное вмешательство в социально-экономическую сферу, уточняющие регулятивные функции государства. А в посткоммунистических странах, имевших опыт чрезмерного госрегулирования, во вновь принимавшиеся конституции вносились специальные нормы, ограничивающие роль государства в экономике. Например, конституция Сербии содержит положения: "Каждый может основать фонд" или "свободны обмен товаров и услуг и движение капитала и рабочей силы". А конституция Хорватии гарантирует иностранному вкладчику "свободный вывоз прибыли и вложенного капитала".
Экономические процессы не отделимы от проблем организации институтов государственной власти, принципов их формирования, взаимоотношений между органами власти, относящихся на первый взгляд к области чистой политики. Однако вряд ли может вызывать сомнение, что пути разрешения этих проблем определяют устойчивость функционирования экономической системы, включая наличие (или отсутствие) механизмов защиты от популизма или некомпетентности.
Разумеется, все перечисленные принципы фиксируются в конституциях лишь в самом общем виде. Как правило, более подробно они регулируются специальными законодательными актами, конкретизирующими отдельные статьи конституций. (Исключение составляет Великобритания, конституцией которой является совокупность базовых актов парламента.)
В
целом, оценивая историю становления
конституционного права, можно утверждать,
что она характеризуется ростом
внимания к регулированию экономических
и социальных процессов. Если в XVIII-XIX вв.
на переднем плане находилась политическая
борьба - борьба за гражданские права,
то в XX в. в центре внимания оказались социальные
и экономические вопросы.
Информация о работе Конституционное регулирование социально-экономических отношений