Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:52, курсовая работа
Образование — особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации.
Введение………………………………………………………………………..…...3
1Конституционное право на образование в Российской Федерации…………..6
1.1 Право на образование как конституционное право гражданина РФ………..6
1.2 Система Российского законодательства регулирующего право на образование…………………………………………………………………………..…..11
2. Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права граждан на образование ……………………...14
3.Принципы и гарантии осуществления права на высшее образование….…...20
Заключение…………………………………………………………………….…..24
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………….32
2. В России реально действуют плюрализм и автономность высших учебных заведений, ограниченные рамками Конституции РФ и федерального законодательства.
В Конституции РФ не упоминается принцип гуманистического характера образования. Однако гуманистическая направленность образования вытекает из ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. В соответствии с этим, одним из принципов государственной политики, в сфере высшего образования, является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека и свободного развития личности.
Особое внимание уделено такому принципу, как единое образовательное пространство, которое означает признание уровней и периодов обучения, а также дипломов о высшем образовании независимо от образовательного учреждения, в котором проходило обучение. Главным инструментом, обеспечивающим единство национального образовательного пространства и унификацию содержания образования в одной образовательной параллели на всей территории страны, является государственный образовательный стандарт. Данный принцип нацелен и на решение такой важной государственной задачи, как консолидация образовательными средствами местных, территориальных, региональных и общенациональных сообществ в интересах динамичного развития государства в целом и отдельных его территорий, поскольку создает устойчивую основу формирования кадрового потенциала на всей территории страны.
Институт
гарантий права на высшее профессиональное
образование включает в себя систему
образовательных учреждений, образовательных
программ, материально-техническое
обеспечение образовательного процесса,
наличие
Вместе с тем исследование механизма правовых гарантий обнаруживает определенную непоследовательность законодателя в вопросе практики их предоставления. Например, несогласованность правовых норм федеральных законов с другими нормативными актами приводит к возникновению правовых коллизий и дискриминации статуса студента негосударственного образовательного учреждения, а достаточно условное регулирование правоотношений в программе целевой подготовки специалиста порождает ситуацию нарушенного права для определенной части абитуриентов. Данные вопросы требуют разрешения, как со стороны законодательного урегулирования, так и в правоприменительной практике органов управления образованием. В этой связи представляется необходимым неукоснительное соблюдение норм ст. 20 Закона РФ «Об образовании», где закладывается равенство прав и обязанностей студентов вузов, имеющих государственную аккредитацию, независимо от организационно-правовой формы образовательного учреждения.
Принципы
организации образования
Право
на образование – это
Право на высшее образование и раньше гарантировалось гражданам Конституцией СССР и в те времена осуществлялось на конкурсной основе, с целым рядом ограничений для одних категорий лиц и преимуществ для других. Однако существовало и принципиальное отличие в механизме его реализации: все бремя организационных и финансовых расходов несло государство. Провозгласив переход к рыночной экономике, государство изменило социальную политику, в том числе в области образования.
Сегодня российское образование находится в стадии модернизации. Это и введение эксперимента по сдаче Единого Государственного экзамена, и экспериментальное обучение по 12-летней программе общего среднего образования, и получение дипломов о высшем образовании различной квалификации, и информатизация всех ступеней образования, главным образом общего и высшего.
Обретая законодательное выражение, права человека получают дополнительную «энергию», а государство, законодательно закрепляя их, обязывает себя гарантировать и обеспечивать права и свободы». В области реализации социальных прав, к каковым относится право на образование, государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы вести «всестороннюю созидательную работу», которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Право на образование, как и другие социально-экономические права, призвано обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, а обществу – достойного индивида, способного решать проблемы общества и государства.
Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Реализация конституционных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., содержание социальной политики составляет, в частности, государственное регулирование в сфере образования, обеспечивающее удовлетворение минимальных жизненных потребностей граждан, содействующих росту их интеллектуального и творческого потенциала. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ (материальных и духовных), получению которых должно содействовать общество и государство.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Законодательство | Совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области. |
2 | Конституция | Основной закон Российского государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. |
3. | Конституционное право | Отрасль права; система внутренне согласованных правовых норм, закрепляющих и регулирующих группу общественных отношений. |
4. | Конституционное право | Система внутренне согласованных правовых норм, закрепляющих и регулирующих группу общественных отношений. |
5. | Конституционные принципы | Выраженные в конституциях конкретных государств общие основополагающие начала, определяющие содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования |
6. | Конституционные гарантии прав человека | Совокупность установленных конституцией процессуальных прав, служащих средством защиты основных материальных прав и свобод человека. |
7. | Образование | Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней. |
8. | Право на образование | Закрепленный
в конституции комплекс социальных
прав человека, включающий:
-
право на получение - право на выбор родителями формы обучения для своего ребенка; - право на учреждение частных учебных заведений и др. |
9. | Воспитание | Создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, социальные институты. |
10. | Обучение | процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду |
1. | Конституция
Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005)
(принята всенародным |
2. | Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (в посл. редакции от 13.02.2009 № 19-ФЗ).// Ведомости Советов народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - № 30. - Ст. 1797. |
3. | Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. N 1340-р. |
4. | Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: 2007. |
5. | Баглай
М. В., Конституционное право |
6. | Богданова Н.А. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2008. |
7. | Гаврищук В.В. Права граждан России в области образования: государственные гарантии. // Право и образование. – 2007. - № 3. |
8. | Ильичев И.Е. О правовых основах сферы образования в Российской Федерации. – Право и образование. – 2007. - № 2. |
9. | Конституционное право. /Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Норма, 2008. |
10. | Конституционные права и свободы человека и гражданина в российской Федерации / Под ред. О.И. Туинова. – М.: Норма, 2008 |
11. | Мирошникова В.А. Комментарий к конституции РФ. - М.: Тандем, 2005. |
12. | Озеров В.А. Правовые основы образования в Российской Федерации. – Право и образование. – 2007. - № 3 |
13. | Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. - М.: Норма, 2006. |
14. | Суди РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок. - М.: Норма, 2004 . – 267с. |
Информация о работе Конституционное право граждан на образование