Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:52, курсовая работа
Образование — особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации.
Введение………………………………………………………………………..…...3
1Конституционное право на образование в Российской Федерации…………..6
1.1 Право на образование как конституционное право гражданина РФ………..6
1.2 Система Российского законодательства регулирующего право на образование…………………………………………………………………………..…..11
2. Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права граждан на образование ……………………...14
3.Принципы и гарантии осуществления права на высшее образование….…...20
Заключение…………………………………………………………………….…..24
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………….32
Предложенный принцип
1)
обеспечить стабильность
2)
получить устойчивый
Анализ норм Конституции, касающихся прав граждан на образование, приводит профессионалов к целому ряду недоуменных вопросов. Почему в конституционное право граждан не включено право на получение общедоступного и бесплатного среднего (полного) и начального профессионального образования? Ведь указанные уровни (ступень) образования в России и бывшем СССР стали традиционно общедоступными и бесплатными. Таким образом, Конституция как бы сузила ранее действующее право граждан на образование. В то же время, Конституцией провозглашается общедоступным среднее профессиональное образование, которое никогда не было общедоступным, не является общедоступным сейчас и не рассматривается на ближайшие годы целесообразность постановки такого вопроса, не говоря уже о невозможности реализации этой нормы чисто практически по целому ряду весомых аргументов, в том числе и социального порядка.
Возникла проблема, как быть в сложившейся законодательной ситуации с полной средней школой, профессионально-техническим училищем и аспирантурой, с детским садом и техникумом. В настоящее время сложилось критическое положение с реализацией права граждан на образование. Об этом свидетельствуют:
Необходимо учитывать, что образование затрагивает интересы каждого второго жителя России, ибо сегодня в системе образования работает более 6 миллионов человек, а обучается - свыше 30 миллионов! (для сравнения: число граждан, занятых в промышленности - около 20 миллионов, в сельском хозяйстве - 10,3 миллиона, в строительстве - 7,1 миллиона человек).
Таким образом, можно зафиксировать, что разработка и принятие законов в области образования является жесткой необходимостью обеспечения законодательной защиты прав граждан на образование.
Комитет
в своей законотворческой деятельности
в области образования
1.
Позитивные сдвиги в
2.
Фактический уровень
3.
В современных социально-
4. Высшему и послевузовскому профессиональному образованию следует придать приоритетность в сравнении с другими уровнями образования. В пользу данного тезиса можно сказать следующее:
а)
система высшего
b) структурная перестройка экономики требует быстрейшей подготовки новых квалифицированных специалистов и управленческих кадров будущей России;
c) в условиях затяжного финансирования дефицита, когда невозможно нормально финансировать все отрасли образования, целесообразно финансировать в достаточной степени точки потенциального прорыва, в частности, высшее образование;
d) высшее образование, в определенной мере, является фактором, сдерживающим безработицу и, в этой связи, более выгодно финансировать высшее образование, чем выплачивать пособия по безработице, нести огромные расходы на содержание дополнительных штатов Министерства внутренних дел и мест заключения.
5.
Государство должно
6. Систему государственного образования следует не только сохранять, но и развивать. Вследствие этого приватизацию государственных образовательных учреждений, под каким либо предлогом она не преподносилась, в том числе и многоучредительство, необходимо запретить.
7. Следует, с одной стороны, расширить самостоятельность и права образовательного учреждения, а с другой - повысить его ответственность за качество образования. Необходимо в этой связи законодательно обеспечить защиту прав человека на получение качественного образования.
Важнейшим социальным институтом общества и государства является образование, опыт которого накапливается с величайшим трудом на протяжении многих лет. Сфера образования - это очень сложный, тонкий, и во многом инерционный механизм, без которого, однако, не может обойтись ни одно цивилизованное, высокоразвитое и сильное государство.
Тревожная ситуация, складывающаяся в системе образования, заставила переместить в работе Комитета приоритетность работы на законодательную инициативу. За прошедшее время со дня формирования Комитета (1994г) был разработан целый ряд законопроектов по вопросам образования.
Кроме того, Комитетом проводится большая работа по анализу всех принимаемых федеральных законов, разработки и внесения поправок к ним с точки зрения защиты интересов системы образования, так как многие законы напрямую или косвенно касаются вопросов образования. Комитетом в порядке законодательной инициативы было направлено в Государственную Думу большое количество поправок в законопроекты, в первую очередь в законопроекты, регулирующие финансовые (федеральный бюджет) и налоговые вопросы, а также предложений о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и «О государственной поддержке начального профессионального образования».
В последние годы резко ухудшилась ситуация в системе начального профессионального образования.
Фактически система начального профессионального образования сегодня стала общей болью для нашего общества. В такой ситуации перед законодателями стоит задача посредством формирования законодательной базы принципиально изменить отношение государства к системе начального профессионального образования.
Представляется, что на эти вопросы во многом отвечает Федеральный закон «О государственной поддержке начального профессионального образования», который содержит правовые нормы, направленные на стабилизацию ситуации в начальном профессиональном образовании и обеспечение условий реализации права граждан на общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование.
Принятие этого федерального закона позволит стабилизировать ситуацию в учреждениях начального профессионального образования, создать условия для реализации принципа общедоступности и бесплатности начального профессионального образования, обеспечить поддержку детей-сирот и детей из социально незащищенных слоев населения в получении ими начального профессионального и среднего (полного) общего образования.
Нет никакого секрета, что многие нормы апробированного обществом и государством в течение нескольких лет Закона «Об образовании» не выполняются. Это объясняется правовым нигилизмом исполнительной власти. Вместе с тем законодатели должны проанализировать и свою работу. А этот анализ дает неутешительные выводы. До настоящего времени в образовательном законодательстве имеются нормы, которые или декларативны, или не имеют механизма реализации, или отдают все на откуп Правительству Российской Федерации. В этих условиях все острее встает вопрос о кодификации нормативно-правовых актов. Представляется, что разработка Образовательного кодекса Российской Федерации позволит не только систематизировать законодательство в области образования, уточнить многие правовые нормы, но и концептуально изменить формирование этой отрасли законодательства.
Говоря
о законодательном
К сожалению, формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется достаточно медленно, бессистемно, зачастую решая только оперативные вопросы. Представляется, что и на уровне субъектов Российской Федерации целесообразно создать детальные, кодифицированные законодательные акты. Комитет готов оказывать консультативную помощь в создании образовательных кодексов субъектов Российской Федерации.
Право на образование предполагает заботу государства и общества о своем будущем. Основные положения этих прав базируются в ст. 26 «Всеобщей декларации прав человека». Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в «Законе об образовании» (1995г.), нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом.
В настоящее время многие вопросы образования и государственной
поддержки этой сферы требуют решения. Так в стадии разработки находится федеральный закон “Об обучении лиц с ограниченными возможностями получения образования”6.
Важнейшие принципы образования закреплены в Конституции РФ, которая, определяя основные права и свободы человека закладывает основу того, какими должны быть взаимоотношения в сфере образования. Наиболее пристального внимания заслуживают нормы ст. 43 Конституции РФ, отражающие сущность системы образования в Российской Федерации и основу субъективного и объективного права на высшее образование. Так, в качестве одной из основополагающих конституционных детерминант выступает общедоступность высшего профессионального образования, закрепленная в п. 3 ст. 43 Конституции РФ.
Одним из важнейших, является принцип доступности высшего образования, поскольку напрямую связан с целым комплексом прав и свобод человека.
Следующий принцип образования - светский характер высшего образования. Во-первых, действующее законодательство, указывает на светский характер образования только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не упоминая о негосударственных вузах, и, во-вторых, не исключает возможность деятельности вузов, «специализирующихся» на религиозном обучении.
Исходя из этого, вытекают следующие выводы:
1. Негосударственные образовательные учреждения вправе самостоятельно решать, насколько светским или религиозным будет получаемое в них образование. Такая ситуация не может оцениваться однозначно. С одной стороны, это ставит в неравные условия лиц, обучающихся в вузах, имеющих различный правовой статус. С другой - обеспечивает вариативность высшего образования;
Информация о работе Конституционное право граждан на образование