Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:52, курсовая работа
Образование — особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации.
Введение………………………………………………………………………..…...3
1Конституционное право на образование в Российской Федерации…………..6
1.1 Право на образование как конституционное право гражданина РФ………..6
1.2 Система Российского законодательства регулирующего право на образование…………………………………………………………………………..…..11
2. Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права граждан на образование ……………………...14
3.Принципы и гарантии осуществления права на высшее образование….…...20
Заключение…………………………………………………………………….…..24
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………….32
Введение……………………………………………
1Конституционное
право на образование в
1.1 Право на образование как конституционное право гражданина РФ………..6
1.2
Система Российского законодательства
регулирующего право на образование…………………………………………………
2. Законодательное регулирование образования как важный элемент реализации конституционного права граждан на образование ……………………...14
3.Принципы и гарантии осуществления права на высшее образование….…...20
Заключение………………………………………
Глоссарий…………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….32
Данное исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема
"Конституционное право
Вопросам исследования посвящено множество работ. Материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а более узкие вопросы рассмотрены в многочисленных монографиях по данной тематике, проблемы "Конституционное право граждан на образование". Однако при исследовании проблематики обозначенной темы, требуется учет современных условий.
Образование — особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации.
Образование современного человека занимает одну из высших ниш в системе ценностей. Система образования в России — это сложный меняющийся механизм. Постоянные изменения в данной сфере затрагивают практически всех граждан Российской Федерации
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Конституционное право граждан на образование" определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к проблеме "Конституционное право граждан на образование" необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных проблем данного исследования.
Подведение образования к мировым уровням, требует значительных материальных и организационных мер со стороны государства и его органов, а также помощи со стороны общества. Главные направления преобразования, связаны с повышением инвестиционной привлекательности сферы образования и обеспечением доступности качественного образования, а также переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг. Все это подтверждает необходимость процесса модернизации образования, который, тем не менее, должен производиться крайне продуманно.
Изменения в образовательном законодательстве, находящиеся на рассмотрении Федерального Собрания РФ, ни в коей мере не должны: занижать гарантии конституционного права на получение образования в России. Таким образом, нельзя не сказать, что многие нормативные акты, регулирующие отношения в сфере образования уже не отвечают требованиям современного периода. Необходимость пересмотра и разграничения компетенции в сфере образования обосновывают современные реалии разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Кроме того, потребности рыночной экономики заставляют пересмотреть популярность и востребованность выпускников вузов, содержание нового поколения государственных образовательных стандартов высшего образования и оценке вузов.
Под образованием, согласно Закону РФ "Об образовании", подразумевается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Социологи нередко определяют образование как формальный процесс, на основе которого общество передает навыки, знания, ценности от одного человека или группы людей другим. Достижение гражданином определенного уровня обучения, что удостоверяется соответствующим документом, понимается как получение им образования.
Настоящая работа актуальна тем, что обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Конституционное право граждан на образование" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Анализ условий "Конституционное право граждан на образование" является объектом данного исследования.
При
этом предметом исследования является
рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных
в качестве задач данного исследования.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
1.Анализ теоретических основ и природы «Конституционное право граждан на образование»;
2.Исследование
актуальности проблемы "Конституционное
право граждан на образование" в современных
условиях; 3. Анализ конституционного права
на образование в системе основных прав
и свобод человека и гражданина; 4.
Источниками информации для написания работы по теме "Конституционное право граждан на образование" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Конституционное право граждан на образование", справочная литература и прочие актуальные источники информации.
1.1 Право на образование как конституционное право гражданина РФ
Право на образование занимает свое особое место в системе прав человека. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что указано в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948), ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000).
Право на образование единственное социальное право, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных сводов, в отношении которого выстраивается целая система мер правозащиты. Такой факт подтверждает исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в целом, о таких важнейших аспектах данного права, как:
а) всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),
б)
обязанности государства в
в)
обязанности государства
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием "каждый" подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании». К таким принципам относятся:
– гуманистический характер
– приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание
– единство федерального
– защита и развитие системой
образования национальных
– общедоступность образования;
– адаптивность системы
– светский характер
– свобода и плюрализм в образовании;
– демократический,
– автономность
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, каждый вправе подучить бесплатно на конкурсной основе. Обязательно общее основное образование. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия, поддерживает различные формы образования и самообразования, и устанавливает государственные стандарты образования.
Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры [1]. Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.
Вопрос о платности или бесплатности получения образования и предоставление государством социальных гарантий его получения заключается в социальном аспекте права на образование.
В том, что образование является обязательной предпосылкой духовного развития каждого человека, его благополучия и культуры, выражается в культурном аспекте права на образование.
Экономический аспект права на образование заключается, в том, что его осуществление является существенным фактором научно-технического и экономического роста государства, который может быть обеспечен только высокообразованными гражданами. Отнесение конституционного права на образование к группе социально-экономических прав и свобод обосновывается тем обстоятельством, что получение должного образования, как правило, предшествует реализации другого важного социально-экономического права - права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности и занятий.
Основным, естественным и конституционным правом человека является право на образование. Российская Федерация, исходя из большой значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992г. «Об образовании»1 провозгласило область образования приоритетной. О внимании к сфере образования говорит и то, что в России первым Указом Президента РСФСР стал Указ «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации»2 от 11 июля 1991г. В этом законе предусмотрены организационные и правовые меры, направленные на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов и аспирантов.
Информация о работе Конституционное право граждан на образование