Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 18:01, курсовая работа
Целью работы является определение понятия и признаков юридического лица согласно российскому законодательству.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается понятие и признаки юридического лица;
2. рассматривается гражданская правосубъектность (правоспособность) юридического лица (момент возникновения и прекращения, наименование и местонахождение);
3. описывается классификация (виды) юридических лиц и их общая характеристика.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 История возникновения и развития института
юридического лица ……………………………………………………………………….5
1.1 Общие положения о «юридическом лице» и развитие взглядов…………………..5
1.2 Системно-структурный анализ института
юридического лица………………………………………………………………………10
2 Юридические лица в современном гражданском праве…………………………….22
2.1 Понятие и признаки юридического лица по ГК РФ……………………………….22
2.2 Классификация юридических лиц………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………………….29
Библиографический список литературы……………………………………………….
Содержание понятия «правовое положение» (элементный состав и структура субинститута правового положения) имеет весьма важное практическое значение, так как ГК РФ в отношении целого ряда организационно-правовых форм юридических лиц содержит отсылочные нормы, устанавливающие, что особенности правового положения таких организаций определяются в соответствии с ГК специальными законами. В то же время в ходе законотворческой деятельности возникает вопрос: что же понимать под правовым положением и соответственно какие нормы должен включать в себя соответствующий специальный закон?
Как уже отмечалось, согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, но правовое положение конкретного юридического лица определяется в первую очередь его организационно-правовой формой. В свою очередь, ГК РФ, определяя особенности различных организационно-правовых форм юридических лиц, как правило, структурирует их примерно следующим образом:
В
связи с указанным
Таким образом, морфологический анализ позволяет выделить в составе правового института юридического лица следующие субинституты:
Правосубъектность каждого конкретного лица определяется прежде всего нормами ГК РФ, затем (если это предусмотрено ГК РФ) нормами специального федерального закона, а затем, в случаях, предусмотренных ГК РФ положениями учредительных документов. Учредители (участники) юридического лица в ходе его развития, совершая те или иные юридически значимые действия, способны изменять гражданско-правовой статус этого субъекта, изменяя, таким образом, и его правосубъектность (а также свое правовое положение, как составную часть такой правосубъектности). При этом ключевым элементом таких изменений является гражданско-правовой статус юридического лица, определяющий возможности (границы) таких изменений. Изменение статуса является с позиций системологии «точками бифуркации», в которых медленное накопление изменений приводит к качественному изменению системы.
В свою очередь, гражданско-правовой статус является и наиболее значимым элементом правосубъектности для контрагентов организации, которые, достаточно легко установив (например, на основании представленных документов) статус организации, получают наиболее важную информацию о ее правосубъектности, что позволяет достаточно легко ориентироваться в огромном количестве юридических лиц, так как именно статус определяет возможные пределы правоспособности юридического лица.
Как уже отмечалось, институт юридического лица как система норм права имеет сложную сетевую структуру, в которой можно условно выделить «вертикальные» субинституты — организационно-правовые формы и «горизонтальные» — субинституты правового режима имущества, гражданско-правовой ответственности, наименования, правоспособности, управления, учредительных документов. Таким образом, принцип системного единства требует взаимосогласованности и взаимообусловленности норм как «по вертикали», так и «по горизонтали». Иными словами, нормы «горизонтального» субинститута должны учитывать особенности «области пересечения» с «вертикальным» субинститутом (организационно-правовой формы), но в то же время должны выдерживаться и собственные общие для данного субинститута принципы. Так, например, наделение организации статусом юридического лица означает ее «включение» в систему юридических лиц, что автоматически влечет необходимость четкого определения ее организационно-правовой формы, что, в свою очередь, автоматически распространяет на такую организацию действие всех «горизонтальных» субинститутов, определяющих особенности правосубъектности юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы. Такая, казалось бы, банальная причинно-следственная связь, к сожалению, не прослеживается в ряде случаев, особенно в «заповеднике» так называемых «публично-правовых» юридических лиц. Так, например, до сих пор не определен гражданско-правовой статус большей части организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск, воинских формирований и органов. Непонятным остается гражданско-правовой статус федеральных органов исполнительной власти, не имеющих учредительных документов, четкого указания на организационно-правовую форму, а следовательно — точно определенной правосубъектности, что, в свою очередь, не дает возможности юридически грамотно оформить последствия «административной реформы» с точки зрения гражданских правоотношений. Да и в самом ГК РФ законодатель, вводя, например, в пункте 1 статьи 298 норму, прямо противоречащую пункту 1 статьи 296, а в пункте 2 статьи 298 фактически новый (совершенно неопределенный) правовой режим имущества учреждения, породил не только не затихающие научные дискуссии, но и значительное число проблем на практике. Изложенное, как представляется, подчеркивает важность системного подхода к формированию правовых институтов вообще и необходимость совершенствования правового института юридического лица, как системы взаимоувязанных взаимообусловленных норм, определяющих правосубъектность организаций.18
Кроме того, рассмотрение правового института юридического лица с позиций системного подхода позволяет сделать ряд выводов:
1. Институт юридического лица можно определить как комплексный межотраслевой правовой институт, представляющий собой систему взаимоувязанных взаимообусловленных норм, определяющих гражданскую правосубъектность организаций.
2. Институту юридического лица как совокупности норм присущи такие общие для всех систем свойства, как:
целостность (интегративное единство элементов — составляющих его норм права);
эмерджентность
(наличие у системы таких
элементная обособленность (наличие выделяемых частей (элементов), имеющих функции, соответствующие многоцелевому аспекту функционирования системы);
иерархичность (наличие упорядоченной внутренней структуры, с возможностью декомпозиции на ряд уровней с установлением отношений подчиненности нижележащих уровней вышележащим).
3. Институт юридического лица, являясь элементом (и, в свою очередь, подсистемой) системы права, тесно взаимосвязан с другими институтами (в том числе других отраслей права) и должен учитывать системное влияние норм других отраслей права. При этом нормы гражданского права являются системообразующими для института юридического лица, образуя основу его внешней структуры.
4. Структура членения (порядок вхождения элементов в подсистемы, а затем последовательное объединение подсистем в целостную систему) института юридического лица характеризуется многоуровневостью и сетевым типом конфигурации.
5. Правовое положение лица обусловливается его правовым статусом, который можно определить как определенный фиксированный уровень (ступень) развития правового положения, достижение которого влечет его скачкообразное существенное изменение. Иными словами, изменение правового положения до определенного критического уровня, образуя сложный юридический состав, создает качественно новый статус лица, влекущий одновременное изменение его правосубъектности.
6. Представляется целесообразным использовать понятие «правосубъектность» в качестве обобщающего, объединяющего в своем содержании все нормы, включенные в субинституты правового положения юридического лица, правового положения участников (акционеров, собственников имущества и т.п.) юридического лица, и, кроме того, нормы, составляющие субинституты создания, реорганизации, ликвидации юридического лица.
7. Морфологический анализ позволяет выделить в составе правового института юридического лица следующие субинституты:
гражданско-правового положения юридического лица (включающий в себя, в свою очередь, субинституты гражданско-правового статуса, организационно-правовой формы, правового режима имущества, гражданско-правовой ответственности, наименования, правоспособности, управления, учредительных документов);
гражданско-правового положения участников (собственников имущества) юридического лица:
создания, реорганизации, ликвидации и банкротства юридического лица.
8. Институт юридического лица как система норм права имеет сложную сетевую структуру, в которой можно условно выделить «вертикальные» субинституты (организационно-правовые формы) и «горизонтальные» (субинституты правового режима имущества, гражданско-правовой ответственности, наименования, правоспособности, управления, учредительных документов), которые должны быть взаимосогласованны и взаимообусловлены.
9.
Только четкое упорядочение системы норм,
составляющих правовой институт юридического
лица, позволит добиться выполнения им
системной функции — четкого определения
правового положения организаций, участвующих
в гражданских (да и во многих иных) правоотношениях,
что, в свою очередь, является непременным
условием упорядочения гражданских правоотношений
и обеспечения устойчивости гражданского
оборота19.
2.1
Понятие и признаки
юридического лица по
ГК РФ
Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются и юридические лица.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическое лицо — это организация (учреждение, предприятие), которая имеет в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частого права оказалось недостаточных для развития экономического оборота. Появление института юридического лица обусловлено усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и как следствие экономического сознания.
Законодательное
регулирование статуса
Признаки юридического лица — это такие внутренние присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права20.
Проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому становится возможным превратить желания множества участников в единую волю юридического лица в целом, а также непротиворечиво выразить эту волю вовне.
Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.
Под имущественной обособленностью юридических лиц понимается объединение предметов техники, знаний, денежных средств и т. д. в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам.
Юридическое лицо в течение какого-то периода времени может вообще не обладать никаким имуществом. Вся имущественная обособленность таких юридических лиц заключается лишь в их способности в принципе обладать обособленным имуществом, т. е. в их способности быть единственным носителем самостоятельного нерасчлененного имущественного того или иного вида.
Информация о работе Юридические лица в современном гражданском праве