Автор: Ольга Нелюбина, 02 Сентября 2010 в 06:08, творческая работа
Жилищное законодательство, в том числе ЖК РФ, в основном призвано дополнять и детализировать положения ГК РФ в жилищной сфере.
Но, тем, не менее, выявленные проблемы вытекают напрямую из противоречий, пробелов, отсутствия конкретики и грамотного разъяснения нормативно-правовых актов в юридической деятельности.
По своей природе жилищное право имеет комплексный характер, сочетающий административно-правовые и гражданско-правовые нормы. Причем ядром его являются нормы гражданского права, поскольку жилищные отношения относятся к числу имущественных, регулированию которых специально посвящены две главы ГК: "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения" и "Наем жилого помещения". Изменить на более звучный подход, так не пишут диплом
Жилищное законодательство, в том числе ЖК РФ, в основном призвано дополнять и детализировать положения ГК РФ в жилищной сфере.
Но, тем, не менее, выявленные проблемы вытекают напрямую из противоречий, пробелов, отсутствия конкретики и грамотного разъяснения нормативно-правовых актов в юридической деятельности.
Рассмотрим, основные направления совершенствования законодательства в области реализации права на жилище.
Необходимо расписать, почему мы используем эти направления
1.Дополнение
В соответствии со ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. В развитие данной нормы раздел II ЖК РФ "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения" (за исключением положений ст. 30) имеет в виду не всех собственников, а только тех граждан, которым по закону могут принадлежать любые объекты жилищных прав - жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Жилые помещения, находящиеся в собственности гражданина, могут использоваться для личного проживания его самого и проживания членов его семьи, а также предоставляться во владение и пользование другим физическим либо юридическим лицам на основании соответствующего договора, если при этом не нарушаются действующие нормы и права других лиц (ст. 30 ЖК РФ).
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию. Какой суд откуда пример, надо ссылку.
Но, учитывая, затраты сколько затраты и какие именно на приобретение жилья, либо основания для признания нуждающимся в жилье, можно с уверенностью сказать, что даже совершеннолетним, закончившим учебное заведение людям, уже не получающим алименты от родителя, живущего отдельно, невозможно получить жилье на общих основаниях, даже по государственным программам (например, «Жилище 2002-2010»).
Таким
образом, чтобы защитить права детей,
в том числе и
Т.е. что это такое недопускается в для достижения уровня определенного стабильного дохода, каждому молодому человеку необходимо приобрести опыт работы на предприятии, что чаще всего происходит по окончанию учебного заведения, и занимает в среднем от 5 до 7 лет. И, соответственно, у родителя, являющегося собственником жилой площади, должно быть обязательство о предоставлении места жительства и детям, уже не получающим алименты. А также, необходимо уточнить, и внести перечень лиц – бывших родственников, имеющих право претендовать на место жительства по алиментным обязательствам. Но детей собственника недвижимости необходимо внести в отдельный пункт, так как отнесение родных детей к бывшим родственникам, нарушает их Конституционное право ст. 2, п.3 ст. 18, п.2 ст. 38 Конституции РФ.
Также вопрос о возможности продления этого срока проживания с бывшим родственником – собственником жилища законом не урегулирован. Если учесть, что по ряду заслуживающих внимания причин предоставленный судом срок оказался недостаточным для подыскания иного жилья и речь идет о выселении престарелых, несовершеннолетних, инвалидов, т.е. социально незащищенных людей, то продление такого срока вполне допустимо. Аналогичный подход может быть и в отношении тех лиц, материальное положение которых к моменту окончания установленного судом срока проживания в жилом помещении собственника изменилось, например, в связи с потерей работы, тяжким заболеванием, рождением ребенка и т.п. Что необходимо внести в ЖК РФ отдельной статьей в главе 5 ЖК РФ. Т.К. если заслуживающие внимания обстоятельства, не позволяющие гражданину обеспечить себя другим жильем, возникли по истечении предоставленного судом срока и после вынесения решения о выселении из жилого помещения, то суд вправе продлить его проживание в жилом помещении, но уже не по нормам ЖК РФ, а путем предоставления отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК.
Нельзя не отметить, что Жилищный кодекс не регулирует не только эти отношения, но также и взаимоотношения самих сособственников по владению и пользованию общим жилым помещением. В самом общем виде решение этой проблемы содержится в ст. 247 ГК РФ, согласно которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, определяется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - судом.
Судебная практика при определении порядка пользования строением исходит из того, что каждому из сособственников индивидуального дома передается во владение и пользование конкретная часть дома, состоящая из жилых и подсобных помещений, с оставлением некоторых из них (или без такового) в общем пользовании. Порядок пользования квартирой в многоквартирном доме состоит также в распределении жилых комнат, но в отличие от индивидуального жилого дома служебные помещения не могут быть переданы одному из сособственников: они все остаются в их общем пользовании.
Наиболее оптимальным и основанным на законе при рассмотрении дел данной категории является такой подход, когда каждому из участников общей собственности выделяется жилая комната соразмерно его доле в праве общей собственности. Главное, чтобы установленный порядок пользования не входил в противоречие с целевым назначением дома, т.е. выделяемые части строения могли и далее быть использованы под жилье каждым из его совладельцев. Поэтому недопустимо выделение в пользование одному из сособственников только жилых, а другому подсобных помещений, непригодных для проживания.
Также
необходимо дополнить статью 90 ЖК РФ,
определив непрерывность
Текущую редакцию:
«Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие».
Заменить на:
«Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи за шесть месяцев и более без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие».
2. Противоречие
С 2002 года работает федеральная целевая программа «Жилище 2002-2010». И уже за столь короткий промежуток времени в Конституционный Суд РФ было более 100 обращений.
Конституционность нарушена подпунктом "а" пункта 5 и подпунктом "г" пункта 15 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Данные нормативные положения, закрепляют требования, предъявляемые к молодым семьям для участия их в соответствующей подпрограмме. В силу своей неопределенности и несогласованности с иными нормами этих же Правил приводят к различным разрешениям судебных дел и противоречат статьям 2, 6 (часть 2), 7 (части 1 и 2), 15 (часть 1), 18, 19 (часть 2), 40 (части 2 и 3) и 55 Конституции Российской Федерации.
Для приведения Федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010» в соответствие с Конституцией РФ необходимо внести следующие коррективы:
- внести изменения в п. 5 и 6 Правил, конкретизировав и расширив список лиц, попадающих под действие программы, добавив молодых не состоящих в браке мужчин и женщин, так как они попадают под категорию «молодые»;
- заменить используемый термин «молодая семья» на термин «молодой человек», «молодые люди», так как сама программа по своему назначению ориентирована не только на семейные пары, либо разграничить на главу, посвященную молодым семьям, и главу, посвященных не состоящим в браке молодым людям.
Также до сих пор не решен вопрос достаточного финансирования данной программы. Множество людей, вставших на очередь еще в 2006 году, до сих пор ждут своей очереди, которая постоянно растет. Более того, нет общих четких правил, систематизирующих ведение и регистрацию в очередь, в результате чего периодически появляются «внеочередники» или так называемые «позвоночники» (сленг муниципальных образований: «регистрируемые вне очереди по телефонному звонку вышестоящих служб»).
Таким образом, необходимо внести пункт, дающих четкие инструкции по регистрации и ведению очереди, в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Для приведения в соответствие Жилищного Кодекса РФ и Градостроительного Кодекса РФ, необходимо внести изменения в статью 46 п.1 ЖК РФ.
Текущую редакцию:
«Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме».
Заменить на:
«Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме».
Раздел VIII "Управление жилыми домами" (ст. 161-165) - нововведение ЖК РФ. ЖК РСФСР не описывал принципы и процедуру управления многоквартирными домами. Теперь конкретные нормы о многоквартирных жилых домах содержатся не только в комментируемых статьях, но и в гл. 5 (ст. 30 и 32), гл. 6 (ст. 36-48); о многоквартирных жилых домах говорится также в гл. 12 (ст. 129) и гл. 13 (ст. 135-152).
В соответствии с постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" управление жилищным фондом включает в себя:
- организацию эксплуатации;
- взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками;
-
все виды работы с
Согласно указанному постановлению граждане, неправительственные, общественные организации и иные добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в домах всех форм собственности имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций.