Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:23, курсовая работа
Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме.
Введение……………………………………………………………...……………………3
1 Понятие и сущность источников конституционного права конституционного права Российской Федерации…………………………………………………………………...5
2 Характеристика источников конституционного права Российской Федерации..10
2.1 Конституция Российской Федерации как главный источник конституционного права………………………………………………………………………………………10
2.2 Федеральное законодательство……………………………………………………..11
2.3 Региональное законодательство………………………………………………….…15
2.4. Акты местного самоуправления……………………………………………………17
2.5 Договор как источник конституционного права Российской Федерации………18
2.6 Нетрадиционные источники конституционного права………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………….21
Глоссарий………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………………..26
Устав Архангельской области, поправки к нему принимаются Архангельским областным Собранием депутатов большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов в форме областного закона. Вступают в силу после их официального опубликования. Устав, поправки к нему не могут быть отклонены Губернатором Архангельской области.
2.4 Акты местного самоуправления
К источникам конституционного права относятся и акты местного самоуправления. Органы на местах, являясь публичной властью на своей территории, имею право издавать нормативно-правовые и правоприменительные акты. Представительные органы самоуправления обладают правом законодательной инициативы в представительных (законодательных) органах субъектов РФ. Типичные виды актов самоуправления – устав муниципального образования, решение представительного органа самоуправления, его регламент, постановление администрации местного самоуправления, распоряжение главы муниципального образования. Подобное нормотворчество направлено на достижение двух главных взаимосвязанных целей – создание правовых норм, необходимых для организации и функционирования институтов местного и территориального самоуправления и решение вопросов локального (местного) значения.
Акты местного самоуправления и их должностных лиц, принятые в пределах своих полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, а также органами самоуправления и гражданами.
Ведущим самоуправленческим актом является устав муниципального образования, который обладает преимущественной юридической силой по отношению ко всем другим правовым решениям данного уровня. Например, Устав МО «Виноградовский муниципальный район» от 17 июня 2005 г. Устав, согласно законодательству, разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно.
К нормативным правовым актам местного самоуправления, например, можно отнести: распоряжение Главы администрации муниципальное образование «Виноградовский район» от 7 сентября 2010 г. № 262 «Об утверждении состава комиссии по административной реформе в МО «Виноградовский муниципальный район», распоряжение Главы администрации МО «Виноградовский район» от 30 марта 2010 г. № 90 «О мерах по реализации административной реформы в МО «Виноградовский район».
2.5 Договор как источник конституционного права РФ
При ряде условий международные
и внутригосударственные
Нормативный договор, как источник
конституционного права, имеет документальную
форму, создается путем согласований
между двумя или несколькими
процессуально равноправными
Например, источником конституционного права остается Федеративный договор от 31 марта 1992 г., включающий в себя три близких по содержанию договора:
Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
2.6 Нетрадиционные источники конституционного права
Особого рода источниками конституционного права считаются постановления Конституционного Суда РФ. Хотя Конституционный Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции РФ. Аналогичный характер имею и постановления конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.
Например, Конституционный Суд РФ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».11 Поводом к рассмотрению дела явились запрос Курчатовского городского суда Курской области и жалобы граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ оспариваемые заявителями законоположения.
Поскольку запрос суда и жалобы граждан касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд РФ, руководствуясь ст. 48 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», соединил дела по этим обращениям в одном производстве.
Конституционный Суд РФ постановил (Постановление от 10 ноября 2009 г. № 17-П): признать положения п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 2), 40, 42 и 55 (ч. 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам – инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участниками ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 г., так и после этой даты.
Конституционный
Суд РФ не только постоянно оценивает
состояние действующего законодательства,
выдвигает предложения по совершенствованию
конституционного и других отраслей
права, но и творит реальные, действующие
правоположения, способные заменить
отсутствующие юридические
Среди источников конституционного права РФ обычай занимает незначительное место. Правовой обычай – это санкционированное охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени. Обычай часто выполняет правовосполнительную роль и применяется в случае пробелов в законодательстве, неурегулированности нормами права тех или иных отношений. Некоторые установления, сложившиеся первоначально как обычаи, в последующем получили нормативно-правовое закрепление и утратили характер обычая.
Например, в качестве обычая долгое время применялась норма об открытии первой сессии представительного органа государственной власти старейшим депутатом с учетом старинного обычая уважения старших по возрасту лиц, обладающих большим жизненным опытом и имеющих соответствующие заслуги. Данная социальная норма в настоящее время прямо и четко зафиксирована применительно к работе Государственной Думы Федерального Собрания России (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ, ст. 32 Регламента Думы).
По результатом проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права государства не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Под источником конституционного права в юридическом смысле понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права. Источниками конституционного права являются только те документы, которые содержат нормы государственного права. Это преимущественно Конституция и законы, другие правовые акты, договоры (международные и внутрифедеральные), постановления органов конституционной юрисдикции, правовые обычаи.
Конституция РФ представляет собой основной источник конституционного права Российской Федерации.
Источники конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство рассмотренных источников конституционного права напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука должна своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права. А практика должна усело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества данной системы права зависит прочность законности в государстве.
Система источников конституционного права на современном этапе характеризуется следующим:
В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них – Конституция. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции РФ, не должны иметь юридической силы.
Вопросы источников конституционного
права неразрывно связаны с определением
и осуществлением политического
курса государства внутри страны
и на международной арене, функционированием
государственного механизма. В нормативных
актах находят отражение
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
Конституционное право |
совокупность правовых норм, закрепляющих
основы ее конституционного строя, правового
статуса человека и гражданина, федеративной
устройство, систему и полномочия
органов государственной |
2 |
Источник права |
особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме. |
3 |
Конституция РФ |
регулирует важнейшие |
4 |
Источник конституционного права |
выступают признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. источники конституционного права представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержаться нормы конституционного права. |
5 |
Закон |
нормативно-правовой акт наибольшей после Конституции юридической силы, принятый в установленном порядке и направленный на регулирование социально значимых, типичных и устойчивых общественных отношений. |
6 |
Федеральный конституционный закон |
разновидность федеральных |
7 |
Федеральный закон |
федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. |
8 |
Указ |
вид и название нормативного акта, обычно издаваемого главой государства. |
9 |
Распоряжение |
это вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу. |
10 |
Нормативный договор |
как источник конституционного права, имеет
документальную форму, создается путем
согласований между двумя или
несколькими процессуально |
11 |
Правовой обычай |
это санкционированное охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени |
1 |
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30.12.2008 г.) // Российская газета. – 2009. – № 7. |
2 |
Постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жадобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило» // Российская газета. – 2009. - № 224. |
3 |
Устав Архангельской области от 23 мая 1995г. (в ред. от 30.09.2011 № 325-24-ОЗ) // Волна. – 2001. - № 13. |
4 |
Баглай М.В. Конституционное право
Российской Федерации: Учебник. – |
5 |
Голубок С.А. Конституционное право России: учебное пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: РИОР, 2010. – 160 с. |
6 |
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп., 2011. – 608 с. |
7 |
Конституционное право: Учебник / Под ред. А.Е. Козлова. – М.: Бек, 1997. – 464 с. |
8 |
Конституционное право России / Под ред. А.Е. Постникова: учебник. – М.: Проспект. – 2009, 504 с. |
9 |
Конституционное (государственное) право России: Учебник / Под ред. М.Б. Смоленского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АкадемЦентр, 2010. – 416 с. |
10 |
Конюхова
И.А. Конституционное право |
11 |
Кутафин О.Е.
Предмет конституционного права. –
М.: Юристъ, 2001. – |
12 |
Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. – 1992. - № 2. – С. 23-30. |
13 |
Сергеев С.Г. Конституционное право России: Учебник. – М.: Дашков и Кº, 2008. – 576 с. |
14 |
Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 336 с. |
1 Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. – 1992. - № 2. – С. 23-30.
2 Конституционное право: Учебник / Под ред. А.Е. Козлова. – М.: Бек, 1997. – С. 9.
3 Голубок С.А. Конституционное право России: учебное пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: РИОР, 2010. – С. 7.