Источники конституционного права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их обязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………………3
1 Понятие и сущность источников конституционного права конституционного права Российской Федерации…………………………………………………………………...5
2 Характеристика источников конституционного права Российской Федерации..10
2.1 Конституция Российской Федерации как главный источник конституционного права………………………………………………………………………………………10
2.2 Федеральное законодательство……………………………………………………..11
2.3 Региональное законодательство………………………………………………….…15
2.4. Акты местного самоуправления……………………………………………………17
2.5 Договор как источник конституционного права Российской Федерации………18
2.6 Нетрадиционные источники конституционного права………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………….21
Глоссарий………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая Конституционное право.docx

— 67.47 Кб (Скачать)

Кроме того, нетрадиционными источниками конституционного права выступают конституционные  обычаи.

Далее рассмотрим более подробно источники  конституционного права по их уровням.

 

 

 

 

2 глава основной части

  1. Характеристика источников конституционного права Российской Федерации

2.1 Конституция Российской Федерации как главный источник конституционного права

Среди источников конституционного права  особое место принадлежит Конституции  РФ. Она является основным источником конституционного права.

Конституция РФ регулирует важнейшие  общественные отношения между гражданином, обществом, государством, закрепляет основы общественного строя, систему и  принцип организации государственной  власти. Конституция РФ является тем  фундаментом, на котором базируется правовая и политическая система.

Конституция РФ является единственным национальным правовым актом, который  сам определяет свою особую юридическую  силу. Ни один закон не может быть поставлен в один ряд с Конституцией РФ, а тем более изменять или  отменять ее положения. Высшая юридическая  сила Конституции РФ прямо и четко  отражена в таких ее нормах, как  ст. 4, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 120, п. 1 и 2 разд. 2.

Все советские Конституции (включая  Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг.) были чрезвычайно идеологизированы в духе господствующего тогда марксистско-ленинского учения и его понимания. По-настоящему первым полноценным отечественным конституционным документом является действующая Конституция РФ, которая разрабатывалась в сложный кризисный период политического противоборства второй половины 1993 г. Конституция РФ, принятая на всероссийском референдуме, легитимна и является обязательной, хотя и не пользуется абсолютной поддержкой в обществе.

Уникальное место Конституции  РФ в правовой системе вызвано  следующими основными факторами:

  • характером регулируемых ею общественных отношений, которые по своему содержанию являются конституционными и по большей степени изначальными, первичными;
  • целенаправленным воздействием на развитие законодательства, всех источников права;
  • наивысшей юридической силой;
  • высокой степенью нормативного обобщения;
  • прямым действием.

Конституция РФ не только определяет систему источников права, но и выступает  как главная форма выражения  норм ведущей отрасли права.

Являясь основным источником конституционного права, Конституция РФ служит базой  текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции  РФ при детальном регулировании  общественных отношений.

Являясь основой для текущего законодательства, Конституция РФ вместе с тем является актом прямого действия. Как неотъемлемая часть российской правовой системы, Конституция РФ обладает всеми качествами нормативного акта и в значительной своей части вообще не нуждается  в конкретизации другими законодательными актами.

2.2 Федеральное законодательство

Обычно под законом понимают нормативно-правовой акт наибольшей после Конституции юридической  силы, принятый в установленном порядке  и направленный на регулирование  социально значимых, типичных и устойчивых общественных отношений.

На федеральном уровне целесообразно  выделять, различая юридическую силу и форму, следующие основные виды законов:

  • федеральный конституционный закон;
  • закон о поправке к Конституции РФ;
  • федеральный (обычный) закон.

Они различаются:8

  • по юридической силе;
  • по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
  • по порядку принятия;
  • по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.

Федеральный конституционный закон  РФ – разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральными законами.

В Российской Федерации приняты  следующие Федеральные конституционные  законы: «О конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ; «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ; « О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ; «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ; «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ; «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ; «О Дисциплинарном судебном присутствии» от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ; «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ и др.

Федеральный закон – федеральный  законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией РФ по предметам ведения  Российской Федерации и по предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Порядок принятия федеральных законов  определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального собрания. Федеральные  законы принимаются Государственной  Думой большинством голосов от общего числе депутатов. После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации, также большинством голосов от общего числа его членов. В случае если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов. После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации, закон поступает на подпись Президенту Российской Федерации.

Если Президент подписывает  закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию в Сборнике Законодательства РФ, в «Российской газете», также может быть дополнительно опубликован в «Парламентской газете». Вступает в силу в течение десяти дней после официального опубликования или с даты, указанной в самом законе.

Президент РФ вправе отклонить закон  и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента РФ может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

Помимо федеральных конституционных  законов и федеральных законов  к источникам конституционного права  относятся и законы Российской Федерации  о поправках к Конституции  РФ. Их важной особенностью является временный  характер собственного регулирующего  воздействия. Оно прекращается с  внесением поправки в Конституцию  РФ.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации. Например:

  • Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.;
  • Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.;
  • Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

Такого рода декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.

Указ – вид и название нормативного акта, обычно издаваемого главой государства. Распоряжение – это вид подзаконного акта управления, изданный органом  власти или управления в рамках его  компетенции и имеющий обязательную силу.

Важное значение в регулировании общественных отношений принадлежит президентским указам и распоряжениям (ст. 90 Конституции РФ). Они не могут противоречить конституционным и законодательным нормам и обязательны на всей территории государства.

Указы Президента могут быть нормативными (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ) и ненормативными. Нормативные указы издаются на основании конституционных полномочий Президента РФ или в случае пробелов в законодательстве. Ненормативные указы – это акты применения Президентом РФ какого-то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер.

Распоряжения Президента РФ сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые все же встречаются. Так, распоряжение Президента РФ «Вопросы государственного надзора за ядерной  и радиационной безопасностью» от 26 июля 1995 г. внесло серьезные изменения нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.9

В конституционных нормах прямо  не сказано, что указы и распоряжения являются подзаконными актами, однако их содержание и начала конституционализма позволяют сделать подобный вывод.

Источником конституционного права  являются акты Правительства РФ. В  целом ряде случаев ими регулируются отношения, по своей сути являющиеся конституционными. Наиболее типичные правительственные акты – постановления  и распоряжения. Центральный орган  исполнительной власти России должен неукоснительно следовать предписанию  ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, согласно которому акты Правительства издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Точное выполнение органом исполнительной власти указанного конституционного положения имеет принципиальное значение для обеспечения единства правового регулирования, должной соподчиненности между актами различной юридической силы на основе приоритета закона, повсеместного утверждения принципа законности.

2.3 Региональное законодательство

По действующему законодательству российские субъекты вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Основная причина наделения законодательными полномочиями всех субъектов – стремление полнее учесть местные и региональные особенности (национальные, исторические, территориально-географические, социально-экономические, природные, демографические и др.), что, однако, как показывает современный правотворческий опыт, в полной мере достигнуть не удается.

В результате конституционной реформы 1993 г. объем правотворческой компетенции всех членов Российской Федерации (включая области и края) значительно расширился. В Конституции РФ установлено (ч. 2 ст. 76), что с одной стороны, по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и на базе которых принимаются законы и иные нормативные акты субъектов.

С другой стороны, вне пределов исключительного  ведения Федерации и пределов совместного ведения России и  ее субъектов последние осуществляют собственное и достаточно широкое  правовое регулирование. Правотворческие  органы в этих целях принимаю решения, направленные на определение и конкретизацию  статуса государственных органов, развитие местного самоуправления, взаимодействие с федеральными структурами, обеспечение  правопорядка, охрану законных прав и  интересов граждан.

Основными законодательными актами являются конституция республик и устав  для всех иных субъектов Российской Федерации, носящие учредительный  характер. Они в обобщенной, концентрированной  форме закрепляют правовой статус конкретного  субъекта, основы его устройства, структуру, организацию, компетенцию органов  государственной власти. Уделяется  внимание правам и свободам граждан. Порядок принятия конституции (устава), вступления в силу, внесения изменений  и дополнений устанавливается в  самом этом основополагающем документе.

Например, рассмотрим Устав Архангельской  области от 29 мая 1995 г.10 Устав Архангельской области имеет высшую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам органов государственной власти Архангельской области и применяется на всей территории Архангельской области. Областные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Архангельской области, а также решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не должны противоречить Уставу Архангельской области.

В Уставе Архангельской области  определены:

  • основные права и свободы граждан;
  • административно-территориальное устройство Архангельской области;
  • взаимоотношения органов государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа;
  • порядок осуществления государственной власти Архангельской области, местного самоуправления области;
  • органы, осуществляющие государственную власть в области;
  • экономические и финансовые ресурсы Архангельской области, государственная собственность области;
  • институты непосредственной демократии на территории области;
  • правовой статус, организация работы, полномочия, структура и прекращение полномочий Архангельского областного Собрания депутатов;
  • правовой статус, полномочия, прекращение полномочий Губернатора Архангельской области;
  • правовой статус, полномочия, прекращение полномочий Правительства Архангельской области и иных исполнительных органов государственной власти области;
  • основы взаимодействия областного Собрания депутатов и Губернатора Архангельской области, Правительства области;
  • порядок принятия и вступления в силу областных законов;
  • общие положения по местному самоуправлению в Архангельской области;
  • защита интересов Архангельской области, гарантии защиты прав и обеспечения ответственности Архангельского областного Собрания депутатов, Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области.

Информация о работе Источники конституционного права России