Исследования процесса развития фирменного наименования, а также законодательства о фирменных наименованиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 22:55, реферат

Описание работы

В литературе широкое распространение получило мнение, согласно которому зарождение фирменных наименований как средства индивидуализации коллективных субъектов связано с существованием средневековых торговых товариществ. Анализируя обоснованность такого мнения, нельзя не обратиться к той эпохе, когда появились первые коллективные образования - к эпохе Древнего Рима.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 36.47 Кб (Скачать)

 Статья 12 Положения о фирме, где была воплощена концепция индивидуализации фирмой предприятия, допускала передачу фирменного наименования совместно с предприятием: в случае перехода предприятия к новому владельцу таковой может воспользоваться прежней фирмой предприятия лишь с согласия прежнего владельца или его правопреемников и лишь при условии добавления к ней указания на преемственную связь.

 В период неопределенности  с концепцией индивидуализации, длившейся с 1 января 1995 г. по 31 декабря 2007 г., возможность передачи  фирменного наименования совместно  с предприятием фактически существовала  на основании статей 132 и 559 ГК  РФ (до вступления в силу их  новых редакций, согласно которым  термин "фирменное наименование" заменен термином "коммерческое  обозначение").

 С потерей возможности  передачи фирменного наименования  совместно с предприятием исключительное  право как фирменное наименование, по сути, лишилось своего имущественного  содержания и фактически слилось  с такой категорией, как "наименование  коммерческой организации", указанной  в статье 54 ГК РФ и в других  специальных законах.

 Наименование юридического  лица - это личное неимущественное  право. В этом качестве оно  индивидуализирует юридическое  лицо в целом как организацию,  наделенную обособленным имуществом  и выступающую в имущественных  и личных неимущественных отношениях  от своего имени во всех  сферах деятельности. Эта особенность  четко проявляется, когда юридическое  лицо выступает в публично-правовых  отношениях. В таких случаях применяется  только термин "наименование юридического  лица". В качестве примера можно  привести статьи 7 и 9 Федерального  закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О  защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". В случаях, когда наименование юридического лица используется в гражданском обороте, оно приобретает качество фирменного наименования, но не может быть предметом передачи вместе с передачей предприятия юридического лица.

 Таким образом, российский  законодатель для индивидуализации  юридического лица определил  фирменное наименование, которое  в этой функции совпадает с  собственно наименованием юридического  лица, а для индивидуализации  предприятия, собственником которого  является юридическое лицо, - коммерческое  обозначение, в этой функции  заменяющее фирменное наименование. В пункте 3 ст. 1474 сформулировано  важное правило о запрете нарушения  исключительного права на фирменное  наименование. Так, не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения.

 При этом такое использование  считается незаконным при наличии  следующих условий:

- если указанные юридические  лица, использующие тождественные  или сходные наименования, осуществляют  аналогическую деятельность;

- если фирменное наименование  второго юридического лица включено  в Единый государственный реестр  юридических лиц ранее, чем  фирменное наименование первого  юридического лица (т.е. принимается  во внимание "старшинство" права  на фирменное наименование). Следует  признать: формулировка пункта 3 данной  статьи далека от совершенства.

 Исключительное право  на фирменное наименование предполагает, что правомочие запрета действует  в отношении неопределенного  круга лиц, т.е. имеет абсолютный  характер.

 Однако в данной  норме запрет использования чужого  фирменного наименования адресован  только юридическому лицу, а им, по смыслу статьи 1473, является  коммерческая организация, что  в принципе существенно сужает  объем исключительного права  на фирменные наименования относительно  субъектов ответственности за  его нарушение. В данной норме  установлен запрет использования  чужого фирменного наименования, но ничего не говорится о  запрете использования других  средств индивидуализации - товарных  знаков, знаков обслуживания и  наименований мест происхождения  товаров в качестве отдельных  элементов такого наименования. В данном случае объем исключительного  права на фирменное наименование  расширен, однако такое расширение  произошло за счет сужения  объема исключительного права  на другие средства индивидуализации. В этой норме не раскрыто  понятие "аналогичная деятельность", осуществляемая юридическими лицами  с использованием спорных фирменных  наименований.

 Следует предположить, что речь идет о производстве  однородных товаров, выполнении  однородных работ или предоставлении  однородных услуг, способных вызвать  у потребителей представление  о принадлежности этих товаров,  работ, услуг определенному лицу. При этом должны приниматься  во внимание различенные признаки  деятельности, в том числе род  товара, вид материала, из которого  изготовлен товар, виды работ,  услуг, их назначение, круг потребителей.

 В соответствии с  ранее действовавшей редакцией  пункта 4 ст. 54 ГК РФ запрещалось  использование чужого зарегистрированного  фирменного наименования. С самого  начала применения этой нормы  правоприменительные органы толковали  ее как недопустимость полного  тождества фирменных наименований  с учетом организационно-правовой  формы юридических лиц, участвующих  в спорных правоотношениях.

 Суды и иные правоприменительные  органы пошли по пути наименьшего  сопротивления: во внимание принималось  в первую очередь тождество  или различие организационно-правовой  формы организации. При этом  отличительная часть фирменного  наименования (т.е. наиболее запоминаемое  название, под которым фирменное  наименование известно публике)  могла быть одинаковой у различных  организаций. В принципе, такую  точку зрения высказал Высший  Арбитражный Суд РФ в письме  от 29 мая 1992 г. "Об отдельных  решениях совещаний по арбитражной  практике" <8>.

--------------------------------

<8> Вестник Высшего  Арбитражного Суда РФ. 1992. N 1.

 

К сожалению, подобная практика сохранилась до настоящего времени. Российские суды в спорах о нарушении  исключительного права на фирменное  наименование придерживаются тактики  сравнения на тождество полных фирменных  наименований, учитывая только организационно-правовую форму организаций. Конечно, подобная практика совершенно не стыкуется с  практикой государств с развитым правопорядком.

 При исследовании доказательств  смешения фирменных наименований  необходимо принимать во внимание  не только уставные документы  организации, где, как правило,  обозначается самое широкое поле  деятельности, но и факты реального  использования организациями своего  фирменного наименования (в сделках,  рекламе, на бланках, счетах, товарах  или на упаковке и т.д.). Учитываться  должны и другие факты: отличительный  характер обозначений и масштаб  их известности, период времени,  в течение которого используется  обозначение, степень сходства  обозначения.

 С введением в действие  нормы пункта 3 ст. 1474 о запрете  использования не только тождественного  фирменного наименования, но и  сходного с ним до степени смешения, суды изменят свой подход к разрешению дел о нарушении исключительного права на фирменные наименования и он будет соответствовать общепринятой мировой практике.

 Для этих целей, однако, судам необходимо выработать критерии сходства фирменных наименований до степени смешения, поскольку в Гражданском кодексе РФ такие критерии не раскрыты, а разработанные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности аналогичные критерии при проведении экспертизы товарных знаков не во всех случаях подходят к фирменным наименованиям.

 

 

 

 


Информация о работе Исследования процесса развития фирменного наименования, а также законодательства о фирменных наименованиях