Исследования процесса развития фирменного наименования, а также законодательства о фирменных наименованиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 22:55, реферат

Описание работы

В литературе широкое распространение получило мнение, согласно которому зарождение фирменных наименований как средства индивидуализации коллективных субъектов связано с существованием средневековых торговых товариществ. Анализируя обоснованность такого мнения, нельзя не обратиться к той эпохе, когда появились первые коллективные образования - к эпохе Древнего Рима.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 36.47 Кб (Скачать)

исследования процесса развития фирменного наименования, а также законодательства о фирменных наименованиях

В литературе широкое распространение  получило мнение, согласно которому зарождение фирменных наименований как средства индивидуализации коллективных субъектов  связано с существованием средневековых  торговых товариществ. Анализируя обоснованность такого мнения, нельзя не обратиться к  той эпохе, когда появились первые коллективные образования - к эпохе  Древнего Рима. Исследование соответствующего историко-правового материала приводит к выводу о том, что появление  первых индивидуализирующих обозначений  коллективных субъектов следует  связывать с существованием и  деятельностью самоуправляющихся  местных гражданских общин Древнего Рима, поскольку в статусе именно этих образований впервые в истории  была проведена идея юридического лица. Что касается средневековых торговых товариществ, то с их деятельностью  следует связывать не зарождение фирменных наименований, а основной этап в развитии последних. Именно в  период становления торговых товариществ  как коллективной формы предпринимательства  появился тот мощный экономический  интерес участников гражданского оборота  в своей индивидуализации, который  в результате и придал наименованиям  то существенное хозяйственное значение, которое они имеют в современной  рыночной экономике.В работе описывается процесс развития законодательства о фирменных наименованиях. Первые законодательные постановления о фирменных наименованиях появились в XIX в. и относились в принятых в некоторых странах торговых кодексах к разделам о товариществах. Впервые легальное определение фирмы было дано в Торговом уложении Германии 1861 года и было в последующем воспринято законами Швеции, Норвегии, Финляндии, Швейцарии. В российском дореволюционном законодательстве правовая регламентация отношений, связанных с фирменными наименованиями, фактически отсутствовала, если не считать отдельных разрозненных норм, не имевших практического применения, либо применение которых было ограниченным. Первым (и, по настоящее время, единственным) в истории российского права нормативным актом, целиком посвященным фирменным наименованиям, стало Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 года (далее - Положение о фирме). Положение о фирме определило структуру фирмы применительно к отдельным видам субъектов (юридических лиц различных организационно-правовых форм, единоличных предпринимателей), основания возникновения, прекращения права на фирму. Все последующие годы внимание законодателя к фирменным наименованиям отсутствовало. Принятый в 1964 году Гражданский кодекс РСФСР в ст.29 установил, что юридическое лицо имеет свое наименование, а права и обязанности хозяйственных организаций, связанные с фирменными наименованиями, определяются законодательством СССР, которое фактически состояло из Положения о фирме. Следующий этап в правовом регулировании отношений в рассматриваемой сфере связан с переходом к рыночной экономике и развитием правового регулирования, ориентированного на нарождающиеся предпринимательские отношения. В работе показано, какие изменения произошли в законодательной регламентации отношений, связанных с фирменными наименованиями, в последнее время и каковы направления ее дальнейшего развития.

 

На протяжении многих лет в СССР, а затем в Российской Федерации практически единственным источником правового регулирования фирменных наименований было Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 г. (далее - Положение о фирме).

Можно также отметить статью 149 "Право на фирменное наименование" Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г.; статью 10 Закона РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

С введением в действие части первой ГК РФ 1 января 1995 г. нормы  Положения о фирме действовали  в части, не противоречащей ГК РФ.

 В соответствии со  статьей 3 Вводного закона Положение  о фирме и Основы гражданского  законодательства Союза ССР и  республик признаны недействующими  на территории Российской Федерации.

 Следовательно, до введения в действие части четвертой ГК РФ в сфере правовой охраны фирменных наименований действовали некоторые статьи Положения о фирме, ряд статей ГК РФ и отдельные статьи, посвященные фирменным наименованиям, некоторых специальных законов (например, статьи 2, 4, 7 и 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах", статья 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью", статья 4 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

 Положения статьи 54 ГК  РФ являлись определяющими в  сфере правовой охраны фирменных  наименований. Согласно пункту 4 указанной  статьи исключительное право  на использование фирменного  наименования связывалось с его  регистрацией, порядок которой должен  был устанавливаться законом  и иными правовыми актами в  соответствии с Гражданским кодексом  РФ.

 Однако специальный  закон в сфере правовой охраны  фирменных наименований в России  так и не был принят. Законодатель  отказался от регистрационной  системы, учитывая, по-видимому, значительные  финансовые расходы по ее созданию, а также неизбежные в таком  случае коллизии с нормами  международного права, изменив  соответствующим образом статью 54, а также внеся изменения в другие статьи Кодекса и специальных законов.

 На международном уровне  в рамках международных договоров  универсального характера фирменным  наименованиям посвящено лишь  несколько статей, большинство из  которых сосредоточено в Парижской  конвенции по охране промышленной  собственности от 20 марта 1883 г. (далее  - Парижская конвенция) с последующими  изменениями и дополнениями.

 Фирменное наименование (nom commercial, trade name) включено в перечень объектов охраны промышленной собственности согласно статье 1(2) Парижской конвенции.

 В статье 8 Конвенции  предписывается, что фирменное наименование  охраняется во всех странах  Союза (т.е. в странах, к которым  применяется Конвенция) без обязательной  подачи заявки или регистрации  и независимо от того, является  ли оно частью товарного знака.

 Положения статьи 9 предусматривают  арест при ввозе продуктов,  незаконно снабженных товарным  знаком или фирменным наименованием  в странах Союза, в которых  этот знак или фирменное наименование  имеют право на законную охрану.

 В соответствии со  статьей 2(viii) Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (14 июня 1967 г., далее - Конвенция, учреждающая ВОИС), под интеллектуальной собственностью понимаются права, относящиеся, в частности, к фирменным наименованиям (nom commercial, trade name) и коммерческим обозначениям (denomination commerciale, commercial name).

 Таким образом, термин "фирменное наименование" появился  в Парижской конвенции в 1883 г. для обозначения одного из  объектов промышленной собственности.  Этот же термин указан в  качестве объекта интеллектуальной  собственности в 1967 г. в Конвенции, учреждающей ВОИС, наряду с новым термином, обозначающим новый объект интеллектуальной собственности, - коммерческое обозначение.

 Указанная выше терминология  утвердилась в законодательстве  и доктрине. Поэтому представляются  беспочвенными сомнения в корректности  перевода на русский язык термина  "nom commercial, trade name" как фирменное наименование и утверждения о якобы наличии охраны коммерческих обозначений согласно статье 1(2) Парижской конвенции. Эти немногочисленные нормы в сфере правовой охраны фирменных наименований обязательны для Российской Федерации и имеют приоритет перед национальными нормами, поскольку Россия участвует как в Парижской конвенции, так и в Конвенции, учреждающей ВОИС.

 На национальном уровне  правовое регулирование отношений  в сфере фирменных наименований  отличается большим разнообразием  и в принципе не поддается  унификации. В некоторых государствах  в качестве фирменного наименования  может быть избрано практически  любое обозначение. К государствам, придерживающимся принципа свободы фирмы, относятся, например, США, Великобритания, Канада, Япония.

 Государства континентальной  Европы исторически более привержены  принципу истинной фирмы, в  соответствии с которым индивидуальные  предприниматели обязаны основывать  свой бизнес только под своим  собственным именем. На практике, однако, этот принцип последовательно  не может быть соблюден с  реорганизациями и переходами  прав собственности на предприятия.  А применительно к акционерным  обществам и обществам с ограниченный  ответственностью этот принцип  вообще не применим.

 Источники права, содержащие  нормы, регулирующие порядок возникновения,  использования, защиты от нарушения  и прекращения права на фирменное наименование, весьма разнообразны в зависимости от правовой системы и правовых традиций конкретного государства.

 Такие нормы могут  быть включены в торговые кодексы  (ФРГ), законодательство о пресечении  недобросовестной конкуренции (Япония), законодательство о компаниях  или корпорациях (Великобритания, США), законодательство о товарных  знаках (Испания), международные договоры  регионального характера (Соглашение  о создании Африканской организации  интеллектуальной собственности,  приложение V) либо устанавливаться  судебными прецедентами.

 Законодательные акты  комплексного характера, предметом  регулирования которых были бы  исключительно фирменные наименования, встречаются достаточно редко  (например, в Швеции - Закон о фирменных  наименованиях 1974 г., в Финляндии  - Закон о фирменных наименованиях  1979 г., в Армении - Закон "О  фирменных наименованиях" 1999 г.).

В пункте 1 ст. 1473 ГК РФ установлено, кого должно индивидуализировать фирменное  наименование: юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (т.е. хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия).

 Ранее для столь  однозначного вывода не было  достаточных оснований, поскольку,  хотя в большинстве статей  ГК РФ, относящихся к фирменным  наименованиям, и предусматривалось,  что фирменное наименование индивидуализирует  юридическое лицо, в Кодексе имелись  также положения, согласно которым  фирменное наименование индивидуализировало  предприятие, выступающее как  объект права (п. 2 ст. 132, ст. 656). В  этом проявилось влияние Положения  о фирме: согласно Положению  фирменное наименование в целом  индивидуализировало предприятие,  принадлежащее тому или иному  юридическому лицу.

 С внесением изменений  в статьи 132 и 656 ГК РФ, согласно  которым термин "фирменное наименование" уступил место термину "коммерческое  обозначение", указанное противоречие  устранено и в России окончательно  утвердилась концепция индивидуализации  фирменным наименованием юридического  лица - владельца предприятия. Однако указанная выше концепция не получила широкого распространения в мировой практике.

 С учетом всех различий  в национальных законодательствах  в общем виде в большинстве  государств фирменное наименование - это имя или обозначение, предназначенное  для идентификации предприятия  определенного физического или  юридического лица.

 Это определение практически  совпадает с определением фирменного  наименования, закрепленным в статье 1(1) (d) Типового закона для развивающихся  стран "О товарных знаках, фирменных  наименованиях и недобросовестной  конкуренции", разработанного ВОИС  в 1967 г.: "Фирменное наименование  означает имя или обозначение,  определяющее предприятие физического или юридического лица".

Например, в Швеции, для  того чтобы фирменное наименование могло быть зарегистрировано, оно  должно быть способно отличать предприятие  собственника от других предприятий.

От упомянутых выше определений  фирменного наименования отличается определение, предусмотренное статьей 2 Закона Армении "О фирменных наименованиях": фирменное наименование - это название, под которым юридическое лицо осуществляет свою деятельность и которым  отличается от других юридических лиц.

В пункте 1 ст. 1473 ГК РФ закреплена обязанность юридического лица, являющегося  коммерческой организацией (правда, не в такой абсолютной форме, как  прежде), иметь фирменное наименование. Примечательна особенность российского  законодательства о фирменных наименованиях: обладание фирменным наименованием является одновременно не только правом, но и обязанностью. Сделано это в публичных интересах с целью устранения с рынка анонимных товаров, работ (услуг).

 В общей норме пункта 4 ст. 54 ГК РФ эта обязанность  проявлена более определенно:  юридическое лицо - коммерческая  организация должно иметь фирменное  наименование.

 В пункте 1 ст. 1473 ГК  РФ предписано: фирменное наименование  юридического лица - коммерческой  организации определяется в его  учредительных документах и включается  в Единый государственный реестр  юридических лиц при его государственной  регистрации.

 Как следует из вышеизложенного, в России принята система условной регистрации фирменного наименования, по сути, сходная с системой регистрации согласно статье 149 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, когда включение сведений о фирменном наименовании в государственный реестр юридических лиц приравнивался к государственной регистрации фирменного наименования.

 В государствах, где  действует сугубо регистрационная  система охраны фирменных наименований, сведения о фирменных наименованиях  заносятся в отдельный реестр  фирменных наименований и публикуются  в отдельных официальных бюллетенях.

Информация о работе Исследования процесса развития фирменного наименования, а также законодательства о фирменных наименованиях