Исследования процесса развития фирменного наименования, а также законодательства о фирменных наименованиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 22:55, реферат

Описание работы

В литературе широкое распространение получило мнение, согласно которому зарождение фирменных наименований как средства индивидуализации коллективных субъектов связано с существованием средневековых торговых товариществ. Анализируя обоснованность такого мнения, нельзя не обратиться к той эпохе, когда появились первые коллективные образования - к эпохе Древнего Рима.

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 36.47 Кб (Скачать)
fy"> В России сведения, содержащиеся в Едином государственном  реестре юридических лиц, в  том числе полные наименования  юридических лиц, формально считаются  открытыми и общедоступными. Так,  согласно Приказу Федеральной  налоговой службы от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ сведения, содержащиеся в  указанном реестре, размещаются  в сети Интернет на сайте  ФНС России и публикуются в  журнале "Вестник государственной  регистрации" еженедельно. Указанная  косвенная система оповещения  о фирменных наименованиях не  требует в принципе дополнительных  расходов, являясь в то же время полезным источником доказательств при разрешении споров в отношении исключительного права на фирменное наименование.

 В статье 1473 ГК РФ  не дается определение понятия  "фирменное наименование". Пункт  2 указанной статьи содержит только  признаки, которым должно соответствовать  фирменное наименование юридического  лица.

 Следовательно, фирменное  наименование должно быть словесным  обозначением, должно иметь индивидуализирующую  функцию, т.е. обладать способностью отличать одно юридическое лицо от другого, а также не должно быть описательным.

 Требование различительной  способности (отсутствие простого  указания на род деятельности  организации, например "электрификация") в отношении фирменного наименования  минимально. Поэтому даже добавление  одного элемента к словесному  обозначению делает возможным  обойти чужое фирменное наименование (например "Электрификация плюс").

 Указание на организационно-правовую  форму юридического лица, как  и собственно наименование юридического  лица, является обязательной частью  в структуре фирменного наименования.

 В литературе принято  подчеркивать относительную автономность  двух частей фирменного наименования - основной (обязательной) части, определяющей  организационно-правовую форму юридического  лица, и специальной (отличительной)  части фирменного наименования. Специальная (отличительная) часть  должна включать обязательный  элемент, представляющий собой  словесное обозначение, служащее, соответственно, для индивидуализации  юридического лица, и факультативный  элемент (например, сокращенное фирменное  наименование). Именно специальная  (отличительная) часть фирменного  наименования, состоящая из оригинального, зачастую фантазийного обозначения, по существу, служит для индивидуализации того или иного юридического лица.

 К сожалению, пункт  2 ст. 1473 ГК РФ не содержит положения  о том, что фирменное наименование  не должно быть ложным, чтобы  не вводить в заблуждение граждан  относительного рода деятельности, характера, целей и порядка  образования юридического лица, обязательно присутствующее в  законодательствах или в судебной  практике государств с развитым правопорядком.

 Упущение законодателя  более чем очевидно, тем более  что в абзаце втором статьи 7 Положения о фирме имелось  положение, согласно которому  не дозволяется включать в  фирму обозначения, способные  вводить в заблуждение.

 В пункте 3 ст. 1473 ГК  РФ закреплено дополнительное  требование к фирменному наименованию: оно должно быть составлено  на русском языке.

 В указанной норме  оно обозначено как полное  фирменное наименование (в его  состав входит указание на  организационно-правовую форму юридического  лица и, собственно, его наименование).

 Кроме императивной  нормы, пункт 3 указанной статьи  содержит ряд факультативных  правомочий юридического лица  в отношении формы выражения  фирменного наименования.

 Во-первых, юридическое  лицо вправе иметь сокращенное  фирменное наименование на русском  языке.

 Во-вторых, юридическое  лицо вправе иметь дополнительно  полное и (или) сокращенное  фирменное наименование на языках  народов Российской Федерации  и (или) иностранных языках.

 В-третьих, фирменное  наименование юридического лица  на русском языке и языках  народов Российской Федерации  может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации. Указанное правомочие не распространяется на термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовую форму юридического лица.

 В пункте 4 ст. 1473 ГК РФ закреплен исчерпывающий (закрытый) перечень обозначений, преимущественно официальных наименований, которые не могут включаться в фирменные наименования юридического лица. Сделано это в целях устранения возможного введения в заблуждение граждан в отношении истинного статуса организаций, отражающего их реальный масштаб деятельности.

 К таковым относятся  следующие обозначения:

- полные или сокращенные  официальные наименования Российской  Федерации, иностранных государств, а также слова, производные  от таких наименований;

- полные или сокращенные  официальные наименования федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления;

- полные или сокращенные  наименования международных межправительственных  организаций;

- полные или сокращенные  названия общественных объединений;

- обозначения, противоречащие  общественным интересам, а также  принципам гуманности и морали.

 В данном пункте  предусмотрены также исключения  из указанного выше правила  о запрете включения в фирменное  наименование определенных обозначений.

 Так, фирменное наименование  государственного унитарного предприятия  может содержать указание на  принадлежность такого предприятия  соответственно Российской Федерации и ее субъекту.

 Кроме того, включение  в фирменное наименование акционерного  общества официального наименования "Российская Федерация", а также  производных от этого наименования  слов допускается по разрешению  Правительства РФ, если более  75% акций акционерного общества  принадлежит Российской Федерации.

 Такое разрешение выдается  согласно порядку, установленному  законом, без указания срока  его действия и может быть  отозвано в случае отпадения  обстоятельств, в силу которых  было выдано.

 В случае несоответствия  фирменного наименования требованиям  пунктов 3 или 4 ст. 1473 орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц является Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования (п. 5 данной статьи).

Видимо, законодатель имел в  виду предъявление иска в суд (в данном случае в арбитражный суд) с целью  понуждения к изменению фирменного наименования. В таком случае не совсем ясно, почему законодатель не наделил  орган, осуществляющий регистрацию  юридического лица, правомочием отказать в регистрации заявленного обозначения  в качестве фирменного наименования по причине его несоответствия установленным  требованиям либо предложить заявителю  в течение установленного срока  изменить определенным образом фирменное  наименование.

 Полагаю также, что  любые лица могут предъявить  иски в суд с целью понуждения  к изменению фирменного наименования  в случае его несоответствия  пунктам 3 и 4 данной статьи.

 В статье 1473 не определены  правовые последствия несоответствия  фирменного наименования требованиям  ее пункта 2.

 Следует полагать, что  любое лицо вправе подать в  суд иск о признании регистрации  фирменного наименования недействительной  вследствие его несоответствия  требованиям пункта 2 данной статьи, в частности в случае описательного  характера фирменного наименования, т.е. когда оно состоит только  из слов, обозначающих род деятельности  юридического лица.

 Как указано в статье 1474 Вводного закона, фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам параграфа 1 главы 76 ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов юридических лиц. В случае неисполнения упомянутого предписания орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен действовать в соответствии с пунктом 5 данной статьи: предъявлять иски к юридическим лицам о понуждении к изменению их фирменных наименований.

Статья 1474 ГК РФ посвящена  одной из ключевых категорий права - исключительному праву на фирменное  наименование.

 Ранее исключительное  право на фирменное наименование  определялось пунктом 4 ст. 54 Кодекса  и связывалось с его регистрацией, порядок которой должен был  устанавливаться законом и иными  правовыми актами. Вводным законом  (ст. 17) пункт 4 ст. 54 изложен в новой  редакции, согласно которой права  на фирменные наименования определяются  в соответствии с правилами  раздела VII ГК РФ.

 Общие правила определения  исключительного права гражданина  или юридического лица закреплены  в статье 1229 ГК РФ. Исключительное  право сформулировано как в  позитивной форме (правообладатель  вправе использовать результат и средство), так и в негативной (правообладатель может запрещать другим лицам использование результата или средства).

 Правообладателю принадлежит  также правомочие по распоряжению  исключительным правом (он может  разрешать другим лицам использование  результата или средства), которое  детализировано в статьях 1233 - 1238 ГК РФ. Исключительное право на результат или средство может принадлежать одному или нескольким лицам совместно, кроме исключительного права на фирменное наименование.

 В абзаце первом  пункта 1 ст. 1474 сформулирована позитивная  функция исключительного права  на фирменное наименование: юридическому  лицу принадлежит исключительное  право использования своего фирменного  наименования в качестве средства  индивидуализации любым не противоречащим  закону способом. Кроме того, в данной норме изложен примерный перечень видов использования фирменного наименования: путем его указания на вывесках, бланках, счетах и иной документации, объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках.

 В абзаце втором  пункта 1 ст. 1474 предписано, что сокращенные  фирменные наименования (в мировой  практике их принято называть  фирменными знаками), а также фирменные  наименования на языках народов  Российской Федерации и иностранных  языках защищаются исключительным  правом на фирменное наименование  при условии их включения в  Единый государственный реестр  юридических лиц. Поскольку указанные  разновидности фирменного наименования  используются правообладателем  факультативно, их правовая охрана  в режиме исключительного права  обусловлена обязательным включением  сведений о них в Единый  государственный реестр юридических  лиц.

 В пункте 2 ст. 1474 раскрыта  одна из основных особенностей  правовой охраны фирменных наименований  в России: распоряжение исключительным  правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права его использования) не допускается.

 В этом отношении  фирменное наименование сближается  с другим средством индивидуализации - наименованием места происхождения  товара; распоряжение исключительным  правом на наименование места  происхождения товара также не  допускается.

 Поэтому говорить об  исключительном праве на фирменное  наименование, которое в российском  варианте лишено одного из  своих основных элементов - права  распоряжения, можно лишь условно.

 В основе указанного  решения законодателя лежит, на  мой взгляд, широко распространенный  в советской, а затем в российской  правовой литературе тезис о  том, что право на фирменное  наименование - это личное неимущественное право.

В соответствии с законодательствами большинства государств мира фирменное  наименование, являясь объектом интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, может передаваться, т.е. быть предметом  гражданского оборота, но только совместно  с предприятием, которое оно обозначает.

 Именно в этом случае  используется понятие "фирменное  наименование" ("nom commercial, trade name") в тексте статьи 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, оказавшей влияние на законодательство и судебную практику большинства государств мира. Так, согласно статье 13 Закона Швеции о фирменных наименованиях от 29 марта 1974 г. N 156 фирменное наименование может быть передано только совместно с предприятием, на котором оно использовано.

С утверждением в российском праве концепции индивидуализации фирменным наименованием юридического лица норма о возможности передачи права на фирменное наименование совместно с предприятием лишилась своего основания.

Информация о работе Исследования процесса развития фирменного наименования, а также законодательства о фирменных наименованиях