Информация как объект гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является анализ самой категории информации в правовом аспекте, выявление ее значения в рамках гражданского права, выяснение того, что же представляет собой правовая категория информации.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение (внимательное чтение и восприятие) учебной и научной литературы;
2. Анализ учебного и научного материала по изучаемому вопросу;
3. Усвоение теоретического материала;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и признаки информации
Глава 2. Краткая характеристика видов информации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)
Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфере информации
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Инф_право.docx

— 74.87 Кб (Скачать)
align="justify">      Юридическая ответственность реализуется с  учетом специфических методов информационного  права при возникновении конфликтных  противоправных ситуаций. Положения об ответственности за правонарушения в сфере информации содержатся в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

      В указанной статье используется термин "разглашение информации", который, по сути, обозначает ее распространение.

      В сфере гражданско-правовой ответственности  за незаконное распространение и  использование информации также  произошли определенные изменения. Во-первых, в ч. 2 ст. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлена возможность требовать компенсации морального вреда, причиненного таким правонарушением. Здесь следует иметь в виду правила ст. 151 ГК РФ: "если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда" и п. 2 ст. 1099 ГК РФ: "моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом". Таким образом, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет требовать компенсации морального вреда, если незаконным распространением и использованием информации были нарушены не только неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физического лица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только при наличии вины правонарушителя (если нет распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию - ст. 1100 ГК РФ)13.

      Административная  ответственность устанавливается  за нарушение определенных правил поведения. В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматривается  административная ответственность  за:

      - нарушение права гражданина на  ознакомление со списком избирателей,  участников референдума (ст. 5.1);

      - нарушение порядка участия средств  массовой информации в информационном  обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);

      - изготовление, распространение или  размещение агитационных материалов  с нарушением требований законодательства  о выборах (ст. 5.12);

      - умышленное уничтожение или повреждение  печатных материалов, относящихся  к выборам, референдуму (ст. 5.14);

      - непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);

      - непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);

      - нарушение порядка или сроков  предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на  воспитание в семью либо в  учреждение для детей-сирот или  детей, оставшихся без попечения  родителей (ст. 5.36);

      - отказ в предоставлении гражданину  информации (ст. 5.39);

      - незаконные действия по получению  и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю  (ст. 5.53);

      - сокрытие или искажение экологической  информации (ст. 8.5);

      - невыполнение правил ведения  судовых документов (ст. 8.16);

      - сокрытие сведений о внезапном  падеже или об одновременном  массовом заболевании животных (ст. 10.7);

      - самовольная установка или эксплуатация  узла проводного вещания (ст. 13.1);

      - воспрепятствование распространению  продукции средства массовой  информации (ст. 13.16);

      - нарушение правил распространения  обязательных сообщений (ст. 13.17);

      - воспрепятствование уверенному  приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18);

      - нарушение порядка предоставления  статистической информации (ст. 13.19);

      - непредставление информации для  составления списков присяжных  заседателей (ст. 17.6) и др.

      Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы  административного правонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речь идет, в  частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13).

      Ответственность за нарушение законодательства о  рекламе, в частности за отказ  от контррекламы и ненадлежащую рекламу (ст. 14.3) КоАП РФ устанавливает для  юридических лиц на уровне от четырехсот до пятисот МРОТ. Кроме ответственности  за данный состав, КоАП РФ вводит еще  один, также имеющий отношение  к Федеральному закону "О рекламе". Согласно КоАП РФ, использование государственных  символов (флага, герба, гимна) в нарушение  установленных правил влечет наложение  административного штрафа на граждан  в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ (ст. 17.10).

      Изменения в избирательном законодательстве затрагивают и круг субъектов  такого правонарушения, как "непредставление  возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой  репутации"14. Дело в том, что данная обязанность возлагается не только на государственные и муниципальные СМИ, но и на частные СМИ. Поэтому, при проведении выборов любого уровня, к ответственности за ее невыполнение привлекаются все СМИ, независимо от того, к какой форме собственности оно относится. Административный штраф налагается на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.

      Рассмотрим  теперь административную ответственность  за нарушение права на получение  информации. Согласно ст. 38 Закона РФ о  СМИ, граждане имеют право на оперативное  получение через средства массовой информации достоверных сведений о  деятельности государственных органов  и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

      В КоАП РСФСР отсутствовала ответственность  за отказ в предоставлении редакции СМИ информации. В связи с чем  единственно возможными видами ответственности  за эти действия являлись дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность.

      В соответствии с КоАП РФ нарушение  права на поиск и получение  информации является основанием для  возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура подачи запроса  информации и получения ответа редакцией  СМИ подкреплена административной санкцией за отказ либо несвоевременное  представление информации, как установлено  ст. 5.39 КоАП РФ. Размер штрафа установлен в размере от пяти до десяти МРОТ, т.е. является достаточно низким.

      Объективная сторона данного правонарушения, установленная КоАП РФ, практически  аналогична объективной стороне  преступления ("отказ гражданину в предоставлении информации" - ст. 140 УК). Отличие между ними составляет наличие (отсутствие) такого элемента, как причинение вреда правам и  законным интересам гражданина (при  преступлении он всегда присутствует). Поэтому отграничение административного  правонарушения от преступления с аналогичным  составом происходит именно по объективной  стороне, а именно - причинению вреда.

      Иное  правонарушение - демонстрирование фашистской атрибутики или символики карается административным штрафом в размере  от пяти до десяти МРОТ с конфискацией фашистской атрибутики или символики  или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3). Примечательно, что как установлено  КоАП РФ, привлечение к ответственности  возможно только в случае, если целью  демонстрации была пропаганда такой  атрибутики или символики. При данной оговорке положительное решение  вопроса о привлечении к ответственности  может быть принято, если доказано наличие  цели демонстрации фашистских символов. Однако, только по итогам правоприменительной  практики - в отсутствие соответствующей  конкретизации в законодательстве - можно будет судить о том, в  каких случаях демонстрация будет  признаваться целенаправленной. Опять  же, подобная ситуация может негативно  отразится на взаимоотношениях редакций СМИ с правоприменительными органами.

      За  действия, образующие три состава  административных правонарушений, КоАП РФ предусмотрена ранее отсутствовавшая  ответственность. К таким действиям  относятся: воспрепятствование осуществляемому  на законном основании распространению  продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений  на розничную продажу тиража периодического печатного издания (13.16); нарушение правил распространения обязательных сообщений (13.17); воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (13.18). Необходимость установления ответственности за действия, которые описаны в составах этих правонарушений, вытекает из ст. 60 Закона РФ о СМИ. Последний был принят, как известно, в конце 1991 года. Таким образом, потребовалось более 15 лет для того, чтобы эта норма перестала быть бланкетной, и появились основания для привлечения к административной ответственности за данные действия.

      Ответственность за следующий состав административного  правонарушения - нарушение правил распространения обязательных сообщений - заключается в наложении административного  штрафа на граждан - от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех  карается наложением административного  штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных  лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических  лиц - от ста до двухсот минимальных  размеров оплаты труда.

      Не  подверглись существенным изменениям такие составы административных правонарушений, как нарушение порядка  изготовления или распространения  продукции средства массовой информации (13.21) и нарушение порядка объявления выходных данных (13.22). В отношении  первого можно отметить, что отныне нарушением порядка распространения  признается распространение продукции  СМИ не только незарегистрированного, но также и СМИ, не прошедшего перерегистрацию. Наложение взыскания возможно и  на основании факта изготовления или распространения продукции  СМИ после решения о прекращении  или приостановлении выпуска  СМИ в установленном порядке. За данное правонарушение административный штраф может налагаться на граждан  в размере от десяти до пятнадцати МРОТ с конфискацией предмета административного  правонарушения; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения. Что же касается ответственности  за нарушение порядка объявления выходных данных, то здесь корректировка  была проведена в отношении размера  штрафов. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного  штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ с конфискацией продукции  средства массовой информации или без  таковой; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ с конфискацией продукции  средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

      Отсюда  следует, что при административном судопроизводстве могут быть наложены следующие виды административных взысканий:

      - предупреждение - мера административного  наказания, выраженная в официальном  порицании физического или юридического  лица, выносимого в письменной  форме;

      - административный штраф - денежное  взыскание;

      - возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного  правонарушения - принудительное изъятие  и последующая реализация с  передачей бывшему собственнику  вырученной суммы за вычетом  расходов на реализацию;

      - конфискация орудия совершения  или предмета административного  правонарушения;

Информация о работе Информация как объект гражданского права