Информация как объект гражданского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является анализ самой категории информации в правовом аспекте, выявление ее значения в рамках гражданского права, выяснение того, что же представляет собой правовая категория информации.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение (внимательное чтение и восприятие) учебной и научной литературы;
2. Анализ учебного и научного материала по изучаемому вопросу;
3. Усвоение теоретического материала;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и признаки информации
Глава 2. Краткая характеристика видов информации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)
Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфере информации
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Инф_право.docx

— 74.87 Кб (Скачать)

      Некоторые авторы в дополнение к названным  указывают на следующие особенности  информации как самостоятельного объекта  гражданских прав10. Прежде всего, отмечают, что информация носит субъективный характер. С этим трудно не согласиться. Информация возникает в результате деятельности человека, воспринимается и перерабатывается его сознанием. В связи с этим всегда существует потенциальная возможность искажения информации передающим или воспринимающим субъектом. Люди по-разному воспринимают одно и то же событие. Риск изменения информации в силу субъективных обстоятельств необычайно высок. Кроме того, информация после ее восприятия субъектом обрабатывается, становится частью его сознания. Таким образом, связь информации с субъектом и ее субъективный характер очевидны.

      На  основании изложенного можно  сделать вывод о том, что информация является благом, обладающим в равной степени как свойствами, характерными для всех объектов гражданских прав, так и признаками, позволяющими говорить о необходимости формирования для  нее собственного правового режима.

      Глава 2. Краткая характеристика видов информации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)

 

      По  своему правовому режиму информация разделяется на общедоступную (открытую) и информацию с ограниченным доступом. В свою очередь, последняя подразделяется на информацию, отнесенную к государственной  тайне, и конфиденциальную информацию.

      Конституция РФ исходит из приоритета общедоступной (открытой) информации в обществе, опираясь при этом на нормы международного права (п. 2 ст. 19 Международного пакта  о гражданских и политических правах). Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции  РФ, "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". В общедоступную информацию входят сведения, определяющие основы жизни и мировоззрения человека в обществе, начиная от получения общего профессионального образования и заканчивая знаниями о состоянии здоровья Президента РФ. Это самая широкая зона информации, функционирующая по принципу: все разрешено, что не запрещено законом. Запрет на общедоступную информацию может быть наложен только федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

      Не  может быть запрещена к открытому  распространению в обществе информация, относящаяся к:

      законодательным и другим нормативным актам, устанавливающим  правовой статус органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности  граждан, порядок их реализации;

      документам, содержащим информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую  для обеспечения безопасности населения;

      документам, содержащим информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств  и других государственных и местных  ресурсов, о состоянии экономики  и потребностей населения, за исключением  сведений, отнесенных к государственной  тайне;

      документам, накапливаемым в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес  или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

      Индивидуальное  пользование общедоступной информацией  гарантируется и вышеупомянутым Законом "Об информации, информатизации и защите информации". Естественно, он не определяет содержания всех видов  информации, которые относятся и  могут относиться к общедоступной  информации.

      К информации, являющейся государственной  тайной, относится информация, установленная  Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с посл. изм.)11.

      В соответствии со ст. 5 этого Закона к  государственной тайне относятся:

      1) сведения о содержании стратегических  и оперативных планов, о разработке, производстве, объемах производства, хранении и утилизации ядерных  боеприпасов, о тактико-технических  характеристиках и возможностях  боевого применения образцов  вооружения и военной техники  и другие;

      2) сведения в области экономики,  науки и техники (о содержании  планов подготовки к возможным  военным действиям, о мобилизационных  мощностях промышленности по  изготовлению и ремонту вооружения  и военной техники, о силах  и средствах гражданской обороны,  о достижениях науки и техники,  имеющих важное оборонное значение, и пр.);

      3) сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, о финансовой политике в отношении  иностранных государств (за исключением  обобщенных показателей по внешней  задолженности), а также о финансовой  или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение  которых может нанести ущерб  безопасности государства;

      4) сведения о силах, средствах,  источниках, методах, планах и  результатах разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничающих или  сотрудничавших на конфиденциальной  основе с органами, осуществляющими  разведывательную, контрразведывательную  и оперативно-розыскную деятельность; об организации, силах, средствах  и методах обеспечения безопасности  объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты  секретной информации и др.

      Одновременно  этот Закон устанавливает, что не подлежат отнесению к государственной  тайне сведения о:

      чрезвычайных  происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и  их последствиях, а также о стихийных  бедствиях, их официальных прогнозах  и последствиях;

      состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского  хозяйства, а также о состоянии  преступности;

      привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых  государством гражданам, должностным  лицам, предприятиям, учреждениям и  организациям; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

      размерах  золотого запаса и государственных  резервах Российской Федерации;

      состоянии здоровья высших должностных лиц  Российской Федерации;

      фактах  нарушения законности органами государственной  власти и их должностными лицами.

      Под конфиденциальной информацией понимается документированная информация (информация, содержащаяся на материальных носителях), доступ к которой ограничен в  соответствии с законодательством  РФ. В Законе "Об информации, информатизации и защите информации" содержится также положение о том, что  отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном  законодательством РФ, за исключением  случаев, предусмотренных ст. 11 Закона (п. 5 ст. 10). Общего закона о порядке  отнесения информации к конфиденциальной в настоящее время не существует. Данный вопрос решается применительно  к отдельным видам конфиденциальной информации на уровне закона, указов Президента РФ, постановлений Правительства  РФ, а в отношении коммерческой и служебной тайны также на уровне локальных норм права.

      Необходимо  отметить, что, в отличие от установленного порядка отнесения информации к  конфиденциальной, вопрос о защите конфиденциальной информации может  решаться непосредственно собственником  информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании указанного Закона (п. 1 ст. 21).

      Под защитой информации в данном случае понимается установление порядка предоставления пользователю информации с указанием  места, времени, ответственных должностных  лиц, а также необходимых процедур, обеспечивающих условия доступа  пользователей к информации.

      Что же касается иных исключений, изложенных в п. 5 ст. 10 Закона со ссылкой на ст. 11 Закона, то в последней речь идет о том, что персональные данные о  гражданах определяются на уровне федерального закона.

      В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" предусматриваются шесть видов такой информации12:

      1) сведения о фактах, событиях и  обстоятельствах частной жизни  гражданина, позволяющие идентифицировать  его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих  распространению в средствах  массовой информации в установленных  федеральными законами случаях;

      2) сведения, составляющие тайну следствия  и судопроизводства;

      3) служебные сведения, доступ к  которым ограничен органами государственной  власти в соответствии с ГК  РФ и федеральными законами (служебная  тайна);

      4) сведения, связанные с профессиональной  деятельностью, доступ к которым  ограничен в соответствии с  Конституцией РФ и федеральными  законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки,  телефонных переговоров, почтовых  отправлений, телеграфных или  иных сообщений и т.д.);

      5) сведения, связанные с коммерческой  деятельностью, доступ к которым  ограничен в соответствии с  ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

      6) сведения о сущности изобретения,  полезной модели или промышленного  образца до официальной публикации  информации о них.

      В условиях рыночной экономики, формирующейся  в Российской Федерации, все более  важное значение приобретает защита коммерческой тайны.

      Под информацией, составляющей служебную  и коммерческую тайну, в самом  общем значении понимаются сведения, имеющие служебный и коммерческий характер. Подобного рода сведения нельзя сводить только к сделкам, заключаемым с третьими лицами в  сфере приобретения материалов и  сырья для производства продукции, получения необходимого финансирования, реализации готовой продукции, выполнения работ и оказания услуг. Понятие  коммерции в данном случае шире и  включает в себя наряду со сделками также вопросы, связанные с учреждением  и управлением организацией или  занятием индивидуальной предпринимательской  деятельностью.

      Согласно  ст. 139 ГК РФ информация может рассматриваться  как составляющая служебную или  коммерческую тайну при соблюдении трех условий. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам. Во-вторых, к ней  не существует свободного доступа на законном основании. И в-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Как видно, содержание приведенных условий заключается  в установлении правового режима пользования служебной и коммерческой информацией. О сведениях, составляющих содержание служебной и коммерческой информации, в данном случае вообще речи не идет. Соответственно, в ст. 139 ГК РФ используется терминология служебной  и коммерческой тайны.

      Сведениям, являющимся содержанием коммерческой информации, в ст. 139 ГК РФ посвящена  отсылочная норма. Она, собственно, касается не сведений, определяющих содержание коммерческой информации, а сведений, которые не должны составлять содержание коммерческой информации и быть предметом ее тайны. Такие сведения могут устанавливаться лишь законом и иными правовыми актами, но не локальными правовыми нормами и распоряжениями собственника информации или должностными лицами организации - обладателя информации.

      Конкретные  элементы содержания коммерческой информации (перечни сведений) обычно устанавливаются  самими юридическими лицами (собственниками или производителями информации, не являющимися собственниками документированной  информации). Делается это, как правило, в форме решений, приказов, распоряжений, иных локальных актов, принимаемых  органами управления соответствующих  юридических лиц.

      Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфере информации

 

Информация о работе Информация как объект гражданского права