Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:44, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является анализ самой категории информации в правовом аспекте, выявление ее значения в рамках гражданского права, выяснение того, что же представляет собой правовая категория информации.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение (внимательное чтение и восприятие) учебной и научной литературы;
2. Анализ учебного и научного материала по изучаемому вопросу;
3. Усвоение теоретического материала;
Введение
Глава 1. Понятие и признаки информации
Глава 2. Краткая характеристика видов информации (государственная тайна, коммерческая, банковская служебная и иные)
Глава 3. Ответственность за правонарушения в сфере информации
Заключение
Список используемой литературы
Некоторые авторы в дополнение к названным указывают на следующие особенности информации как самостоятельного объекта гражданских прав10. Прежде всего, отмечают, что информация носит субъективный характер. С этим трудно не согласиться. Информация возникает в результате деятельности человека, воспринимается и перерабатывается его сознанием. В связи с этим всегда существует потенциальная возможность искажения информации передающим или воспринимающим субъектом. Люди по-разному воспринимают одно и то же событие. Риск изменения информации в силу субъективных обстоятельств необычайно высок. Кроме того, информация после ее восприятия субъектом обрабатывается, становится частью его сознания. Таким образом, связь информации с субъектом и ее субъективный характер очевидны.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что информация является благом, обладающим в равной степени как свойствами, характерными для всех объектов гражданских прав, так и признаками, позволяющими говорить о необходимости формирования для нее собственного правового режима.
По своему правовому режиму информация разделяется на общедоступную (открытую) и информацию с ограниченным доступом. В свою очередь, последняя подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.
Конституция РФ исходит из приоритета общедоступной (открытой) информации в обществе, опираясь при этом на нормы международного права (п. 2 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах). Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". В общедоступную информацию входят сведения, определяющие основы жизни и мировоззрения человека в обществе, начиная от получения общего профессионального образования и заканчивая знаниями о состоянии здоровья Президента РФ. Это самая широкая зона информации, функционирующая по принципу: все разрешено, что не запрещено законом. Запрет на общедоступную информацию может быть наложен только федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Не может быть запрещена к открытому распространению в обществе информация, относящаяся к:
законодательным и другим нормативным актам, устанавливающим правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документам, содержащим информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности населения;
документам,
содержащим информацию о деятельности
органов государственной власти
и органов местного самоуправления,
об использовании бюджетных
документам, накапливаемым в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Индивидуальное
пользование общедоступной
К информации, являющейся государственной тайной, относится информация, установленная Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с посл. изм.)11.
В
соответствии со ст. 5 этого Закона к
государственной тайне
1)
сведения о содержании
2)
сведения в области экономики,
науки и техники (о содержании
планов подготовки к возможным
военным действиям, о
3)
сведения о внешнеполитической,
внешнеэкономической
4)
сведения о силах, средствах,
источниках, методах, планах и
результатах разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной
Одновременно этот Закон устанавливает, что не подлежат отнесению к государственной тайне сведения о:
чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
размерах золотого запаса и государственных резервах Российской Федерации;
состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Под
конфиденциальной информацией понимается
документированная информация (информация,
содержащаяся на материальных носителях),
доступ к которой ограничен в
соответствии с законодательством
РФ. В Законе "Об информации, информатизации
и защите информации" содержится
также положение о том, что
отнесение информации к конфиденциальной
осуществляется в порядке, установленном
законодательством РФ, за исключением
случаев, предусмотренных ст. 11 Закона
(п. 5 ст. 10). Общего закона о порядке
отнесения информации к конфиденциальной
в настоящее время не существует.
Данный вопрос решается применительно
к отдельным видам
Необходимо отметить, что, в отличие от установленного порядка отнесения информации к конфиденциальной, вопрос о защите конфиденциальной информации может решаться непосредственно собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании указанного Закона (п. 1 ст. 21).
Под защитой информации в данном случае понимается установление порядка предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур, обеспечивающих условия доступа пользователей к информации.
Что же касается иных исключений, изложенных в п. 5 ст. 10 Закона со ссылкой на ст. 11 Закона, то в последней речь идет о том, что персональные данные о гражданах определяются на уровне федерального закона.
В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" предусматриваются шесть видов такой информации12:
1)
сведения о фактах, событиях и
обстоятельствах частной жизни
гражданина, позволяющие идентифицировать
его личность (персональные данные),
за исключением сведений, подлежащих
распространению в средствах
массовой информации в
2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
3)
служебные сведения, доступ к
которым ограничен органами
4)
сведения, связанные с профессиональной
деятельностью, доступ к
5)
сведения, связанные с коммерческой
деятельностью, доступ к
6)
сведения о сущности
В условиях рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации, все более важное значение приобретает защита коммерческой тайны.
Под
информацией, составляющей служебную
и коммерческую тайну, в самом
общем значении понимаются сведения,
имеющие служебный и
Согласно
ст. 139 ГК РФ информация может рассматриваться
как составляющая служебную или
коммерческую тайну при соблюдении
трех условий. Во-первых, информация должна
иметь действительную или потенциальную
коммерческую ценность в силу неизвестности
ее третьим лицам. Во-вторых, к ней
не существует свободного доступа на
законном основании. И в-третьих, обладатель
информации принимает меры к охране
ее конфиденциальности. Как видно, содержание
приведенных условий
Сведениям, являющимся содержанием коммерческой информации, в ст. 139 ГК РФ посвящена отсылочная норма. Она, собственно, касается не сведений, определяющих содержание коммерческой информации, а сведений, которые не должны составлять содержание коммерческой информации и быть предметом ее тайны. Такие сведения могут устанавливаться лишь законом и иными правовыми актами, но не локальными правовыми нормами и распоряжениями собственника информации или должностными лицами организации - обладателя информации.
Конкретные
элементы содержания коммерческой информации
(перечни сведений) обычно устанавливаются
самими юридическими лицами (собственниками
или производителями
Информация о работе Информация как объект гражданского права