Информационные аспекты интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 05:00, контрольная работа

Описание работы

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы C в окружности, т.е. C, имени или наименования обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура интеллектуальной собственности
2. особенности регулирование информационных отношений институтом авторского права при производстве, передаче и распространении информации
3. Регулирование информационных отношений институтом авторского права при производстве, передаче и распространении программ для ЭВМ, при создании и эксплуатации баз данных
4. Особенности регулирование информационных отношений институтом патентного права
Задача
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

информационное право.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Не признаются патентоспособными в смысле положений Патентного закона сорта растений, породы животных; топологии интегральных микросхем; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Условия патентоспособности полезной модели изложены в ст. 5 Патентного закона. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. Полезная модель является промышленно применимой, если она может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

В качестве полезных моделей правовая охрана не предоставляется:

- решениям, касающимся  только внешнего вида изделий  и направленным на удовлетворение  эстетических потребностей;

- топологиям  интегральных микросхем;

- решениям, противоречащим  общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Условия патентоспособности промышленного образца содержатся в ст. 6 Патентного закона. В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение  изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным.

Промышленный  образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия  и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер особенностей изделия.

К существенным признакам промышленного образца  относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности  внешнего вида изделия, в частности  форма, конфигурация, орнамент и сочетание  цветов.

Не признаются патентоспособными промышленными образцами решения, обусловленные исключительно технической функцией изделия; объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений; объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Автором изобретения, полезной модели, промышленного образца  согласно ст. 7 Патентного закона признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. Если в создании изобретения, полезной модели или промышленного образца участвовало несколько физических лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними. Не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объекта промышленной собственности, оказавшие автору (авторам) только техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на него и его использованию. Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.

Патент выдается автору изобретения, полезной модели или  промышленного образца, работодателю в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 8 Патентного закона, правопреемникам указанных лиц. Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные работником (автором) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец), принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное.

Право на получение  патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации, принадлежит исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, от имени которых выступает государственный заказчик.

Патентообладателю в соответствии со ст. 10 принадлежит  исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Никто не вправе использовать запатентованные изобретение, полезную модель или промышленный образец без разрешения патентообладателя.

Патентообладатель может передать исключительное право  на изобретение, полезную модель, промышленный образец (уступить патент) любому физическому или юридическому лицу. Договор о передаче исключительного права (уступке патента) подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и без такой регистрации считается недействительным.

Патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и право на его получение переходят по наследству.

Предоставление  права на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца  регламентируется ст. 13 Патентного закона. Любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать запатентованные изобретение, полезную модель, промышленный образец лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения, полезной модели, промышленного образца в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

В интересах  национальной безопасности Правительство  Российской Федерации имеет право  разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного  образца без согласия патентообладателя с его уведомлением об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации.

Лицензионный  договор на использование запатентованных  изобретения, полезной модели или промышленного  образца подлежит регистрации в  федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без указанной регистрации лицензионный договор считается недействительным.

За нарушение  Патентного закона наступает гражданско-правовая, административная или уголовная  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик обладатель технической, организационной или  коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет  право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при следующих условиях:

1) эта информация  имеет действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу  неизвестности ее третьим лицам;

2) к этой информации  нет свободного доступа на  законном основании;

3) обладатель  информации принимает надлежащие  меры к охране ее конфиденциальности.

Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия названных условий.

Лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее  другому лицу, обязано возместить ему убытки. Лицо, самостоятельно и добросовестно получившее такую информацию, вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений.

 

Задача

 

В телевизионной  передаче «Вкусная еда» ведущий Соцков, демонстрируя изготовление блюд, целенаправленно  обращал внимание телезрителей на несколько продуктов, предоставляемых по сюжету передачи. При этом он постоянно упоминал пищевой концентрат «Том» - одну из вкуснейших современных добавок.

Просмотр этой передачи вызвал у фирмы «Турист» живой интерес к продукту «том», который она закупила для продовольственного снабжения туристической компании. Однако после употребления пищевого продукта клиентами и его анализ независимыми экспертами было отмечено, что рекламируемые по телевидению вкусовые качества «тома» в качестве приправы явно не соответствуют тем характеристикам, о которых говорил ведущий. Некоторые клиенты фирмы, получая продукт «Том» в качестве приправы, получили аллергические расстройства. В результате руководство фирмы «Турист» охарактеризовало действия Соцкова как скрытую и недостоверную рекламу и обратилась в суд к телевизионной компании, потребовав от нее компенсацию морального ущерба и возмещения вреда, причиненного здоровья своих клиентов.

Как необходимо квалифицировать действия Соцкова  и правомерны ли требования фирмы «Турист»?

Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации о рекламе (ст. 36 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 25.12.2008) "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ").

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная  реклама не допускаются (ч. 1 ст. 5 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 27.10.2008) "О РЕКЛАМЕ").

Согласно ч. 2 ст. 5 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ недостоверной  признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

о преимуществах  рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены  другими изготовителями или реализуются  другими продавцами (пункт 1);

о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (пункт 2).

Из условия  задачи следует, что пищевой концентрат, который рекламировался в телепередаче как «одна из вкуснейших современных  пищевых добавок». Однако, анализ и  оценка экспертов и неединичные факты заболевания клиентов фирмы «Турист» в результате употребления данной добавки, могут являться доказательством того, что сведения о качестве концентрата и его вкусовых свойствах являются недостоверными, а, значит, и рекламу данного продукта следует считать недостоверной.

Не допускаются  использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в  другой продукции и распространение  скрытой рекламы, то есть рекламы, которая  оказывает не осознаваемое потребителями  рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами (ч. 9 ст. 5 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ).

Из приведенного определения видно, что описанная  в условии задачи ситуация явно не отвечает признакам скрытой рекламы, определенных Законом. Конкретного перечня способов рекламы Закон не содержит. Таким образом, скрытой в данном случае рекламу концентрата назвать нельзя, поскольку реклама данного продукта ведущим была явной и целенаправленной.

Нарушение законодательства Российской Федерации о средствах  массовой информации, выразившееся в  нарушении правил распространения  рекламы влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации (ст. 60 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 25.12.2008) "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ").

Нарушение физическими  или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе  влечет за собой ответственность  в соответствии с гражданским законодательством (ч. 1 ст. 38 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ).

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламо-распространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ).

Рекламодатель несет ответственность за нарушение  требований, установленных ч.ч. 2 - 8 ст. 5 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ч. 6 ст. 38 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ).

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение  требований, установленных п. 3 ч. 4, ч.ч. 9, 10 ст. 5 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ч. 7 ст. 38 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ).

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе является административным правонарушением (ст. 14.3 КоАП РФ). Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, исходя из условия задачи и положений  ст. ст. 5, 38 ч. 7 ст. 38 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ, действия Соцкова следует квалифицировать  как административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.3 КоАП РФ. Вместе с тем, возможно привлечение Соцкова к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) (ч. 2 ст. 38 ст. 38 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ).

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные  права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ).

Таким образом, в случае, если фирмой «Турист» предъявлен иск о компенсации ей морального вреда, то из приведенного определения следует, что юридическое лицо не вправе требовать возмещения морального ущерба, однако вправе предъявлять иски о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ). Следовательно, требования фирмы «Турист» в части компенсации ей морального ущерба неправомерны, поскольку не основаны на законе.

Информация о работе Информационные аспекты интеллектуальной собственности