Гражданство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ понятия и определение особенностей института гражданства в Российской Федерации, ведь выбранная тема "Гражданство РФ" является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой, а поэтому я воспользуюсь нормативно-правовыми актами, комментариями, а так же научными трудами исследователей конституционной отрасли права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Понятие гражданства 5

1.Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации. 7

2.Принципы Гражданства в Российской Федерации. 11

2.1. Принцип единого гражданства: 11

2.2. Принцип равенства 12

2.3.Принцип двойного гражданства 13

2.4.Правовое положение иностранных граждан лиц без гражданства 16

3.Основания и порядок приобретения Гражданства Российской Федерации. 18

4.Основания и порядок прекращения Гражданства Российской Федерации. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Работа содержит 1 файл

курссовая работа ССашка Трау.docx

— 57.99 Кб (Скачать)

       В дальнейшем, изменения в положении  СССР (например, присоединение к  Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.

       Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип  гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

       Принятый  на основе новой Конституции Закон  о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась  наличие советского гражданства  на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял  законодательные права республик  в вопросах гражданства.

       Последним законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

       Распад  Советского Союза, провозглашение государственного суверинитета России, появление новых независимых и суверенных государств взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве.

       Вопрос  этот чрезвычайно важен и в  практическом смысле для миллионов  граждан бывшего Советского Союза  волей судеб оказавшихся за пределами  Российской Федерации.

       В настоящее время вопросы гражданства  в первую очередь регулируются Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с поправками от 30 декабря 2008 года).

       Не  менее важным документом, регулирующим вопросы гражданства, является Закон  о гражданстве Российской Федерации  №62-ФЗ от 31.05.2002 г. (с изменениями  от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г.).

       Другим  специальным актом является Положение  о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325 (с изменениями от 31 декабря 2003 г., 3 ноября 2006 г., 27 июля 2007 г., 15 июля 2008 г., 19 августа, 22 октября 2009 г.).

 

  1. Принципы  Гражданства в Российской Федерации.
 

       Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации  приобретается и прекращается в  соответствии с федеральным законом  РФ "О гражданстве РФ" от 31 мая 2002 года.

2.1. Принцип единого  гражданства:

 

       В части 1 статьи 6 конституции РФ закреплен  принцип единого гражданства. Это связано, прежде всего с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации.

       Конституция установила, что гражданство РФ является единым т.е. граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. В соответствии с Конституцией  граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях; граждане РФ не могут быть разделены на  какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности.3

 

2.2. Принцип равенства

 

       Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует: 

  • гарантирует всеобщее и равное избирательное право;
  • обеспечивает защиту национальным меньшинствам;
  • защиту от дискриминации;
  • устанавливает запреты на выдачу собственных граждан;
  • запрет на привилегии в соответственно равенство всех граждан перед законом.

       Этот  принцип прослеживается и в характерном  для многих современных конституций  разделении носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам  предоставляется более широкий  объем прав и свобод; в отношении  всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного  государства, допускаются отдельные  изъятия. Это главным образом  касается политических прав. Только граждане РФ могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности.4

 

    1. Принцип двойного гражданства
 

       Часть 1 статьи 62 предусматривает возможность  граждан РФ иметь двойное гражданство. Случаи двойного гражданства возникают  из-за  применения государствами  разных принципов при решении  вопросов приобретения гражданства. Ребенок  может приобрести гражданство, например, при различном гражданстве родителей  и в результате усыновления иностранным  гражданином, женщина- при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна «следовать гражданству своего мужа». Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:

  • если такую возможность предусматривает федеральный закон;
  • если это предусмотрено международным договорам РФ.

       Упоминание  в конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных  актах недопустимо. Российскому  гражданину может быть разрешено  по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий  международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию – наличие международного – Закона о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает. Международный договор, о котором упоминается в части 1 статьи 62, должен прямо предусматривать права граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих этих государств.

       Признание в соответствии с Конституцией двойного гражданства российских граждан  лишь в указанных, строго ограниченных случаях означает, что общий принцип, по которому за лицом, состоящим в  гражданстве, не признается принадлежность к гражданству другого государства, продолжает действовать. Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданина, как это предписывалось в прежнем Законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством  он будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за нами признано в России, лишь с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.

       Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства может создавать  определенные трудности, поскольку  обладатель двух гражданств оказывается  связанным с двумя государствами  и должен подчиняться законом  обоих. Это касается, например, военной  службы. Факт двойного гражданства  не умоляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором РФ может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства. Все это соответствует международной практике, и согласно Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г, лицо, обладающее двумя гражданствами, может рассматриваться каждым из государств, гражданином которого он является, как его гражданин.

       Двойное гражданство проверяется компетентными  органами. В связи со скандалом вокруг назначения заместителем Секретаря Совета Безопасности РФ Б.А. Березовского и его двойного гражданства Государственная Дума Федерального Собрания РФ постановила поручить Министерству внутренних дел РФ проверить наличие двойного гражданства у граждан РФ, занимающих государственные должности; дать согласие на проверку наличия двойного гражданства у депутатов Государственной Думы  до 1 апреля 1997.

       Распоряжение  о двойном гражданстве принимает  Президент РФ, и если разрешение получено, то гражданин РФ, имеющий  также иное гражданство, не может  быть на этом основании ограничен  в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться  от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.5

 

    1. Правовое  положение иностранных граждан  лиц без гражданства
 

       В части 3 статьи 62  Конституции определено правовое положение в России иностранных  граждан  лиц без гражданства. Определение иностранных граждан  дано в статье 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г № 115-ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации», в которой указано, что  иностранный гражданин- это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта и заменяющие их документы.

           Лица без гражданства – это такие лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство, российское государство стремиться к устранению и предотвращению случаев проживания на ее территории лиц без гражданства. В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российскому гражданам, т.е.  устанавливает для этих лиц национальный режим. Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Принцип приравнивание действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором РФ не установлено иное. Отклонения от национального режима в сторону ограничения прав или , наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан согласно Конституции могут быть установлены федеральным законом или международным договором. Ведение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

           Иностранный гражданин,  подчиняясь на территории РФ закона нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственных государством, имеет определенные права  и обязанности  как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским граждан (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности – судьи, прокурора, нотариуса и т.д., право участвовать в референдумах и т.п.). ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в упомянутом Законе о правовом положении иностранных граждан, в частности в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывание на территории  нашей страны, административной и уголовной ответственности.6 

 

  1. Основания и порядок приобретения Гражданства Российской Федерации.
 

       Гражданство - это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданство дает объем прав, свобод и обязанностей конкретному лицу. В соответствии с Конституцией  РФ установлены Федеральным законом  от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О Гражданстве  РФ». Гражданство является тем необходимым  условием, которое обязательно для  того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог  исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин также имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам РФ, находящимся за ее пределами. Иными словами, гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, т.е. гражданином государства является не лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.7

       Закон о гражданстве в статье 11 предусматривает  следующие основания приобретения гражданства:

       а) по рождению:

       Приобретение  гражданства Российской Федерации  по рождению устанавливается статьей 12.

Информация о работе Гражданство Российской Федерации