Гражданство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ понятия и определение особенностей института гражданства в Российской Федерации, ведь выбранная тема "Гражданство РФ" является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой, а поэтому я воспользуюсь нормативно-правовыми актами, комментариями, а так же научными трудами исследователей конституционной отрасли права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Понятие гражданства 5

1.Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации. 7

2.Принципы Гражданства в Российской Федерации. 11

2.1. Принцип единого гражданства: 11

2.2. Принцип равенства 12

2.3.Принцип двойного гражданства 13

2.4.Правовое положение иностранных граждан лиц без гражданства 16

3.Основания и порядок приобретения Гражданства Российской Федерации. 18

4.Основания и порядок прекращения Гражданства Российской Федерации. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33

Работа содержит 1 файл

курссовая работа ССашка Трау.docx

— 57.99 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕЖДЕНИЕ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  
"РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

РОСТОВСКИЙ  ФИЛИАЛ 

Кафедра теории и истории государства  и права

Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации 
 
 

Курсовая  работа

На тему: «Гражданство Российской Федерации» 
 
 
 

Выполнила:

А. С. Траутвейн, студентка юридического факультета группы 22

Проверил:

В. В. Русских, к.ю.н., доц. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Росто-на-Дону

2011г.

Содержание:

 

Содержание: 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Понятие гражданства 5

1.Развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации. 7

2.Принципы Гражданства в Российской Федерации. 11

2.1. Принцип единого гражданства: 11

2.2. Принцип равенства 12

2.3.Принцип двойного гражданства 13

2.4.Правовое положение иностранных граждан  лиц без гражданства 16

3.Основания и порядок приобретения Гражданства Российской Федерации. 18

4.Основания и порядок прекращения Гражданства Российской Федерации. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Вопрос  о гражданстве является одним из наиболее актуальных на любом из этапов развития государства. Современное Российское государство особо внимательно относится к данному вопросу, который, по мнению некоторых исследователей, перерос а одну из наиболее сложных проблем. 

         Вопрос взаимоотношения человека и государства – гражданство, затрагивает основные права и свободы человека и гражданина. В данной курсовой работе я постараюсь наиболее подробно исследовать вопрос гражданства. Так как он относится к ведению одной из наиглавнейших отраслей права – конституционной, мои рассуждения и выводы будут аргументированы и основаны на Конституции РФ от 12 декабря 1993г и ФЗ "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

       Целью данной работы является анализ понятия  и определение особенностей института  гражданства в Российской Федерации, ведь выбранная тема "Гражданство  РФ" является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой, а  поэтому я  воспользуюсь нормативно-правовыми актами, комментариями, а так же научными трудами исследователей конституционной отрасли права.

       Исходя  из поставленной цели курсовой работы, следует осветить  следующие задачи:

       - изучить понятие и конституционные  принципы гражданства РФ;

       - рассмотреть основания и порядок  приобретения и прекращения гражданства  России;

       - показать особенности гражданства  детей при изменении гражданства  родителей;

       - изучить процедуру рассмотрения  вопросов о гражданстве РФ.

       Приступая непосредственно к рассмотрению гражданства, необходимо четкое определение  предмета и объекта исследования данной курсовой работы. В качестве предмета исследования  я представляю гражданство Российской Федерации. Объектом - общественные отношения в процессе приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

       На  первый взгляд может показаться, что  Российское законодательство достаточно четко разработало вопрос о гражданстве, однако в Конституционном праве  РФ различия в статусе личности и  гражданина отражаются не всегда четко. Например, Конституция закрепляет право  на обращение в государственные  органы только применительно к гражданам  Российской Федерации, но этим правом может воспользоваться также  иностранный гражданин, лицо без  гражданства, находящееся на территории Российской Федерации.

       Институт  гражданства представляет собой  один из важнейших элементов правового  статуса личности и гарантия его  свобод. Оно – первооснова взаимоотношений  человека и государства. Это связано  с тем, что объем прав, свобод, обязанностей того или иного лица напрямую зависит от гражданства. Во всей полноте они присущи лишь гражданам соответствующего государства. Гражданство является обязательным обстоятельством, которое необходимо учитывать при характеристике правового  статуса физического лица как  субъекта права. Гражданство означает официальную принадлежность человека к народу определенной страны, вследствие чего он находится в сфере юрисдикции данного государства и под  его защитой. Гражданство – это  устойчивая правовая связь человека с государством, для которой характерно наличие у них взаимных прав, обязанностей и ответственности.

 

  1. Понятие гражданства
 

       Выявление определения является важнейшим  инструментом при изучении любого вопроса, особенно, когда речь идет о гражданстве. Именно поэтому, я решила  посвятить отдельную главу данному вопросу.

       Следует начать с того, что  в составе Российской Федерации выделяют различные группы в зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, места жительства, профессиональной принадлежности.

       Для того чтобы выявить главные характеристики, а именно: различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством всех этих групп, необходимо обратиться к понятию гражданства. Научные достижения в области этого вопроса достигли своеобразных успехов – на сегодняшний день можно выделить большое количество разных формулировок данного понятия, я предлагаю взять за основу следующее:

       Гражданство - это первый и основополагающий элемент правового статуса личности.

       В праве институт гражданства - это  один из наиболее чрезвычайно показательных  и ёмких критериев истинного  отношения государства к своим  гражданам как личностям, чьи  права и свободы являются высшей ценностью в соответствии со статьёй 2 Конституции РФ. Институт гражданства выполняет двойную функцию, являясь, во-первых, средством и способом защиты прав гражданина, а во-вторых, институтом защиты прав и интересов государства.

       Но  учитывая научно-правовую базу необходимо сделать следующие уточнения, и  рассмотреть гражданство в субъективном и объективном смысле.

       Гражданство в субъективном смысле - есть устойчивая связь человека с гос-вом, выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении основных прав и свобод человека и его достоинства. Суть гражданства в субъективном смысле составляет волевое отношение лица и государства по установлению между ними определенной правовой связи. Гражданство - это общая, длящаяся и устойчивая правовая связь лица и гос-ва.

       Гражданство в объективном смысле рассматривается  как правовой институт, то есть как  совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющий принципы гражданства, которые регулируют отношения, связанные  с приобретением и прекращением гражданства. 
 
 
 

 

  1. Развитие  законодательства о  гражданстве в  Российской Федерации.
 

       До 1917 года в России понятия гражданства  не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:

       Природных подданных, которые в свою очередь  делились на дворянство (потомственное  и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и  цеховые) и сельских обывателей.

       Инородцев (евреи и восточные народы), финляндских  обывателей.

       Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два  сословия - лица податного состояния  и лица неподатного состояния. С  принадлежностью к той или  иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

       Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал  и не основывалось на юридическом  равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.

       Крушение  царской России повлекло за собой  крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства.

       В 1917 году Россия стала Республикой, а  понятие «подданство» связано с монархией - там, где есть царь, император, король и т.д., есть и его

подданные.

       «Так, декретом ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 года «Об  уничтожении сословий и гражданских  чинов» все существовавшие в императорской  России сословия и сословные деления  граждан, сословные привилегии и  ограничения, сословные организации  и учреждения, а равно и все  гражданские чины упразднялись; уничтожались всякие звания и наименования гражданских чинов и устанавливалось «одно общее для всего населения РФ наименование - гражданин Российской Республики» 1

       Выступая  с докладом на сессии ЦИК СССР в связи с принятием первого Положения о союзном гражданстве (от 29 октября 1924 г.), нарком иностранных дел СССР Г.В. Чичерин подчеркивал: Декларация прав человека и гражданина в 1791 году (Франция - С.А.) заменила понятие подданного, т.е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, т.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемом в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявление трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в Советском государстве.2

       Декрет  ВЦИК от 1 апреля 1918 года «О приобретении прав российского гражданства» установил  право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих  на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев  и публиковал их списки для всеобщего  сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые проживая в РСФСР и  работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта  тенденция повышения уровня органов  правомочных принимать в российское, а с 1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.

       Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству  иностранного государства. Это Положение  также закрепило, что гражданин  СССР является гражданином той союзной  республики, на территории которой  он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению  считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать  гражданство этой республики.

       Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип  единства союзного гражданства и  сохранила отнесение к ведению  Союза ССР решение вопросов о  союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой  Конституции Закон о гражданстве  Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР признавались лицами без гражданства.

Информация о работе Гражданство Российской Федерации