Гражданство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства. Понять и изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений.
Задачи: раскрыть понятие и принципы гражданства РФ; основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации; полномочия органов, ведающих делами о гражданстве.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3-6
1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации……7-12
2. Приобретение гражданства Российской Федерации…………..13-17
3. Прекращение гражданства Российской Федерации……………18-20
4. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации,
правовые основы их деятельности…………………………………21-27
Заключение…………………………………………………………..28-30
Список использованной литературы………………………………31
Лист самоанализа……………………………………………………32-34

Работа содержит 1 файл

Курсовая по КПРФ 2003ворд.doc

— 194.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Статья 20 ФЗ определяет основания отказа в выходе из гражданства России. Выход из гражданства России не допускается, если гражданин России:

  • Имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;
  • Привлечен компетентными органами России в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
  • Не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Вследствие выхода из гражданства (ст. 23): Выход из гражданства может иметь место как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный (упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей. Однако ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи. Данная норма направлена на обеспечение таких, например, обязательств, как алименты, долги и пр. Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также в случае возбуждения уголовного дела (до окончания его рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению. Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами. 
 
 
 

  Вследствие отмены  решения о приеме  в гражданство (ст. 24): Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности.

     При этом отмена решения о приеме в  российское гражданство не распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России — пять лет.

  Путем выбора гражданства  при изменении  границы Российской Федерации (оптация):  Если какая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство (ст. 21).

Иные  основания: Закон о гражданстве предусматривает некоторые дополнительные основания прекращения гражданства недееспособных и детей (ст. 25—31).

Прекращение гражданства РФ (сравнительный  анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов)5:

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вступил в силу 1 июля 2002 г. Он заменил действовавший более десяти лет Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I "О гражданстве Российской Федерации". Законодательство о гражданстве характеризуется относительной стабильностью, серьезные изменения здесь происходят достаточно редко. Поэтому принятие Закона о гражданстве от 31 мая 2002 г. отражает некий новый этап в миграционной политике России. В связи с этим интересен сравнительный анализ положений нового Закона и ранее действующего, касающихся прекращения гражданства РФ.

СЗ РФ. 2002. №22. Ст. 2031:С принятием Закона 2002 г. изменений в перечне возможных форм прекращения российского гражданства не произошло. Как и в Законе 1991 г., предусматриваются выход из гражданства РФ, формы его прекращения (которые прямо не названы), но предполагаются утрата и лишение гражданства, а также иные формы прекращения гражданства, которые возможны на основании международных договоров Российской Федерации (например, оптация). Выход из гражданства (экспатриация) - это прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его представителей (для несовершеннолетних). В Законах о гражданстве 1991 и 2002 гг. реализован разрешительный вид экспатриации, который заключается в прекращении гражданства на основе постановления компетентного государственного органа по просьбе заявителя. Этот вид выхода из гражданства отличается от свободной экспатриации, представляющей собой односторонний декларативный отказ лица от гражданства и не нуждающийся в каком-либо санкционировании со стороны государства. Так, в соответствии с законодательством Соединенных Штатов Америки гражданин США может выйти из гражданства путем подачи официального отказа от гражданства перед дипломатическим или консульским чиновником Соединенных Штатов в иностранном государстве. В Законе 1991 г. неисполнение обязанности по несению военной службы также рассматривалось как обстоятельство, исключающее выход из гражданства РФ, и было выделено отдельно. Правда, для этого была выбрана достаточно неудачная формулировка: "Выход из гражданства не допускается... после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания". Ошибочность ее заключалась в том, что получение повестки отнюдь не отражает обязанность лица по несению военной службы (например, в случае его освобождения от призыва на военную службу) и, наоборот, неполучение лицом повестки не свидетельствует о том, что такая обязанность отсутствует. В ныне действующем российском Законе о гражданстве эта формулировка была исключена, поэтому факт наличия у лица неисполненной обязанности по несению военной службы определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а при ее замене на альтернативную - Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданкой службе".

Закон 1991 г. содержал практически аналогичные положения, за исключением того, что более либерально относился к случаям выхода из гражданства РФ лиц, проживающих на территории РФ, допуская выход из гражданства РФ в порядке регистрации для тех из них, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство. Ограничение права на упрощенную экспатриацию для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и его распространение только на несовершеннолетних детей вполне разумно. Для совершеннолетнего гражданина РФ, проживающего на территории России, более вероятно обнаружение затрудняющих выход из гражданства обстоятельств. Поэтому строгий общий порядок выхода из гражданства здесь необходим вне зависимости от того, имеет ли совершеннолетний заявитель родителя, ребенка или супруга - граждан иного государства. Вместе с тем не предоставление в Законе 2002 г. права на упрощенный выход из гражданства для детей, оба родителя которых являются иностранными гражданами, нельзя назвать правильным. В таких случаях упрощенная экспатриации более целесообразна, даже чем в предусмотренном законе случае, когда один из родителей ребенка является иностранным гражданином, а другой - гражданином РФ. 
Для этих целей ч. 3 ст. 19 Закона 2002 г. будет более правильно изложить в следующей редакции: 
"Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя". Утрата гражданства - это автоматическое прекращение гражданства при наличии определенных в законе обстоятельств (утрата гражданства ex lege). Эта форма прекращения гражданства прямо не названа ни в Законе 1991 г., ни в Законе 2002 г. Скорее это связано с тем, что в отличие от других государств в нашей стране в настоящее время этот способ прекращения устойчивой правовой связи лица и государства не имеет столь широкого применения. Автоматическое прекращение российского гражданства предусмотрено лишь в нескольких случаях: гражданство РФ ребенка утрачивается при прекращении российского гражданства обоих его родителей или единственного его родителя, а также при прекращении гражданства РФ одного из родителей при согласии другого родителя на это, но всегда при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Исходя из этого анализа, можно сделать вывод о том, что Закон 2002 г. принимался в новых историко-политических условиях, характеризующихся окончанием переходного периода российской государственности, в отличие от ранее действующего Закона 1991 г., который принимался в период распада союзного государства и образовании на его территории новых независимых государств. Эти факторы объясняют многие концептуальные различия в регулировании рассматриваемыми нормативными актами вопросов прекращения гражданства РФ. 
Кроме того, если Закон 1991 г., учитывая общественно-политическую обстановку, разрабатывался и принимался наспех, то у разработчиков нового Закона о гражданстве было время на четкую проработку норм права, учет международных принципов гражданства, изложенных, в частности, в Европейской конвенции о гражданстве. Последнее, к сожалению, не помогло избежать многих неточностей и пробелов, однако в целом позволяет сделать вывод: новый Закон о гражданстве более совершенен как с точки зрения содержания, так и с точки зрения законодательной техники его изложения.

Органы, ведающие делами о  гражданстве Российской Федерации,

     правовые  основы их деятельности

В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» говорится также и о органах, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, а точнее это изложено в гл. 6.

В ст. 28 говорится о том, что Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ в часть первую статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения:

1. Полномочными  органами, ведающими делами о  гражданстве Российской Федерации,  являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;
  • федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Полномочия органов, ведающих  делами о гражданстве Российской  Федерации, определяются настоящим  Федеральным законом.

Ст.29: Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке  в соответствии со ст. 13 Федерального закона; б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона; в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона; г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. Президент Российской Федерации  утверждает положение о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации  обеспечивает согласованное функционирование  и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации  издает указы по вопросам гражданства  Российской Федерации.

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 151-ФЗ в часть пятую статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами "б" - "ж" ст. 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13-15 настоящего Федерального закона. Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ в статью 30 настоящего Федерального закона внесены изменения.

Ст.30: Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов:

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы; д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации; е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, c частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона; ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; з) оформляют гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона; и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Информация о работе Гражданство Российской Федерации