Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:41, курсовая работа
Многие уроженцы России, по тем или иным причинам оказавшиеся в странах ближнего зарубежья после распада СССР изъявляют желание получить гражданство Российской Федерации. Рост числа нелегальных мигрантов и тотальная коррупция в этой сфере заслуживает пристального внимания государственных властей к правовым вопросам гражданства Российской Федерации, а также требует немалой работы квалифицированных юристов по усовершенствованию системы нормативно-правовых актов в этой области.
Введение 3
1. Отношения гражданства 5
1.1. Сущность и понятие гражданства 5
1.2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации 7
1.3. Принципы и основные правила, регулирующие вопросы
гражданства РФ 9
2.Приобретение и прекращение гражданства РФ 13
2.1. Приобретение гражданства РФ 13
2.2. Прекращение гражданства РФ 18
3. Государственные органы по делам гражданства РФ 21
3.1. Основные функции и задачи полномочных органов 21
3.2. Правовая основа деятельности органов внутренних дел РФ
по реализации законодательства о гражданстве РФ 26
Заключение 28
Список использованных источников 30
Содержание
Введение
1. Отношения
гражданства
1.1. Сущность
и понятие гражданства
1.2. Законодательство
о гражданстве Российской
1.3. Принципы и основные правила, регулирующие вопросы
гражданства
РФ
2.Приобретение
и прекращение гражданства РФ
2.1. Приобретение гражданства РФ 13
2.2. Прекращение
гражданства РФ
3. Государственные
органы по делам гражданства РФ
3.1. Основные функции и задачи полномочных органов 21
3.2. Правовая основа деятельности органов внутренних дел РФ
по
реализации законодательства о
гражданстве РФ
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Российская Федерация является одним государств - мировых лидеров по числу людей, желающих получить наше гражданство. Институт гражданства Российской Федерации строится на соблюдении международных принципов правового положения личности. Законодательство о гражданстве РФ представляет собой систему нормативно-правовых актов, издаваемых высшими органами законодательной и исполнительной власти, регулирующих общественные отношения, связанные с вопросами приобретения и восстановления гражданства, выхода из гражданства. Основополагающими актами, регулирующими вопросы гражданства РФ, являются Конституция Российской Федерации, Закон "О гражданстве Российской Федерации", Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации1.
Федеральный закон «О гражданстве РФ» с изменениями и дополнениями, а также принятое в соответствие с этим законом Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, призваны содействовать тому, чтобы усовершенствовать порядок получения гражданства и отрегулировать процедуру оформления документов, иными словами, сделать этот процесс прозрачным и четким.
Тема данной курсовой работы имеет особую актуальность и значимость. Гражданство является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Его наличие или отсутствие серьезно влияет на совокупность прав и обязанностей граждан.
Многие
уроженцы России, по тем или иным причинам
оказавшиеся в странах ближнего зарубежья
после распада СССР изъявляют желание
получить гражданство Российской Федерации.
Рост числа нелегальных мигрантов и тотальная
коррупция в этой сфере заслуживает пристального
внимания государственных властей к правовым
вопросам гражданства Российской Федерации,
а также требует немалой работы квалифицированных
юристов по усовершенствованию системы
нормативно-правовых актов в этой области.
1. Отношения гражданства
1.1. Сущность и понятие гражданства
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.
В монархических государствах употребляется термин подданство, который устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству.
Независимо
от формы правления, в правовом
государстве гражданство
Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами).
В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации. А кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства). Такое положение характерно и для Российской Федерации.
В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство - такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положения не означают дискриминации неграждан, государство защищает этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т.е. своих граждан.
Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении к безгражданству, т.е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г.(вступило в силу 13 декабря 1975), принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой конвенции содержится рекомендация государствам представлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, устанавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатридов регулируется международной Конвенции о статусе апатридов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). следуя этим международно-правовым актам, Российская Федерация способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.
Весьма
частым случаем возникновения
Во
многих странах, в том числе и
в Российской Федерации, правовое положение
лиц без гражданства
1.2. Законодательство о гражданстве Российской Федерации
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской федерации, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Устойчивой эта связь является потому, что она не зависит от времени и пространства и для подавляющего большинства граждан сохраняется от рождения до смерти, причем независимо от того, находится ли гражданин на территории своей страны или за ее пределами.
Правовой эта связь называется, во-первых, потому, что закреплена в нормативных актах, а во-вторых, потому, что представляет совокупность взаимных прав и обязанностей человека и государства.
Кроме того в законодательстве о гражданстве РФ применяются следующие понятия: