Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 04:37, лекция
Конечно, договорное саморегулирование всегда опирается на силу допустившего его закона, т. е. на силу публичной власти (государства). Однако последняя, как свидетельствует весь исторический, и прежде всего отечественный, опыт не может произвольно допускать или исключать договор (и стоящий за ним товарно-денежный обмен) в экономике в целом и даже в ее отдельных сферах, не рискуя при этом получить крайне негативные экономические последствия. Последние, таким образом, предопределяют рамки необходимого государственного вмешательства в хозяйственную жизнь общества.
1 Что также
свидетельствует об
Типичной разновидностью данного договора является традиционно известный русскому праву договор запродажи, по которому стороны обязываются в определенный ими срок заключить договор купли-продажи (например, в отношении вещи, которой пока нет у продавца или в отношении которой он не имеет права собственности либо оно обременено правами иных лиц).
Предварительный договор содержит условия, во-первых, относящиеся к его содержанию и, во-вторых, относящиеся к содержанию основного договора. Из числа первых следует прежде всего назвать срок, в течение которого стороны обязуются заключить основной договор (при его отсутствии в соответствии с правилом абз. 2 п. 4 ст. 429 ГК применяется годичный срок). Кроме того, предварительный договор необходимо должным образом оформить (как правило, письменно) под страхом его ничтожности. Ко второй группе относятся условие о предмете и другие существенные условия основного договора, отсутствие которых превращает предварительный договор в юридически необязательное соглашение о намерениях.
Предварительный
договор отличается от договора, совершенного
под условием (условной сделки), поскольку
порождает безусловную
По своей юридической
природе к предварительным
К числу организационных относятся также многосторонние Договоры - учредительный договор о создании юридического лица и договор простого товарищества (о совместной деятельности), определяющие организацию взаимоотношений сторон в связи с их предстоящим участием в гражданском обороте. Предварительные, генеральные и многосторонние договоры можно рассматривать в качестве основных типов организационных договоров.
В свою очередь,
имущественные договоры в литературе
предложено разделять на обязательственные
и вещные1. К последним относят
договоры, в силу которых передача
вещи контрагенту и возникновение
у него вещного права происходит
"на стадии возникновения договора,
а не его исполнения", например при дарении
вещи. Получается, что такие договоры (сделки)
об отчуждении вещей не порождают договорных
обязательств. В действительности речь
идет о ситуациях, когда момент заключения
договора (сделки) совпадает с моментом
исполнения договорного обязательства,
состоящего исключительно в передаче
вещи (порождающей в силу п. 1 ст. 223 ГК возникновение
права собственности на вещь у приобретателя),
что характерно для некоторых реальных
сделок (например, в розничной купле-продаже).
Но "вещные элементы" таких правоотношений
исчерпываются переходом права собственности
(абз. 1 п. 2 ст. 218 ГК), а "близкая" к виндикационному
иску возможность истребования индивидуально-определенной
вещи (ст. 398 ГК) характерна для "обязательственных",
а не "вещных договоров". В связи с
этим выделение последних представляется
необоснованным.
3. Публичный
договор и договор
С точки зрения порядка заключения и формирования содержания особыми разновидностями договоров являются публичный договор и договор присоединения. Правила об этих договорах, по сути, представляют собой ограничения принципа договорной свободы и даже известные отступления от начал юридического равенства субъектов частного права, установленные с целью защиты интересов более слабой стороны.
Публичным признается договор, подлежащий заключению коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем в силу характера их деятельности с каждым, кто обратится за получением отчуждаемых ими товаров, производимых работ или оказываемых услуг (п 1 ст 426 ГК).
1 См Брагинский
МИ К вопросу о соотношении
вещных и обязательственных
Следовательно, речь идет о договоре, в котором в качестве услугодателя выступает профессиональный предприниматель, занимающийся такими видами деятельности, которые должны им осуществляться в отношении любых обратившихся к нему лиц. В соответствии с этим к числу публичных относятся, в частности, договоры розничной купли-продажи, энергоснабжения, проката и бытового подряда, банковского вклада граждан и др.
Предприниматель (услугодатель) как сторона публичного договора, во-первых, обязан заключить его с любым обратившимся к нему для этого лицом и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (если только иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, например для ветеранов войны, инвалидов или других категорий граждан). Во-вторых, цена и иные условия таких договоров тоже должны быть одинаковыми для всех потребителей (за аналогичными исключениями). Более того, с целью соблюдения этих предписаний федеральному правительству предоставлено право издавать обязательные для сторон правила заключения и исполнения публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.), т. е. определять их содержание независимо от воли сторон.
Наконец, в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК потребитель может через суд понудить предпринимателя к заключению такого договора или передать на рассмотрение суда разногласия по его отдельным условиям1. Следовательно, в отношении выбора контрагента и условий договора для предпринимателя здесь исключается действие принципа свободы договора. Такое законодательное решение призвано служить защите интересов массовых потребителей, прежде всего граждан, обычно находящихся по отношению к профессиональным предпринимателям в заведомо более слабом положении.
Указанным целям соответствуют также правила о договоре присоединения.
Договором присоединения
признается договор, условия которого
определены лишь одной из сторон, причем
таким образом (в формуляре, типовом бланке
или иной стандартной форме), что другая
сторона лишена возможности участвовать
в их формировании и может их принять лишь
путем присоединения к договору в целом
(п. 1 ст 428 ГК)
1 См п 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ
и Пленума Высшего
Очевидно, что при таком способе заключения договора интересы присоединяющейся стороны могут оказаться ущемленными и потому требуют специальной, дополнительной защиты.
Сам по себе способ
заключения договора путем предварительного
формулирования его условий в
определенной стандартной форме
может оказаться весьма полезным,
упрощая и облегчая процедуру
оформления договора. Такие ситуации встречаются,
например, в массовых договорах в сфере
бытового обслуживания населения, в отношениях
различных клиентов с банками, страховыми
и транспортными организациями, традиционно
использующими типовые бланки договорной
документации (заявление об открытии банковского
счета, страховые полисы, товарно-транспортные
накладные и т. п.). От них следует отличать
ситуации, когда предложение одной из
сторон использовать заранее растиражирован-ный
образец текста договора отнюдь не исключает
согласование и переформулирование изложенных
в нем условий.
Сторона, подписавшая предложенный ей контрагентом договор присоединения, вправе требовать его изменения или расторжения по особым основаниям, не допускаемым в отношении иных, обычных договорных обязательств. Такие основания не являются следствием незаконности условий договора - они становятся следствием появления у стороны, разрабатывавшей договор, односторонних льгот и преимуществ либо наличия чрезмерно обременительных для присоединившейся стороны условий. Тем самым они лишают одну из сторон возможности злоупотребить принципом договорной свободы, а для другой как бы восполняют отсутствие этой свободы в отношении формирования условий договора.
Поэтому присоединившаяся сторона получает право требовать изменения или расторжения такого договора даже при формальной законности его содержания в следующих случаях:
• если она при этом лишается прав, обычно предоставляемых по аналогичным договорам,
• если другая сторона исключает или ограничивает свою ответственность по договору;
• если в договоре содержатся иные, явно обременительные для присоединившейся стороны условия (п. 2 ст 428 ГК)
Данные последствия,
однако, практически не применяются
в договорах между
Будучи по сути
особым способом заключения договоров,
договор присоединения даже при его использовании
в отношениях между предпринимателями
и потребителями не сливается с понятием
публичного договора. Ведь последний предполагает
возможность его принудительного заключения
по требованию потребителя, тогда как
смысл договора присоединения, напротив,
состоит в предоставлении потребителю
более широкой, чем обычно, возможности
добиваться его изменения или расторжения.
§ 3. Неустойка
1. Понятие и
сущность неустойки
Несмотря на то, что неустойка является одной из форм санкций в обязательстве, т. е. неотъемлемым элементом самого обязательства, в российском законодательстве и юридической литературе ее традиционно рассматривают в качестве способа обеспечения исполнения обязательства. Обеспечительная функция неустойки видится в том, что она является дополнительной санкцией за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, помимо общей санкции возмещения убытков (ст. 393 ГК), и связывает должника угрозой возможности наступления строго определенной имущественной невыгоды, чем стимулирует его исполнить обязательство надлежащим образом. Изложенному пониманию стимулирующей (обеспечительной) роли неустойки соответствует и ее определение, данное в законе.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК).
Из определения видно, что российское законодательство, как и теория права, отрицательно относится к оценочной теории неустойки. Оценочная теория неустойки, опирающаяся на идею о том, что неустойка - это заранее обусловленная оценка возможных в будущем убытков, имеет глубокие исторические корни и широкое распространение в различных правовых системах. Так, в
§ 292 Прусского Земского уложения говорилось, что интерес контрагента, подлежащий возмещению при ненадлежащем исполнении договора, может быть заранее определен путем соглашения о неустойке1. В
§ 340 Германского
гражданского уложения неустойка определяется
как минимальная сумма
1См.:Pauxep B. K. Правовые
вопросы договорной дисциплины в
СССР. М., 1958 С 171 (сноска 58)
2См • Германское право Ч 1. М., 1996. С. 76.
3См.. Годеме Е.
Общая теория обязательств М.,
1948 С 395.
В доктрине стран
общего права неустойка допускается
лишь в виде заранее оцененных
убытков (liquidated damages), а неустойка, имеющая
характер штрафа (penalty), никогда не может
быть взыскана в силу принципа компенсационной
направленности гражданско-правовых средств
защиты. Поэтому неустойка в странах общей
системы права не выполняет обеспечительной
функции1.
2. Обеспечительная
функция неустойки
Дополнительное
(обеспечительное) значение неустойки
по сравнению с общей санкцией
возмещения убытков проявляется, по
мысли российского
Во-первых, убытки могут быть взысканы лишь тогда, когда они действительно имели место, причем для взыскания такого вида убытков, как упущенная выгода, необходимо также учитывать предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК). Неустойка же может быть взыскана вне зависимости от всего этого. В п. 1 ст. 330 ГК сказано, что по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Во-вторых, размер убытков точно определим лишь после факта неисполнения обязательства. При длящихся нарушениях должником своих обязательств размер убытков может быть определен только в будущем. Размер же неустойки заранее определен, что делает ее взыскание неизбежным. Тем самым повышается реальность неблагоприятных имущественных последствий для должника, не исполняющего или ненадлежащим образом исполняющего обязательство. Кредитор в любом случае может взыскать неустойку, не дожидаясь ни возникновения убытков, ни точного определения их размера.