Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 04:37, лекция
Конечно, договорное саморегулирование всегда опирается на силу допустившего его закона, т. е. на силу публичной власти (государства). Однако последняя, как свидетельствует весь исторический, и прежде всего отечественный, опыт не может произвольно допускать или исключать договор (и стоящий за ним товарно-денежный обмен) в экономике в целом и даже в ее отдельных сферах, не рискуя при этом получить крайне негативные экономические последствия. Последние, таким образом, предопределяют рамки необходимого государственного вмешательства в хозяйственную жизнь общества.
Глава 30. Гражданско-правовой
договор
1. Понятие и
значение гражданско-правового
Французского гражданского кодекса говорит о том, что "законно заключенные соглашения занимают место закона для тех, кто их заключил". Следовательно, договор становится эффективным способом организации взаимоотношений его сторон, учитывающим их обоюдные интересы.
Конечно, договорное
саморегулирование всегда опирается
на силу допустившего его закона, т.
е. на силу публичной власти (государства).
Однако последняя, как свидетельствует
весь исторический, и прежде всего отечественный,
опыт не может произвольно допускать или
исключать договор (и стоящий за ним товарно-денежный
обмен) в экономике в целом и даже в ее
отдельных сферах, не рискуя при этом получить
крайне негативные экономические последствия.
Последние, таким образом, предопределяют
рамки необходимого государственного
вмешательства в хозяйственную жизнь
общества. С этой точки зрения договор
предстает как экономико-правовая категория,
в которой экономическое содержание (акт
товарообмена) получает объективно необходимое
ему юридическое (гражданско-правовое)
оформление и закрепление.
2. Понятие договора
Будучи порождением, необходимой формой товарообмена, цивилистическая категория договора и ее правовое оформление развивались и усложнялись по мере соответствующего развития самого оборота (обмена). Так, уже в классическом римском праве стали различаться "соглашение" (conventio) как согласованное волеизъявление сторон и "договор" (contractus) как основа возникающих между ними обязательственных отношений (от лат. contrahere - стягивать, вступать в обязательство путем соглашения). Поэтому и стороны договорных отношений обычно именуются контрагентами.
В современном гражданском праве само понятие договора стало многозначным.
Во-первых, договор
рассматривается как
Во-вторых, свобода договора состоит в свободе определения характера заключаемого договора. Иными словами, субъекты имущественного (гражданского) оборота сами решают, какой именно договор им заключить. Они вправе заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, если только такой договор не противоречит прямым законодательным запретам и соответствует общим началам и смыслу гражданского законодательства (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 421 ГК). Развитое гражданское законодательство не предусматривает исчерпывающего, закрытого перечня (numerus clausus) договоров и не обязывает стороны "подгонять" их договорные взаимосвязи под одну из известных закону разновидностей. Данное обстоятельство особенно важно в условиях формирующегося рыночного хозяйства, когда экономические потребности весьма изменчивы, а правовое оформление нередко отстает от них. В частности, различные сделки, совершаемые в настоящее время на фондовых и валютных биржах, далеко не всегда имеют прямые законодательные "прототипы".
Более того, стороны свободны в заключении смешанных договоров, содержащих элементы различных известных разновидностей договора (п. 3 ст. 421 ГК). Например, в договор о поставке товара могут быть включены условия о его страховании, хранении, перевозке, погрузке и выгрузке и т. д., выходящие за рамки традиционной купли-продажи и вместе с тем вовсе не требующие заключения нескольких различных договоров. К такому единому, комплексному договору будут в соответствующих частях применяться правила о тех договорах, элементы которых содержатся в нем.
Наконец, в-третьих, свобода договора проявляется в свободе определения его условий (содержания) (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК). Стороны договора по своей воле определяют его содержание и формируют его конкретные условия, если только содержание какого-либо условия императивно не определено законом или иными правовыми актами. Так, условие о цене приобретаемого товара согласуется самими контрагентами и лишь в отдельных случаях определяется по установленным государством тарифам, ставкам и т. п. (например, когда дело касается продукции "естественных монополий").
В развитом рыночном хозяйстве свобода договоров не может иметь абсолютного характера и неизбежно подвергается тем или иным ограничениям, установленным в публичном интересе. Прежде всего, договор безусловно должен соответствовать императивным нормам закона и иных правовых актов (п. 1 ст. 422 ГК)1, которые в сфере договорных обязательств практически всегда устанавливают те или иные ограничения договорной свободы в общественных и государственных (публичных) интересах. Однако императивные правила закона, принятого после заключения договора, не должны распространяться на условия ранее заключенных договоров, если только сам этот закон прямо не придаст им обратную силу (п. 2 ст. 422 ГК). Подзаконными же актами, включая президентские указы, во всяком случае нельзя предписывать изменения условий заключенных договоров.
В ряде случаев
ограничения договорной свободы
вызваны развитием самого рынка,
который не сможет нормально функционировать
при их отсутствии. Так, ограничиваются
возможности монопольных
Диапозитивные
нормы закона, превалирующие в
договорно-правовом регулировании, в большинстве
случаев, по сути, представляют собой некоторую
"подсказку" участникам имущественных
отношений со стороны законодателя, обычно
не требующуюся в развитом обороте, но
намеренно сохраненную в отечественном
правопорядке (см Комментарий части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации
для предпринимателей М, 1995 С 335)
Так, согласно ст
6 Федерального закона "О естественных
монополиях" (СЗ РФ 1995. № 34 Ст 3426) органы
регулирования естественных монополий
вправе определять потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию, а также устанавливать
цены (тарифы) или их предельный уровень
на продукцию таких монополий, т е определять
контрагентов и некоторые существенные
условия соответствующих договоров.
Таким же незаконным будет и навязывание контрагентам условий договоров на основе заключенных соглашений о разделе тех или иных товарных рынков или иных форм недобросовестной конкуренции1. В тщательной защите нуждаются граждане-потребители, выступающие в качестве заведомо более слабой стороны в их взаимоотношениях с профессиональными предпринимателями2. Так, в договорах, где кредитором является гражданин как потребитель товаров, работ или услуг, стороны лишены права своим соглашением ограничивать установленный законом размер ответственности должника-услугодателя (п. 2 ст. 400 ГК).
В этой сфере
действует и общий принцип
запрета злоупотребления правом
(п. 1 ст. 10 ГК), в том числе свободой
договоров3. Применение данного принципа
оправданно, например, в ситуациях,
когда банк в качестве стороны кредитного
договора навязывает своему клиенту-ссудополучателю
несоразмерно большую неустойку за просрочку
в возврате кредита (например, 5% от суммы
кредита за каждый день просрочки, что
составляет 1825% годовых!) и затем требует
ее принудительного взыскания, ссылаясь
на свободу договора.
Виды договоров
в гражданском праве
1. Общие классификации
гражданско-правовых договоров
Гражданско-правовые договоры классифицируются как соглашения (сделки) и как договорные обязательства. В первом случае можно говорить об особенностях юридической природы реальных и консенсуальных, возмездных и безвозмездных, каузальных и абстрактных, а также фидуциарных договоров4. Возмездные договоры (сделки) могут быть также подразделены на меновые и рисковые (алеаторные), к которым, в частности, относятся сделки по проведению игр и пари (ст. 1062, 1063 ГК).
Во втором случае
проводится тщательная систематизация
(типизация) соответствующих обязательств
по типам, видам и подвидам.
1См.: Закон РФ
"О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках" (ВВС РФ. 1991. № 16 Ст. 499; 1992. № 34
Ст. 1966; СЗ РФ 1995. № 22. Ст. 1977; 1998. № 19. Ст.
2066).
2 См.: Закон РФ
"О защите прав потребителей"
(ВВС РФ. 1992. № 15 Ст. 766; 1993. № 29. Ст.
1111; СЗ РФ. 1996. № 3 Ст. 140).
При этом традиционно, по существу со времен римского частного права, по направленности на определенный результат выделяются такие типы договоров (договорных обязательств), как договоры, направленные на передачу имущества в собственность (или в иное вещное право) либо в пользование, на производство работ или на оказание услуг, которые затем подразделяются на отдельные виды и подвиды по различным юридическим критериям (например, по объему передаваемых контрагенту имущественных прав и др.) Данное деление договоров как обязательств составляет их основную, "базовую" классификацию, отраженную в законе.
Так, в системе второй части ГК, посвященной отдельным видам обязательств, четко просматривается традиционная четырехчленная типизация договорных обязательств на договоры по отчуждению имущества (гл. 30-33), по передаче его в пользование (гл. 34-36), по производству работ (гл. 37-38) и по оказанию услуг (гл. 39-53). На этой основе затем выделено 26 отдельных видов договоров, 6 из которых, в свою очередь, разделены на подвиды (число которых достигает 30).
Она дополняется классификацией договорных обязательств по иным основаниям. С этой точки зрения прежде всего выделяются договоры односторонние и двусторонние. В одностороннем договоре у одной из сторон имеются только права, тогда как у другой - исключительно обязанности. Примером такого договора является договор займа, в котором у заимодавца есть только право, а у заемщика - только обязанность (п. 1 ст. 807 ГК). В отличие от этого в двустороннем договоре у каждой из сторон есть и права и обязанности (например, у продавца и покупателя в договоре купли-продажи). Односторонний договор есть не что иное, как простое (одностороннее) обязательство, участник которого является либо кредитором, либо должником, тогда как в сложном двустороннем обязательстве каждый из участников одновременно выступает в роли и кредитора и должника.
Кроме того, выделяются договоры в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), которым противопоставляются все остальные договоры как "договоры в пользу контрагента" (кредитора), а также дополнительные, или акцессорные, договоры, обеспечивающие исполнение "основных" договоров (например, договор о залоге или о поручительстве). Как и в предыдущих случаях, речь здесь, по сути, идет о соответствующих разновидностях договорных обязательств.
По субъектному составу обособляются предпринимательские договоры и договоры с участием граждан-потребителей, которые имеют особый правовой режим. Однако такое различие не может быть проведено последовательно для всех гражданско-правовых
договоров, ибо многие из них могут иметь различный субъектный состав и в зависимости от этого способны быть и предпринимательскими, и "потребительскими" (например, кредитные договоры и другие банковские сделки)1.
Все эти классификации и их юридическое значение подробнее рассмотрены ранее (см.
§ 3 и 5 гл. 28 настоящего тома учебника). Вместе с тем договоры подвергаются и иной, свойственной только им классификации.
Из принципа свободы договора вытекает возможность заключения договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных законодательством. На этом основано деление договоров на поименованные (названные в ГК или в ином законе) и непоименованные (неизвестные закону, но не противоречащие общим началам и смыслу гражданского законодательства). Такие договоры иногда называют также договорами sui generis ("своего", т. е. особого, "рода") или "нетипичными договорами".
К ним применяются
нормы о наиболее сходном с
конкретным договором виде или типе
договоров (в чем, между прочим, проявляется
практическое значение типизации договорных
обязательств) и общие положения обязательственного
(договорного) права, т. е. правило об аналогии
закона, а при невозможности этого - аналогия
права. Этим непоименованные (нетипичные)
договоры отличаются от смешанных договоров,
которые представляют собой определенный
"набор" известных договорных обязательств,
что в соответствии с п. 3 ст. 421 ГК влечет
применение к ним в соответствующих частях
конкретных правил об этих поименованных
договорах и тем самым исключает всякую
аналогию.
2. Организационные
и имущественные договоры
Гражданско-правовые
договоры подразделяются на имущественные
и организационные. К имущественным
относятся все договоры, непосредственно
оформляющие акты товарообмена их участников
и направленные на передачу или получение
имущества (материальных и иных благ).
Организационные договоры направлены
не на товарообмен, а на его организацию,
т. е. на установление взаимосвязей участников
будущего товарообмена. Таков, например,
предварительный договор, в силу которого
его стороны обязуются заключить в будущем
основной (имущественный) договор на условиях,
установленных предварительным договором
(п. 1 ст. 429 ГК).