Гражданское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:43, реферат

Описание работы

До недавнего времени отечественная правовая система, развивавшаяся как система советского права, представляла собой комплекс весьма многочисленных самостоятельных правовых отраслей, количество которых насчитывало несколько десятков. Ее главной особенностью было многообразие составляющих элементов при принципиальном отказе от их общего, традиционного деления на сферы частного и публичного права.
К числу известных преимуществ такого подхода можно было отнести возможность максимального учета специфики разнообразных видов общественных отношений, регулируемых правом, тщательность и разветвленность их регламентации. Однако при этом неизбежными стали сложности и громоздкость сложившейся системы, необходимость последовательного размежевания правовых комплексов, затрудняющие их взаимную согласованность. Это было особенно заметно в «пограничных», переходных ситуациях, складывавшихся «на стыке» отдельных правовых отраслей. Решение проблемы нередко искали в создании новых, «комплексных», или «вторичных» правовых отраслей наряду с прежними, общепризнанными, что еще более усложняло всю систему.

Содержание

1. Гражданское право в системе правовых отраслей
2. Место гражданского права в правовой системе
3 Предмет гражданского
4 Метод, функции и принципы гражданского права

Работа содержит 1 файл

Гражданское право.docx

— 49.31 Кб (Скачать)

 В теоретической литературе  было высказано обоснованное  мнение о том, что личные  неимущественные отношения, не  связанные с имущественными, лишь  охраняются и защищаются, но не  регулируются гражданским правом. Правда, это мнение подверглось  не менее убедительной критике.  В частности, отмечалось, что защита  прав есть одна из форм правового  регулирования, а также что  обладатель такого неотчуждаемого  блага имеет и некоторые возможности  распоряжения им, например вправе  разрешить использовать данные  о своей личности в средствах  массовой информации.

Само же право на защиту является обычным гражданским правом —  элементом механизма гражданско-правового  регулирования.

 По этому поводу менялась  и позиция отечественного законодателя. Если в п. 2 ст. 1 Основ гражданского  законодательства Союза ССР и  республик 1991 г. личные неимущественные  отношения предполагались составной  частью предмета гражданского  права, то п. 2 ст. 2 и п. 2 ст. 150 ГК 1994 г. исходят лишь из возможности  их защиты, но не «позитивного»  регулирования (несмотря на существенное  расширение круга таких отношений  п. 1 ст. 150 ГК). Данный подход объясняется  реальным отсутствием в гражданском  законодательстве системы содержательных, «позитивных» правил, устанавливающих  самостоятельный гражданско-правовой  режим этих объектов, и неудачей  попыток их создания. Практически  гражданское право пока действительно  используется лишь для защиты  такого рода отношений, но не  для их прямой регламентации.

 

§ 3. Метод, функции и принципы гражданского права

1. Метод гражданского  права

 Метод правового регулирования  представляет собой комплекс  правовых средств и способов  воздействия соответствующей отрасли  права на общественные отношения,  составляющие ее предмет. Для  того чтобы такое воздействие  было эффективным, т. е. достигало  результата, на который оно рассчитано, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых  отношений. Иначе говоря, содержание  метода правового регулирования  в существенной мере предопределяется  характером регулируемых отношений  (предметом правового регулирования).

 Поэтому очевидно, что в сфере  частного права подлежат использованию  способы, принципиально отличные  от применяемых в сфере публичного  права. Ведь речь здесь идет  о частных (имущественных и  неимущественных) отношениях экономически  независимых, самостоятельных товаровладельцев. Если в публичном праве в  силу его природы господствуют  методы власти и подчинения, властных  предписаний (обязываний) и запретов, то для частного права, напротив, характерны дозволение и правонаделение, т. е. предоставление субъектам  возможностей совершения инициативных  юридических действий — самостоятельного  использования правовых средств  для удовлетворения своих потребностей  и интересов.

 Отраслевой метод правового  регулирования общественных отношений  раскрывается в четырех основных  признаках:

 • характере правового положения  участников регулируемых отношений;

 • особенностях возникновения  правовых связей между ними;

 • специфике разрешения возникающих  конфликтов;

 • особенностях мер принудительного  воздействия на правонарушителей.

 С учетом особенностей частноправового  регулирования эти признаки в  гражданском праве выглядят следующим  образом.

 Экономическая независимость  и самостоятельность участников  регулируемых гражданским правом  отношений закрепляются путем  признания их юридического равенства,  составляющего основную характеристику  метода гражданского права. Речь  идет именно о юридическом,  а не об экономическом (фактическом)  равенстве, которое практически  всегда отсутствует. Да и само  юридическое равенство означает  лишь отсутствие принудительной  власти одного участника частноправовых  отношений над другим, но вовсе  не равенство в содержании  конкретных прав сторон (например, в отношениях займа должник,  как правило, вообще не обладает  никакими правами, поскольку на  нем лежит лишь обязанность  вернуть долг).

 Самостоятельность и независимость  участников по общему правилу  исключает возникновение между  ними каких-либо правоотношений  помимо их согласованной, общей  воли (по воле одного из них  или по указанию какого-либо  органа публичной власти). Поэтому  наиболее часто встречающимся  (хотя, конечно, отнюдь не единственным) основанием возникновения прав  и обязанностей участников гражданского  оборота является их договор  (соглашение).

 Предоставление сторонам права  самим определять свои взаимоотношения  и их содержание отражается  в преобладании диспозитивных  гражданско-правовых предписаний,  обычно содержащих возможность  участникам самостоятельно избрать  наиболее целесообразный для  них вариант поведения. Более  того, они вольны по своему  усмотрению использовать или  не использовать предоставляемые  им гражданским правом средства  защиты их интересов.

Вместе с тем это предопределяет инициативный характер подавляющего .большинства  их взаимосвязей. Получение необходимого участникам результата в виде удовлетворения тех или иных потребностей зависит, таким образом, прежде всего от их инициативы и умения организовывать свои отношения и не исключает, а  предполагает известный имущественный (коммерческий) риск.

 Наконец, независимость и  равенство участников предполагают, что споры между ними могут  разрешать лишь независимые от  них органы, не связанные с  кем-либо из них организационно-властными,  имущественными, личными или иными  отношениями. Отсюда — судебный  порядок защиты гражданских прав  и разбирательства возникающих  конфликтов, осуществляемый судами  общей юрисдикции, арбитражными  или третейскими судами.

 Поскольку преобладающую массу  отношений, регулируемых гражданским  правом, составляют имущественные  (или связанные с ними неимущественные)  отношения, гражданско-правовая  ответственность, как и большинство  других гражданско-правовых мер  защиты, тоже носит имущественный  характер. Она состоит в возмещении  убытков потерпевшей стороне  либо также во взыскании в  ее пользу иных сумм или  имущества, как правило не превышающих  размер убытков. Иначе говоря, она имеет компенсационный характер, соответствующий принципу эквивалентности,  действующему в сфере стоимостных  (товарно-денежных) отношений.

 Даже возмещение морального  вреда по гражданскому праву  обычно производится в денежной (имущественной) форме. Имущественные  убытки могут возмещаться и  при нарушении личных неимущественных  прав (п. 5 ст. 152 ГК).

3. Принципы гражданского  права

 Под правовыми принципами  понимаются основные начала, наиболее  общие руководящие положения  права, имеющие в силу их  законодательного закрепления общеобязательный  характер. Такие основные начала  присущи как праву в целом  (правовой системе), так и отдельным  правовым отраслям, а также подотраслям  и даже институтам и субинститутам.

 Значение правовых, в том  числе отраслевых, принципов двояко. С одной стороны, они отражают  существо содержания, социальную  направленность и главные отраслевые  особенности правового регулирования.  Это позволяет лучше понимать  его смысл, правильно толковать  и применять конкретные правовые  нормы.

 С другой стороны, принципы  права должны учитываться при  обнаружении пробелов в законодательстве  и применении правовых норм  по аналогии. Для гражданского  права это обстоятельство имеет  особенно важное значение, ибо  оно чаще других отраслей сталкивается  с такими ситуациями. Дело не  только в том, что оно содержит  общие правила, в которых невозможно  предусмотреть все детали чрезвычайно  многообразных и сложных имущественных  и неимущественных отношений.  Дозволительный характер гражданско-правового  регулирования, рассчитанный на  инициативу участников, заранее  предполагает возможность появления  таких правоотношений, которые вообще  не предусмотрены ни в одной  правовой норме, но соответствуют  «общим началам и смыслу гражданского  законодательства» (ср. п. 1 ст. 8 и  п. 2 ст. 6 ГК). Оформление таких отношений,  включая оценку их правомерности  и разрешение возможных между  участниками конфликтов, не может  осуществляться без опоры на  общие принципы гражданского  права.

 Следует подчеркнуть ту особенность  правовых принципов, что они  носят общеобязательный характер, будучи, как правило, прямо закрепленными  в соответствующих правовых нормах. Поэтому их соблюдение и учет  при рассмотрении конкретных  правовых ситуаций является обязательным  требованием закона.

 К числу таких  основных начал (принципов) гражданско-правового  регулирования относятся:

  1. принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;
  2. принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений;
  3. принцип неприкосновенности собственности;
  4. принцип свободы договора;
  5. принцип самостоятельности и инициативы (диспозитивности) в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав;
  6. принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота (перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
  7. принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав;
  8. принцип всемерной охраны гражданских прав, включая возможность восстановления нарушенных прав и обеспечение их независимой от влияния сторон судебной защиты.

Принцип недопустимости произвольного  вмешательства в частные дела характеризует гражданское право как частное право. Он обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое, непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную деятельность, участников имущественных отношений — товаровладельцев-собственников допустимо теперь только в случаях, прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ).

 Реализации требований этого  принципа содействуют новые правила  законодательства об имущественной  ответственности органов публичной  власти за незаконное вмешательство  в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможности  признания судом недействительными  актов публичной власти или  их неприменения при разрешении  спора (ст. 12 и 13 ГК).

Принцип юридического равенства характеризует правовое положение (статус) участников гражданских правоотношений. Они не имеют никакой принудительной власти по отношению друг к другу, даже если в этом качестве выступает публично-правовое образование.

Напротив, все они обладают одинаковыми  юридическими возможностями и на их действия по общему правилу распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы. Данное положение тоже имеет в  своей основе необходимость обеспечения  равенства субъектов товарообмена (товаровладельцев).

 В гражданском праве имеются  и необходимые изъятия из названного  принципа. Так, гражданский закон  в некоторых случаях устанавливает  специальные правила для предпринимателей, предъявляя к ним как к профессиональным  участникам оборота более жесткие,  повышенные требования. Для граждан-потребителей  в их взаимоотношениях с предпринимателями,  наоборот, предусматриваются дополнительные  правовые гарантии соблюдения  их интересов (как это, например, происходит при заключении так  называемых публичных договоров  в соответствии с правилами  ст. 426 ГК).

Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так  и публичной, означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета либо ограничений в использовании. Очевидно его фундаментальное значение для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях. Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией. Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.

 Действие указанного принципа  исключает возможности как необоснованного  присвоения чужого имущества,  так и новых «переделов собственности», будь то возврат имущества  «прежним владельцам» («реституция») или его принудительное изъятие  и перераспределение в пользу  новых владельцев. Он призван  гарантировать стабильность отношений  собственности, составляющих базу  имущественного оборота. Что касается  перераспределения бывшего публичным  имущества путем его приватизации, то оно отражает волю самого  публичного собственника и потому  не может считаться нарушением  или исключением из действия  рассматриваемого принципа.

Принцип свободы договора является основополагающим для развития имущественного (гражданского) оборота. В соответствии с ним субъекты гражданского права свободны в заключении договора, т. е. в выборе контрагента и в определении условий своего соглашения, а также в выборе той или иной «модели» (формы) договорных связей (ст. 421 ГК). По общему правилу исключается понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов.

Информация о работе Гражданское право